Опыт работы по теме:"Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда".
Опыт работы по теме:"Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда".
Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии памяти, восприятия, мыслительной деятельности, внимания, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, особенности приема и переработки информации, пространственных представлений. У таких ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия. Чтобы сделать обучение осознанным, заинтересовать их, нужны индивидуальные программы развития, нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть более индивидуализированный. С помощью компьютерных технологий можно решить эту задачу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме:"Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда".»
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда.
Атрохова Евгения Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ д/с «Колокольчик»
сл.Б. Мартыновка
Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии памяти, восприятия, мыслительной деятельности, внимания, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, особенности приема и переработки информации, пространственных представлений. У таких ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия. Чтобы сделать обучение осознанным, заинтересовать их , нужны индивидуальные программы развития, нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть более индивидуализированный. С помощью компьютерных технологий можно решить эту задачу.
Тема внедрения автоматизирующих и технических средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности актуальна, стала и в наши дни. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей воспитанников в начале и в конце коррекционной работы, наглядное представление результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм, анализ собранной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.
При использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в детском саду позволяет добиться поддержания интереса и внимания на протяжении всего занятия, делает обучение более интересным для ребенка, следовательно, ускоряет процесс коррекции. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Владение ИКТ дает учителю-логопеду возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, обогатить свои знания и умения, переосмыслить методические приемы, позволяет активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Одним из путей повышения эффективности работы педагога является создание и использование на занятиях, разработанных с учетом индивидуальных особенностей детей авторских мультимедийных материалов. Ведь каждый ребенок - это отдельный мир. Ежедневный и кропотливый труд, требующий усидчивости предполагает работу по формированию речевой моторики у детей. Произвольное поведение дошкольников еще недостаточно развито, поэтому без желания самого ребенка организация систематической работы представляется проблематичной. У ребенка необходимо формировать внутреннюю мотивацию. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, мультимедийные фотоальбомы слайд-шоу. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, моторная, слуховая. Созданные материалы могут быть использованы на разных этапах занятия.
Основная цель использования компьютерных технологий в работе с детьми с ОВЗ – оптимизация процесса коррекции речевого развития.
Задачи:
Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.
Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с учителем-логопедом.
Формировать и развивать языковые и речевые средства, высшие психические функции, коммуникативные навыки.
Учитывая образовательные потребности каждого ребенка, осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса.
Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
Обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа.
Развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
Формирование зрительно-пространственных отношений.
Формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение.
Коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук
Занятия с использованием компьютера, необходимо проводить фрагментарно при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов): занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день, а индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы;
использование новых моделей компьютера;
включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений;
во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
На занятиях я использую специальные обучающие программы:
«Домашний логопед» - практический курс издательства «Новый диск»; «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (ООО «Новый диск» 2008); «Логопедия для малышей. Уроки Феи» - практический курс издательства «1С»; «Игры для Тигры» - развивающая программа, разработчик www.logopunkt.ru; Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуков, лексическим и грамматическим темам. Мною было разработано более 15 презентаций по лексическим и грамматическим темам, звукопроизношению. Данные презентации используются в работе нашего ДОУ. Компьютерные технологии я использую в работе с родителями. Наша группа постоянно на родительских собраниях делает видеоотчеты, демонстрация презентаций. Как показывают практические наблюдения - использование ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ ведет к следующим положительным результатам:
Критерий здоровьесбережения - соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка осуществляется при следовании требованиям СанПиНов в процессе применения ИКТ.
Образовательный критерий - повышение эффективности работы по коррекции дефектов речи у дошкольников.
Критерии развития - развитие высших психических функций (мышление, восприятие, память, внимание); формирование навыков правильной речи; создание познавательной мотивации; снижение утомляемости и повышение работоспособности.
Социальный критерий - формируются условия для успешной адаптации учащихся с нарушениями речи в детском коллективе.