Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по правилам дорожного движения»
О.В.Абаполова
воспитатель МКДОУ № 22 г. Кирова
первая квалификационная категория
Опыт работы по ПДД
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей на дорогах, так как все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
В разделе Формирование основ безопасности из основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ставятся следующие задачи:
Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о дорожных знаках, о движении транспорта, о работе светофора.
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и общественном транспорте.
Социальная острота проблемы ДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни.
Одной из форм игры является квест – новая форма обучения, с помощью которой дети решают проблемные задачи по указанным адресам. Так с детьми была проведена квест-игра «Детские средства передвижения: велосипеды, самокаты», целью, которой являлось формирование основ безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах.
Очень интересной формой профилактики ДТТ являются целевые прогулки. Они направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. Целевая прогулка «Правила передвижения детей — водителей» была проведена в форме волонтёрства. Дети подготовительной группы выступали в качестве активных помощников для младших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста в ходе прогулки реализовали следующие задачи: совершенствование знаний дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «люк», «дорога», «перекрёсток», «проезжая часть», «дорожные знаки», «пешеходный переход». Развитие умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации. Формирование сознательного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Занятие-конкурс на лучшую пооперационную карту по результатам целевой прогулки: детям было предложено нарисовать схему безопасного передвижения до перекрестка. Лучшие работы отбирались на выставку «Мой безопасный микрорайон».
Дети приняли активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассматривали сюжетные картинки, играли с макетами дороги с перекрестком, рассматривали тематические альбомы «Виды транспорта», «Дорожные знаки», провели цикл целевых прогулок «Светофор», «Пешеходный переход», играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», просмотрели видеоролики.
В группе мальчики приняли участие в театрализации: «Переходи дорогу правильно». Обыграли историю непослушного кота, который нарушал правила дорожного движения. Спектакль посмотрели дети всех групп.
Совместно с инструктором по физической культуре был проведен спортивный праздник «Правила дорожные всем детям нужно знать». Дети были поделены на команды, придумывали девиз и речевки, далее участвовали в конкурсах.
К проблеме развития навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста были также привлечены родители. Им было предложено пополнить предметно-развивающую среду группы посредством изготовления дидактических игр, макетов по ПДД, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, поучаствовать в городском конкурсе "Зеленый огонек".
В заключении можно сделать вывод о том, что формирование навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций. Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей.