kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы «Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт по воспитанию экологического сознания и бережного отношения дошкольников к природе через организацию различных видов деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности».»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 10 «Сказка» г.Вятские Поляны Кировской области


Опыт работы «Воспитание экологического сознания и бережного отношения к природе у дошкольников через различные формы организации деятельности».


Работая с детьми разного дошкольного возраста более 23 лет, я часто наблюдала, как дети, не задумываясь, ломают ветки деревьев и кустарников, увидев ящерицу, стараются накрыть её ладонью... Я задумалась над тем, как научить детей с первых лет жизни любить и чувствовать окружающий мир, природу, бережно относиться к её красоте и таинству, понимать значимость своих действий и нести ответственность за поступки. Все это явилось причинами, по которым я начала целенаправленную работу в этом направлении.

Свою деятельность осуществляю по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Цель моей деятельности: Способствовать освоению, познанию дошкольниками окружающего мира, формированию у детей эмоционально – нравственного, созидательного отношения к нему.

Поставленную цель реализую через решение задач:

Воспитательных:

Воспитывать эмоционально – положительное, заботливое, созидательное отношение к миру природы и к окружающему миру в целом.

Развивающих:

1. Развивать познавательные интересы, наблюдательность, умение осмысливать увиденное.

2. Формировать умение детей видеть причинно – следственные связи.

Образовательных:

1. Формировать систему элементарных знаний о природе, доступных пониманию ребенка – дошкольника.

2. Помочь в освоении разнообразных доступных дошкольникам способов познания окружающего мира.

3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

С целью выявления знаний детей о природе я провела диагностику. Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности использовала методику «Уровень развития любознательности, познавательной активности» Юркевич В. С. и тест «Ребенок открывает мир природы» О.М. Ельцовой, Н.Н. Горбачевской, А.Н. Тереховой (Приложение 9 на диске).

Уровень развития любознательности, познавательной активности

В. С. Юркевич


Тест «Ребенок открывает мир природы»


По результатам диагностики большая часть детей имеет невысокий интерес к познавательной литературе, затрудняется при ответах на вопросы на сообразительность, в установлении связей в природе, эмоции и чувства по отношению к природе слабо выражены.

Изучение методической литературы было первым шагом к поставленной цели. В качестве основы для проведения непосредственно образовательной и совместной деятельности мною были выбраны Программы Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом природа» и «Радуга» Татьяны Николаевны Дороновой. Знакомство с ними помогло выстроить мне систему работы по формированию у детей начал экологической культуры. «Методика экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаевой помогла в реализации разных видов практической деятельности. Труды академика Н. Н. Поддъякова по экспериментальной деятельности позволили мне понять значимость этого вида детской деятельности и правильно организовать ее. Знакомясь с трудами доктора философских наук, профессора И.Ф. Смольянинова, я систематизировала знания о природе, как источнике эстетического воспитания и образования человека. Книга «Красивое - детскому саду» В.Н. Чураковой помогла мне творчески подойти к использованию природного материала в оформлении групповой комнаты, детских работ. Из трудов Л. В. Ковинько получила советы, как привлечь родителей и сделать их союзниками в работе, как научить организовывать наблюдения с детьми в разное время года, чтобы эти наблюдения стали источником их развития, развития наблюдательности и внимания. В своей работе использовала интересные формы работы с детьми по воспитанию бережного отношения к природе из книги О.А. Карчевцева «Молодежь. Природа. Воспитание.»

В работе руководствуюсь принципами:

1. Научности (правильного отражения действительности);

2. Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение всего года, при гибком распределении материала)

3. Доступности (соотношения содержания, характера и объёма материала возрасту детей);

4. Природосообразности (поддерживает здоровье и способствует формированию здорового образа жизни):

5. Личностно-ориентированного подхода (поддерживает успешность каждого ребёнка);

6. Открытости-закрытости (с одной стороны защита от нежелательных проявлений природного окружения, с другой, стремление к единству Человека и Природы, их взаимопроникновении друг в друга).

В работу с детьми по данной теме я включила различные формы организации деятельности:

  1. Прогулки, экскурсии, наблюдения, труд в природе;

  2. Игры: дидактические, подвижные, творческие;

  3. Элементарные опыты и эксперименты;

  4. Чтение художественной и научно-популярной литературы, рассказы, беседы, загадки, художественное слово;

  5. Работа с природным материалом;

  6. Праздники и развлечения;

  7. Взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

Прогулки и экскурсии с дошкольниками имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. На прогулке и экскурсии я имею возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях во всём их многообразии и взаимосвязях, способствую формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях в природе, о труде человека, преобразующего природу. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предметов и явлений, учу детей различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными и птицами характерные движения, издаваемые звуки. Организую наблюдения при ознакомлении детей с растениями и животными, птицами, погодой, трудом взрослых в природе. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдений — циклические (длительные) наблюдения, например, наблюдение за тополем (февраль — июнь), за берёзой (сентябрь - январь). В одних случаях организую всех детей, в других — наблюдения провожу с небольшой группой или с одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставлю перед собой. В ходе наблюдений развиваются внимание, совершенствуются процессы анализа, дети учатся видеть причинно-следственные связи. Необходимый компонент в процессе воспитания гуманного отношения к природе – труд в природе. Для этого созданы условия в группе и на территории детского сада. В групповой комнате дети ухаживают за растениями в уголке природы и на зимнем огороде. На огороде высаживаем различные овощные культуры (в соответствии с возрастом детей), проводим полив, рыхление, уборку урожая. На участке для прогулок дети и родители во время совместных трудовых дел высаживают цветы, о которых дети заботятся в течение лета. В результате дети получают не только знания о развитии растений, но и практические умения, дети стали принимать более активное участие в охране природы, у них появилось осознанное созидательное отношения к ней. (Приложение 10 на диске)

Разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие, позволяют накапливать чувственный опыт, творчески осваивать приобретённые знания. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных, игры подводят детей к обобщению и классификации, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. При ознакомлении детей с природой я использую дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные, развивающие. (Приложение 11 на диске)

Предметные игры – игры с объектами природы: листьями, семенами, фруктами, овощами. Предметные игры особенно широко использую в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их (сжимать, разжимать, бросать и т.д.), отмечать изменения отдельных внешних признаков. В группе у нас созданы условия для игр с природным материалом во все времена года: песочные столы, наборы формочек для игр с песком и снегом, фигурки людей и животных, силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, жёлуди, оборудование для изготовления цветного льда.

Настольно-печатные игры — помогают мне систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формируют умения по слову восстанавливать образ предмета.

Словесные игры не требуют никакого оборудования. Провожу их с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний дошкольников. Использую игры «Рыбы-птицы-звери», «Летает-плавает-бегает», «Угадай по описанию».

Также в своей работе я использую игровые упражнения. Например, «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же цветок как у меня», «Принеси жёлтый лист» и др. Игровые упражнения помогают мне научить детей различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность.

Подвижные игры природоведческого характера любимы детьми, так как они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. В таких играх как «Кот и мышь», «Солнышко и дождик», «Огуречик» и т.д. дети, подражая действиям, имитируя звуки, глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

В творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т.д. В них мои воспитанники, созидая, познают свойства и качества материалов.

Наблюдение и игры способствуют подготовке детей к более сложному виду деятельности – экспериментированию (Приложение 12 на диске). Именно экспериментальная деятельность позволяет приобретать знания самостоятельно (или под тактичным руководством взрослого), помогает обнаружить новые свойства и качества предметов, их сходства и различия. Элементарные опыты провожу с младшего возраста (игры с водой и песком), по мере накопления опыта детей опыты и эксперименты усложняются (например, выявление зависимости роста растений от тепла, влаги, солнечного света). К подготовительной группе дети владеют навыками экспериментирования: способны поставить познавательную задачу, выдвигать предположения, найти путь решения проблемы, сформулировать вывод.

При ознакомлении детей с природой я использую чтение художественной и научно-популярной литературы, рассказы и беседы, загадки, художественное слово. Словесные методы помогают конкретизировать, пополнить, уточнить, систематизировать знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе наблюдений и труда в природе. Слово помогает осознать связи и зависимости, существующие в природе, сформировать понятия. Загадки, художественное слово поддерживают интерес ребенка к данной теме. Словесные методы сочетаю с наглядными, используя картинки, иллюстрации, репродукции, фотографии, презентации.

Работу с природным материалом использую для закрепления знаний об объектах природы и воспитания эмоционально положительного, созидательного отношения к миру природы. Одним из показателей результативности в данном направлении служат выставки работ из природного материала «Что у Осени в корзинке», «Прекрасное в каждой травинке», «Оживи камень», «Всем цветочкам по горшочку», «Весеннее вдохновение» в которых мои воспитанники принимают активное участие. (Приложение 13 на диске).

Отдельное место занимают праздники и развлечения: «В гостях у Осени», «День Земли», «День птиц», конкурсы загадок, викторины. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются знания о природе, полученные в процессе НОД и в совместной деятельности, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях. (Приложение 14 на диске)

Для достижения положительных результатов в развитии детей необходимо заручиться поддержкой семьи. Я смогла добиться высоких результатов работы, благодаря тесному взаимодействию с родителями. Своё отношение с родителями я строю на основе принципов доверия, сотрудничества, взаимоуважения, открытости. Использую разные формы работы с ними: беседы, советы по интересующим вопросам, родительские собрания, консультации, рекомендации, памятки, папки-передвижки, информационные статьи в родительском уголке, буклеты, презентации коллекций, организацию детско-родительские мероприятия: праздники, выставки. Эффективной формой взаимодействия с родителями считаю проведение мероприятий проекта по взаимодействию с родителями «Семь мостов к пониманию», работающего в детском саду: мероприятия экологической направленности - экологический мостик (походы, экскурсии, совместные трудовые дела), «День игры «Веселый паровозик» (экспериментирование). Родители являются моими помощниками в организации предметной среды: с их помощью создан и оформлен «Музей находок», включающий в себя коллекции разнообразных природных объектов: камней, раковин, семян, гербариев растений и т. д., пополняется уголок природы, на участке для прогулок разбиты альпийская горка и клумба с цветами. (Приложение 15 на диске)

Один из путей повышения качества воспитательно-образовательного процесса - расширение культурно-образовательной среды. Мы посещаем различные мероприятия природоведческой и природоохранной тематики: спектакли Дворца культуры «Победа», кукольных театров республики Татарстан, занятия и выставки, проводимые краеведческим музеем, детской художественной школой. (Приложение 16 на диске). В результате систематической работы наметилась положительная динамика.

Уровень развития любознательности, познавательной активности

В. С. Юркевич









Тест «Ребенок открывает мир природы»




Проведенная диагностика показала, что уровень познавательной активности у детей повысился: чаще приходится слышать вопросы: почему? зачем? как?; дети проявляют познавательное и гуманное отношение к природе, у них появилась потребность в наблюдении за природными объектами. Отмечается повышение уровня развития любознательности; определенных исследовательских умений и навыков (определять проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы).

Планирую добиваться, чтобы у каждого ребёнка было сформировано бережное отношение ко всему окружающему, чтобы он охранял и любил природу, и не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что в ней нет ничего ненужного и всё взаимосвязано. Каждый человек должен быть вооружён твёрдой убеждённостью в том, что необдуманное, недальновидное вмешательство в эти связи может принести непоправимый вред. Основы такой убеждённости я закладываю с детства у своих воспитанников. И чем раньше я начинаю такую работу, тем больше уверенности в том, что синее небо нашей прекрасной планеты, её быстрые реки, бескрайние леса будут служить и правнукам наших внуков.



8

Заведующий МКДОУ детского сада № 10 «Сказка» О.Н.Соловьева


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шакирова Елена Леонидовна

Дата: 13.03.2023

Номер свидетельства: 627392


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства