kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы на тему «Ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения в процессе прогулок и экскурсий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формитованию представлений о правилах дорожного движения у младших дошкольников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы на тему «Ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения в процессе прогулок и экскурсий»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Калинка» г. Орлов













Опыт работы воспитателя

Кротовой Натальи Валентиновны



«Ознакомление младших дошкольников

с правилами дорожного движения

в процессе прогулок и экскурсий»











«Ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения в процессе прогулок и экскурсий»


Проблема дорожно-транспортных происшествий в России велика, особую тревогу вызывает ситуация с детским травматизмом на дороге.


Причиной данных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, отсутствие навыков поведения на дороге.


Воспитание безопасного поведения на дороге у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Педагогическая практика показывает, что данную работу необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Чтобы к моменту перехода из детского сада в школу ребенок легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения.


Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, рядом с автобусной остановкой, перекрестком, магазином, автостоянкой , необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Работая с малышами, я заметила, что во время нод по ознакомлению с правилами дорожного движения дети с удовольствием погружаются в игровую ситуацию. Но при этом испытывают трудности в оценке и анализе реальной опасности, с которой ребенок может столкнуться в обычной жизни. Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности, на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут принести к печальным последствиям.



Это связано с особенностями высшей нервной деятельности ребенка: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессом возбуждения над процессами торможения..

Как научить ребенка безопасному поведению на дороге? Прежде всего это не просто! Надежное поведение обеспечивается только через привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или не перебегай проезжую часть». Только систематические, последовательные занятия и личный пример взрослых могут создать у детей привычку. Работа с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения будет эффективна, если теоретический материал тесно связан с практикой. Анализируя работу прошлых лет, я пришла к выводу, что достаточные практические навыки , дети могут поручить только становясь участниками дорожного движения. Наблюдая и анализируя увиденное во время прогулок и экскурсий.

Исходя из этого, поставила для себя цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста навыки осознанного, безопасного поведения на улицах города, через использование прогулки и экскурсии

Определила для себя следующие задачи:

  1. Познакомить детей с правилами дорожного движения;

  2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

  3. Формировать умения применять полученные знания  в жизни;

  4. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

  5. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.





Изучив различную методическую литературу :

  • Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

  • Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. Сада»

  • Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки» и опыт работы педагогов дошкольных учреждений через интернет-ресурсы

  • Т. Саулина «Три сигнала светофора»

  • Н. С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников»

  • С. Н. Черепанова «Правила дорожного движения дошкольникам»

  • Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке»


мной разработан перспективный план обучения детей ПДД.

Для реализации поставленной цели я в первую очередь обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной среды. Для детской образовательной деятельности подготовила:

  • Игрушки и игровое оборудование: , Макет города. Машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Рули, сумка с билетами. , Дорожные знаки и светофор.

  • Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых). Книги

  • Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «На дорогах города», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор». Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.

  • Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», домино «Транспорт», «Собери машину по частям».

Для поддержания интереса детей и представления более четкой картины в естественных условиях мною была составлена тематическая картотека целевых прогулок для младших дошкольников , которые содержали краткие беседы, наблюдения, знакомство с правилами дорожного движения. Данные темы были включены мною в перспективное планирование наблюдений и экскурсий.

В нее вошли такие разделы. как

  • знакомство с дорогой;

  • наблюдение за работой светофора; ???

  • наблюдение за транспортом;

  • пешеходный переход.

  • дорожные знаки

  • правила перехода проезжей части по пешеходному переходу


В дальнейшем я скорректировала образовательный процесс таким образом, что после нод и игровых упражнений по ознакомлению с правилами дорожного движения обязательно следовала экскурсия или наблюдение на улицах города. Где у меня была возможность закреплять и обобщать знания детей, полученные во время нод, сюжетно – ролевых и дидактических играх.



Первые экскурсии были организованы на участках дороги около детского сада. Выходили с детьми за периметр детского сада и прогуливались по тротуарам. Во время таких прогулок я обращала внимание малышей на части дороги. Какая часть называется проезжей и где она находится. Объясняла , что по ней движется транспорт. Показала детям, что такое «обочина», Где расположен «тротуар» (по нему идет пешеходы). Акцентировала внимание на том, что мы идем пешком по тротуару – мы пешеходы. Рассказала детям, какие части одежды помогают водителям лучше видеть пешеходов – светоотражающие элементы одежды.

Вместе с детьми проговаривали и закрепляли такие выражения, как «справа», «слева», «спереди – сзади», «рядом», «навстречу», «на противоположной стороне», «посредине»,«напротив», «погодные условия», «видимость». «состояние дороги» и т. д.

Во время прогулок и экскурсий расширяла представления детей об улице.

Рассказывала, что дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т.д.;

Была организована целевая прогулка к перекрестку, где обратила внимание, что «перекресток» - это пресечение дорог. Дети узнали, какие есть правила при движение на перекрестке для пешеходов.. Интересно было детям наблюдать, как взаимодействуют на дороге пешеходы и транспорт.


В разделе «Наблюдение за транспортом» провела экскурсию к улице Орловской . Наблюдали за различным транспортом, вспомнили назначение легкового, грузового транспорта, спец. техники. Определили, что транспорт, перевозящий людей (пассажиров) – пассажирский транспорт. И останавливается он в специально отведенных местах – остановках. Они обозначены дорожным знаком –«автобусная остановка». Познакомила детей с правилами поведения на остановке. наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, рассматриваем разнообразие транспортного средства, знакомлю детей


Знакомясь с сигналами светофора отправились к зданию полиции. Там мы могли увидеть, как светофор регулирует движение транспорта. Хотя светофор и двухцветный, дети вспомнили значение красного и зеленого сигналов. Закрепляли умение правильно реагировать на сигналы светофора. Вспомнили значение желтого сигнала светофора, и чем важен этот сигнал.

Знакомясь с правилами перехода проезжей части дороги, сразу закрепляли правила поведения на улице, учить переходить улицу по специально выделенному знаку - «зебре», «пешеходному переходу», спокойным уверенным шагом, дождавшись, когда машины остановятся. (не перебегать)

Очень понравились детям прогулки , направленные на ознакомление с дорожными знаками. Во время таких экскурсий предлагала вспомнить о назначении таких дорожных знаков, как «пешеходный переход», «осторожно: дети», Закрепляла знания о их назначении.


Считаю, для то, чтобы дети могли более успешно осваивать «дорожную грамоту» необходима тесная связь с семьёй

Я начала эту работу с изучения мнения семей, запросов родителей, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из современных форм взаимодействия. Результаты анкетирования родителей на тему безопасности дорожного движения показали , что почти 45% опрошенных родителей не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами нарушают эти правила.

Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало мне возможность спланировать в дальнейшем тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.


Чтобы убедить родителей в актуальности данной работы провела родительское собрание с просмотром социального ролика по ПДД «Дети учатся у взрослых», где предложила обсудить увиденное и поделиться своим мнением о важности и серьезности данной темы .

Подготовила консультации на темы «Дети на дороге», «Маленькие пешеходы», «Дорожная грамота», и другие. Подготовила для родителей памятки «Памятка юного пешехода», «Обучение ребенка наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановке общественного транспорта»

Регулярно помещаю материал в родительский уголок «С детьми на улице», «Правила движения по тротуару и по обочине» , «Готовясь перейти дорогу» и другие. Регулярно в родительский уголок помещаю папки – передвижки «Улицы города», «Осторожно! Дорога!», «Правила перехода улицы» и др.

После каждой нашей с детьми экскурсии, для родителе готовлю газету о прогулке, в которую входят фотографии и описание экскурсии и того , с чем познакомились дети. Для родителей готовлю рекомендации, какие правила вспомнить по дороге домой.

Анализируя проделанную работу по данной теме и наблюдая за детьми во время прогулок, сюжетных игр, свободной деятельности, обратила внимание что:

  • Дети увереннее себя чувствуют на улице

  • Анализируют ситуацию на дороге.

  • Принимают участие в обсуждении и выборе верной модели поведения.

  • Узнают и называют дорожные знаки

  • Называют значение сигналов светофора.

  • Знают правила перехода улицы.

  • Уверенно ориентируются в пространстве. Разделяют понятия «право», «лево».

Итак, результаты показывают, что выбранная мной система работы по ознакомлению младших дошкольников пдд через прогулки и экскурсии является правильной. Поэтому данную работу я буду продолжать и совершенствовать.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кротова Наталья Валентиновна

Дата: 19.01.2025

Номер свидетельства: 663776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства