kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы «Роль краеведения в речевом развитии старших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий материал как одно из важнейших условий для эффективного речевого развития дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Роль краеведения в речевом развитии старших дошкольников»»

Рамазанова Наида Тагировна

Воспитатель МБОУ «Прогимназия № 18»

г.Дербент Республика Дагестан



Роль краеведения в речевом развитии старших дошкольников

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи, а в системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.

Цель развития речи – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

  1. развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

  2. развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности

  3. учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем.

Но Республика Дагестан в силу своих экономических, географических, культурных условий отличается своеобразием. Оно заключается, прежде всего, в том, что в республике проживают представители разных национальностей (аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины, русские и др.), каждому из которых принадлежат свой яркий и оригинальный язык, своя культура, свои обычаи и традиции. В такой многоязычной и поликультурной среде языком общения является русский, который выступает консолидирующим фактором, а родной язык служит для общения в семье и с родственниками. Социальная роль русского языка заключается в том, что при общении с представителями любой другой национальности используется русский язык.

Соответственно с этой ситуацией в Республике Дагестан функционируют многонациональные дошкольные учреждения, где воспитательно-образовательный процесс осуществляется на русском языке.

Успешное развитие русской речи нерусских детей возможно лишь в условиях, близких к условиям реального общения. Одним из оптимальных путей создания активной языковой среды является использование краеведческого материала, способствующего появлению интереса у детей к окружающей их действительности, повышению познавательных способностей, обогащению словаря.

Краеведческий материал включает в себя:

  • сферу повседневного быта;

  • условий жизни;

  • трудовую деятельность взрослых;

  • самобытные обычаи и праздники, национальные подвижные игры;

  • национальную еду;

  • дагестанский фольклор (особенно народные сказки);

  • нравственные идеалы;

  • самобытное творчество дагестанского народа;

  • произведения живописи дагестанских художников;

  • особенности природно-климатических условий Республики Дагестан.

Поэтому на практике необходимо применять следующие методы и приемы обучения:

  • наблюдения за сезонными изменениями в процессе экскурсий на природу;

  • проведение учебно-речевых ситуаций в процессе самостоятельной бытовой и трудовой деятельности;

  • экскурсии с целью наблюдения за трудовой деятельностью взрослых;

  • составление диалогов, связных высказываний по произведениям дагестанских и русских художников, описывающих природу, людей, животных, растительный мир Дагестана;

  • просмотр мультипликационных фильмов по мотивам дагестанских сказок и их обсуждение;

  • слушание дагестанских народных сказок, песен, дагестанской классической музыки;

  • использование словесных поручений;

  • специально организованные речевые ситуации.

Для продуктивной работы в нашем детском саду был составлен проект «Моя малая родина – Дагестан».

В начале работы мы провели анкетирование родителей. Родители практически не знают колыбельных песен, редко загадывают детям загадки, читают потешки, не употребляют в речи пословицы и поговорки.

  Работу по речевому развитию детей мы начали с создания развивающей среды в группе. Предметную среду мы наполнили новыми дидактическими играми: «Расскажи об игрушке», «Кто что делает», «Из чего и для чего?», «Найди ошибку и укрась силуэт», «Кто трудится в Дагестане», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Карта моего города», «Бабушкин сундучок».

В группе совместными усилиями родителей, детей и воспитателей создали музейный уголок краеведения.

 Были созданы альбомы с участием детей и родителей: «Мы дружные ребята» (альбом фотографий нашей жизни в детском саду), «Тайна имени», «Традиционная народная кукла», «Сказки – загадки».

Пополнили библиотеку новой литературой: дагестанскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д. Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: подиум, костюмерную, гримерную, декорации, различные виды театров, для проведения обрядовых праздников и театрализованной деятельности. Собрали различный материал для развития мелкой моторики рук, подобрали гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную. Таким образом, мы постарались создать условия для овладения детьми навыками речи.

Формирование речевых умений детей происходило в соответствии с разработанной программой по развитию речи дошкольников на основе использования малых форм фольклора.

В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация проекта предполагала интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи знаниями малых форм фольклора дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности.

Детей старшего возраста следует приучать слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки. Мы старались, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Объясняли значение пословиц «труд и терпение превращаются в золото», «чем больше человек знает, тем он сильнее», «каждая птица свое гнездо любит» и др. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу. Создали альбом «Дагестанские пословицы и поговорки».

  Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в образовательной деятельности и сюжетных играх.

На занятиях изобразительной деятельностью воспитатели знакомили с новыми словами, учили понимать, различать, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомился с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

В своей работе мы широко использовали подвижные народные игры. Дети знают дагестанские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно. В ходе подвижных игр у детей увеличивается словарный запас, они учат считалки, заклички. Народная подвижная игра «Цекубачи» способствует развитию речевого дыхания, так как, по условиям этой игры, на одном дыхании нужно произнести как можно больше раз одно и то же слово «Ц!ек|у». Эта игра развивает речь ребенка, улучшает произношение.

Для наблюдения за трудовой деятельностью взрослых мы провели экскурсии в поле, на мельницу и в пекарню.

Для знакомства с культурной жизнью нашего города Дербент, мы с детьми побывали в библиотеке, в краеведческом музее средней школы, в музее «Боевой славы», в музее-заповеднике, в уголке нашего детского сада «Горская сакля». Вместе с нами активное участие принимали и родители. После чего был создан альбом фотографий «Путешествие в мир красоты и времени».

Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях, а также в родительских собраниях. Для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки.

Вся проделанная работа закреплялась в обрядовых праздниках, ведь календарно-обрядовый праздник – это проявление всех форм и видов культуры (устное народное творчество, фольклор, декоративно-прикладное искусство, словесно-музыкальное, народные игры). Это «Праздник первой борозды», «Первый шаг малыша» и др.

  В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, потешки, самостоятельно организуют игры-забавы и подвижные игры с помощью считалок;

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Таким образом, мы считаем, что краеведческий материал является одним из важнейших условий для эффективного речевого развития, так как опирается на содержание мироощущения и мировосприятия дошкольника, осознания собственного «Я» в окружающем мире.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт работы «Роль краеведения в речевом развитии старших дошкольников»

Автор: Рамазанова Наида Тагировна

Дата: 18.07.2024

Номер свидетельства: 654237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства