Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме самообразования "Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с Малой Родиной"»
МАДОУ «Детский сад «Талантика»
Воспитатель: Егель Марина Викторовна
Опыт работы по теме самообразования
"Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с Малой Родиной"
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Малой Родине» В.А.Сухомлинский
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств дошкольника, как будущего субъекта гражданского общества России. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием первоначальных основ будущей активной гражданской позиции.
При построении воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с родным городом учитывала следующие принципы.
Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности.
Для эффективной, систематической работы разработала « План работы на сентябрь – май 2022-2023 гг.», и использовала дополнительную программу «Пермячок».
Проанализировав возможности предметно-развивающей образовательной среды дошкольного учреждения, мною были дополнены:
нравственно-патриотический уголок,
дополнительные атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
подобрана художественная литература (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о городе Новохопёрске),
оформлены альбомы с фотографиями на темы «Родной край», «Люблю тебя Пермь», «Профессии моих родителей», «Природа моего края», «Животные моего края»,
для ознакомления с традициями русской культуры сделаны лэпбуки «Русская изба», «Богатыри»,
В непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по темам «Моя улица», «История родного города», «Красивые уголки моего города», «Промышленность города», «Дома бывают разные», «Путешествие по городу» знакомила детей с историей города, улиц, архитектурой прошлого и настоящего, с символикой и названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Важным составляющим НОД и организованной совместной деятельности с дошкольниками являются игры на сближение и развитие коммуникативных качеств ребёнка, настрой на тему, использование наглядного материал: фотографий, рисунков, схем; рассказ воспитателя в доступной форме; активизация детей с помощью вопросов, открытие чего-то нового вместе с детьми. Темы НОД определены общей целью - дать ребёнку представление об окружающем мире. История города, улицы, достопримечательности города, жители- всё являлось предметом изучения.
Закрепление знаний с родным городом проходило через различные виды игр:
дидактические: «Мой город», Сложи герб», «Парные картинки», «Достопримечательности родного города», «Я - фотограф», «Жилое-нежилое», «Кто, где живёт»; «По следам художников»,
Чувство к малой родине у дошкольника начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. На экскурсиях дети знакомились и учились любить родную природу в разные времена года. На прогулках по улицам города мы знакомились с достопримечательностями, рассматривали здания, их этажность, архитектуру, говорили о назначении зданий города. Дети учились видеть прекрасное, гордиться своей малой родиной.
Я старалась отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, родного края); труд людей, традиции ит.д., используя их в интеграции с дальнейшими формами работы с детьми, основываясь уже как на его личный опыт. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны были быть яркими, образными, вызывающими интерес, т.к. дети очень эмоциональны. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательность, были подобраны национально. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие им нравственные ценности, представления о доброте и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственно - общественным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Большое значение имеет и приобщение к народным праздникам и традициям. В детском саду были проведены народные праздники: «Екатерина - санница», «Рождество», «Масленица»», «Пасха».
Для успешного достижения цели необходима согласованная совместная работа участников образовательного процесса: детей, воспитателей и родителей.
Работа по ознакомлению детей с родным городом была бы не полной без участия других специалистов. С музыкальным руководителем дети разучивают песни о родине, русские народные танцы, приобщаются к русской культуре. По художественному творчеству дети рисуют улицы родного города, старинные здания, изучают архитектуру, знакомятся с русским костюмом. Совместно с инструктором по физической культуре проведены спортивные праздники «Богатыри спешат на помощь», «Нолинские силачи».
Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности пример близких людей. Поэтому важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко я использую при работе с детьми и их родителями.
Для родителей были проведены консультации, оформлены информационные стенды. Совместно с родителями были созданы фотоальбомы о родном городе. Мамы и папы принимают вместе с детьми активное участие в различных выставках, проводимых в детском саду.
Мы воспитываем у детей уважение к людям труда, учим гордиться тем, что сделано руками людей, живущих в родном городе.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников ВОВ) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Результаты диагностики в конце учебного года показали, что у воспитанников расширились представления о родном городе, повысился интерес к жизни города Перми, повысился уровень компетентности у родителей по ознакомлению с родным городом своих детей в семье.
Таким образом, работа по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития родного города, отбор наиболее эффективных методов, средств и форм организации образовательного процесса, вовлечение в него родителей, связь с общественностью - все это позволяет реализовывать основную задачу: способствовать воспитанию гражданина своего Отечества. Социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую личность, уважающего свою культуру, традиции, любящего свою Родину, будущего субъекта гражданского общества России.
Также мы активно участвуем в городских и региональных конкурсах по данной тематике, не раз наши работы занимали призовые места
Разработанный мною перспективный план, раскрывает содержание работы по разным видам деятельности, при этом использую разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры, фотопрезентации, устный журнал, спортивный досуг, мастер - класс. Использование такого многообразия форм мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни края. Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с Малой Родиной, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях, о жизни и быте народапроживающего на территории Пермского края.