Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? поэтому обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Изучение правил дорожного движения должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах.
Наш детский сад расположен в районе дорги с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Основная цель нашей работы: формирование основ безопасного поведения на дороге и в транспорте. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в дорожно-транспортное происшествие.
Основные задачи, которые мы ставим перед собой, это:
1. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными, осторожными и осмотрительными.
2. Познакомить детей с правилами дорожного движения.
3. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.
4. Сформировать умения применять полученные знания в жизни.
5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
В детском саду созданы все необходимые условия это:
В каждой группе воспитателями, совместно с родителями оформлены «центры безопасности», которые постоянно обновляются, т.к. меняется возрастной состав группы. Материал, представленный в центрах разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге, магнитные доски с набором транспортных средств и дорожными знаками. Воспитатели умело используют их в своей работе. В групповой библиотеке имеется необходимая литература для детей и воспитателей.
Обучая детей правилам дорожного движения, мы используем такие формы работы как:
1. Обучающие и развивающие занятия, беседы. Нами были реализованы следующие проекты: «Мы за безопасность детей на дороге», «Цветик – семицветик безопасности» и т.д.
2. Целевые прогулки, экскурсии. Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, а также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
3. Индивидуальная работа. При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
4. Праздники и развлечения.
5. Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.
6. Создание групповых библиотек.
7. Развивающая среда. Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды - это способствует закреплению теоретических знаний, а также развитию логического мышления.
8. Работа с педагогами. В нашем детском саду вопросы обеспечения безопасности на дороге часто рассматриваются на педсоветах, семинарах. Проводятся мастер-классы, семинары-брифинги, конкурсы педагогического мастерства, круглые столы, деловые игры. Сбор информации - позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявить лучший опыт с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.
9. Работа с родителями. Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников, поэтому наши педагоги очень тесно сотрудничают с родителями. Ведь именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения на «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» С. Брант. Мы активизировали работу с родителями. В начале учебного года проводится анкетирование родителей на тему: «Я и мой ребенок на улицах города». Из данного анкетирования мы узнаем отношение родителей к правилам дорожного движения. Результаты показали, что родители (65%) не всегда переходят проезжую часть по пешеходному переходу, руководствуясь зеленым сигналом светофора, не все родители (70%) объясняют детям значение дорожных знаков. Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывать, что пример взрослого для ребенка заразителен!