Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирование познавательного развития детей дошкольного возраста.»
1. Охарактеризуйте основные этапы аудитивной оценки голоса.
Логопед, начиная коррекцию голоса, должен иметь заключение фониатра или оториноларинголога и сведения о возникновении и течении нарушения. Однако ему самому следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, их причину. Знание условий работы, режима труда и отдыха пациента дает дополнительные представления о характере нарушения. Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании.
Аудитивным методом оцениваются следующие характеристики. 1. Сила и динамический диапазон голоса: а) голос тихий — громкий; б) возможность изменять его по силе — от слабого до громкого и наоборот. 2. Звучание голоса по качественным признакам: а) голос звонкий — глухой; б) голос осиплый — чистый.
Для количественной оценки чистоты звучания голоса подходит шкала, принятая Союзом Европейских фониатров: 0 — нормальный, 1 — глуховатый, 2 — осиплость слабой степени, 3 — осиплость средней степени, 4 — осиплость сильной степени, 5 — афония, 6 — утрата функции гортани после ее удаления или после травмы.
3. При оценке интонации рассматриваются такие показатели: мелодика, темп речи, ударение, тембр. 3.1. Мелодика: а) голос низкий — высокий; б) монотонный — модулированный (доступность звуковысотных изменений, т. е. понижения и повышения тона).
3.2. Темп речи: а) быстрый — медленный; б) способность ускорять или замедлять темп.
3.3. Ударение — интенсивность звучания в речи отдельных слогов. 3.4. Тембр: а) голос звонкий — глухой; б) звучный — тусклый; в) назализованный — чистый.
2.Составьте план обследования голоса ребенка 6-8 лет.
Голос играет одну из важных ролей в жизни каждого человека. Именно голосовая функция является первой реакцией новорожденного на наш мир, и именно голос сопровождает его в течение всей жизни. В процессе формирования изменяются как акустические, так и физиологические компоненты голоса. Данный процесс вносит большие изменения в строение голосового аппарата, что приводит к перестройке раннее сложившихся акустических характеристик голоса. Возникает необходимость в разработке комплексных мероприятий по профилактике нарушений голоса у детей, направленная на реализацию профилактических мероприятий, предупреждающих голосовые расстройства. Представлено ряд игр, позволяющих выявить уровень сформированности голоса у детей 6-8 лет.
Игра 1. «Страна звуков».
Цель: определить уровень сформированности акустических характеристик голоса: высоты, окраски звука при произнесении изолированных гласных и согласных или их сочетаний.
Детям предлагается плакат с изображением обычной улицы и несколько картинок. Совместными усилиями участники экспериментальной группы должны были воспроизвести то, что сейчас «происходит на улице».
В воздухе летит самолет (у-у-у)
Девочка укачивает свою любимую куклу (а-а-а)
Где-то вдали кричит маленький ослик (иа-иа-иа)
Громко рычит чем-то недовольная собака (р-р-р)
Над песочницей звенит комар (з-з-з)
Около дерева жужжит жук (ж-ж-ж)
Сидя на лавочке, вздыхает старушка (ох-ох)
В поле, за городом мычит корова (му-му-му)
Недалеко от нее мычит теленочек (ме-ме-ме)
Где-то слышен писк мышки (пи-пи-пи)
На лавочке, около старушки, мурлычет взрослый кот (муррр-муррр)
А, смотря на них, мяукает маленький котенок (мяу-мяу)
Время от времени улицу пронзает громкий крик петуха (ку-ка-ре-ку)
А на здании около дворика тикают часы (тик-так
Игра 2. «Как произнести?»
Цель: выявить умение детей применять различного рода интонацию при произнесении отдельных слов или фраз.
Произнесите слово «извините»:
- с вопросительной интонацией;
- с восклицательной интонацией;
- с испугом;
- с грустью;
- медленно и лениво;
- быстро, как будто спеша;
- спокойно.
2. Произнесите фразу, делая акцент на определенное слово:
Мама купила Леночке новое платье.
Мама купила Леночке новое платье.
Мама купила Леночке новое платье.
Мама купила Леночке новое платье.
Мама купила Леночке новое платье.
Игра 3. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Цель: определить возможность детей использовать силу голоса, динамический диапазон и интонацию.
Состояние звукопроизношения
Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.
Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:
Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.
С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.
Шесть сушек у шести старушек.
СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.
З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.
К-Х: Хомяк ходит по кухне.
Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.
ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.
Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.
Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.
Оборудование: зеркало.
-- губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/
-- зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов/,
-- челюсти,
-- прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,
пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного
движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном
положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с