Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы дошкольного учреждения на тему Реализация воспитателем модели обучение через открытие»
Описание опыта работы дошкольного учреждения на тему: Реализация воспитателем модели "обучение через открытие"
Исследовательская (проблемно – поисковая). Характерной чертой технологии является реализация воспитателем модели «обучение через открытие». Проблемная ситуация, позволяет выдвигать и проверять множество идей и предложений, находить самостоятельно решение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Воспитатель использует различные проблемные ситуации во всех областях образовательной деятельности. Проблемные ситуации могут быть различные по содержанию неизвестного, по усвоению проблемности. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, в вопросах воспитателя. Проблемные технологии могут использоваться также в беседах, в игровой деятельности.
Организация развивающего занятия в форме коллективно – распределённой деятельности воспитателя и дошкольников при внедрении развивающего образования. (из опыта работы)
В условиях стремительного развития нашего общества трансляция «готовых знаний перестаёт быть главной задачей образовательного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных форм и методов обучения. Перед педагогами встаёт задача поиска образовательных технологий, обеспечивающих максимальное развитие воспитанников. В основе моей инновационной работы лежит внедрение практики развивающего образования:
- деятельностный подход к организации образовательного процесса (содержание и формы активности детей по освоению этого содержания). Это предполагает решение определённых задач: интеллектуальных, социальных, творческих в предметно - практическом и наглядно – образном плане с учётом возрастных возможностей детей, опираясь на их зону ближайшего развития;
- организации дошкольных видов деятельности в форме сотрудничества;
- использование знаково – символических средств, как средства организации социального поведения ребёнка в группе;
- развитие рефлексивных процессов при организации познавательной и творческой активности;
- ориентация содержания образования на формирования предпосылок учебной деятельности с целью создания условий для преемственности с начальной школой в системе развивающего образования;
- формирование креативных способностей личности ребёнка при решении творческих задач в рамках организации продуктивных видов деятельности.
В нашем детском саду начали внедрять технологии развивающего образования через создание проблемных ситуаций и организацию сотрудничества детей на занятиях.
Успех обучения в равной мере зависит и от взрослых, и от детей. При этом очень важно так построить образовательный процесс, чтобы ребёнок стал настоящим субъектом, принимающим на себя активную роль. Как же это происходит?
1. Процесс возникновения проблемы.
Поиск проблем – дело не простое. Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один наконец, не поднимет его». Многие ученные утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее чем её решить.
Рассуждения о том, что появление и ясное формулирование должно предшествовать исследованию, верно, лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества – это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена.
Выполняя эту часть работы с детьми, необходимо проявлять гибкость и не всегда требовать непременного ясного осознания и формулирования проблемы. Иногда достаточно её общей приблизительной характеристики, а не чёткого словесного оформления её.
2. Процесс решения проблемы.
Чаще всего организовывается через поиск решения в подгруппах и группах дошкольников. На занятиях проблемы бывают ясные или скрытые, которые не всегда необходимо проговаривать.
Основная задача проблемной ситуации – помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребёнок (или несколько) и включить их в активную поисковую деятельность. Максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми важно создавать ситуации специальными заданиями, закрытыми и открытыми вопросами, которые дают ребёнку возможность рассуждать – обнажить, заострить противоречия в сознании ребёнка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать (например, проблема сохранения чистой воды на планете: возникают противоречия: зачем её беречь, воды много; а сколько её нам нужно, ведь за один день мы употребляем её не много; а ведь вода нам нужна на каждый день и ведь не только нам людям, Нои растениям, и животным, и так далее).
Стоит только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения – изобретать гипотезы.
Новое знание осознаётся в форме гипотезы. Поэтому одним из базовых знаний юного исследователя и является умение их выдвигать, строить предположения. В этом процессе требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность и даже такие личностные качества, как решительность и смелость.
Гипотезы рождаются как в результате логичных рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Поэтому для наших занятий годятся любые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи, так как они нам необходимы, как возможные варианты решения проблемы. Их ценность в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно. Для детей гипотеза становиться важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск решения какой-либо проблемы.
Создание проблемных ситуаций, побуждает детей делать предположения делать выводы и, что очень важно, научить, не бояться допускать ошибки. «Боясь ошибиться, ребёнок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого, он будет решать только лёгкие проблемы», что неизбежно приведёт к задержке интеллектуального развития (А. М. Матюшкин).
3. Процесс определения формы занятия.
На этом этапе активность педагога высока и проявляется:
- в организации занятия;
- в определении цели занятия с постановкой проблемы, которая задаётся детям явно или в скрытой форме;
- в определении формы занятия (в группах, в парах или индивидуально).
Распределения на пары или группы происходит по желанию детей, с использованием знаковой системы, жребия. Но иногда приходиться вмешиваться в этот процесс для соблюдения равновесия.
Если одна группа получается значительно слабее другой, необходимо взаимозаменять одного - двух детей.
Для формирования пар у нас тоже существует правило: сильный занимается вместе со средним, средний со слабым, сильный с сильным. Пары в составе слабый – слабый не формируются, так как уровень, к которому нужно стремиться будет низок.
4. Процесс проведения развивающего занятия.
Здесь наблюдается возрастающая активность детей. На первых этапах внедрения развивающего обучения детям оказывалась помощь в определении порядка выполнения этапов работы в паре, например: посоветуйтесь и решите, кто будет вырезать туловище и голову бабочке из цветной бумаги, а кто будет вырезать крылья.
На следующем этапе дети определяли для себя последовательность действий и распределяли их между собой.
В настоящее время дети самостоятельно определяют объём работы, чётко видят этапы, распределяют между собой содержание этапов работы. В течение занятия я, как педагог не даю прямых указаний, но направляю с помощью вопросов, уточняющих проблему.
На традиционных занятиях позиция педагога была доминирующей. А здесь, педагог не идёт за ребёнком, не идёт далеко впереди, а между только на пол шага.
5. Процесс подведения итога занятия.
Активность педагога на этапе подведения итога занятия значительно уменьшается, инициатива переходит к детям. На занятиях осуществляются следующие виды оценки.
По времени оценивания:
- прогностическая (перед выполнением задания).
- ретроспективная – поэтапная (в конце занятия или после выполнения задания, когда был достигнут результат).
Оценка по субъекту оценивания:
- самооценка – дети оценивают себя сами, без боязни, не стесняясь, с желанием.
- взаимооценка – дети оценивают друг друга.
- оценивает педагог («у вас получилось», «я с вами согласна», «не согласна», проводиться обобщение детских высказываний. Также используется содержательная и эмоциональная оценка по окончанию занятия.
Таким образом, если ранее на занятиях традиционной формы активность педагогов была велика, то на занятиях развивающего обучения активность в основном принадлежит детям: дети ведут поиск решения проблемы;
- распределяют этапы работы в группах и парах;
- самостоятельно выполняют практическую работу;
- подводят итог проделанной работы и определяют степень решения данной проблемы.
Внедрение развивающего обучения предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития самоценных форм активности детей, т. е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности воспитанников.
Познавательно-исследовательское занятие«Сделаем воду чистой»
Образовательная область: Познание.
Группа: Подготовительная к школе
Тема: «Сделаем воду чистой».
Цель:
-развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций и их решения;
-закрепить элементарные представления детей о круговороте воды в природе;
-воспитывать понимание необходимости бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
Задачи:
1. Использование знаково-символических средств, для отражения круговорота воды в природе.
2. Активизация мышления и деятельности детей для выявления и проверки использования различных материалов для очистки воды.
Предварительная работа: беседа «Кому нужна вода», экскурсия на заборные очистные сооружения города.
Оборудование для воспитателя: «посылка и письмо».
Оборудование для воспитанников: модели (туча, капли, река, океан, пар, большой лист бумаги с нарисованными по кругу стрелками, стаканы, воронки, фильтры, бутылочки с загрязнённой водой.
Ход занятия
1. Вводная часть: Дети входят в группу, здороваются, рассаживаются на места.
2. Основная часть
1)Чтение отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».
-Почему же вода не течёт через край моря? (она испаряется, поднимается в тучи)
-Море совсем высохнет, если вся вода испарится? (Вода дождём проливается на землю, собирается в ручейки и течёт в море)
-Как сказать одним предложением, о чём мы сейчас говорили? (о круговороте воды в природе).
2)Моделирование
-Ребята, у меня предложение, а давайте мы все вместе сейчас сделаем модель круговорота воды в природе (принимают задачу)
Алгоритм выполнения задания:
-Работать будем в группе.
-На столе лежат маленькие модельки, их нужно рассмотреть, обсудить,что они обозначают, найти их место на общем листе и наклеить. (рассматривают, обсуждают в группе)
Самостоятельная работа.
-Приступайте к работе. (работают в группе)
Рассматривание:
-Кто расскажет нам о круговороте воды по большой модели? (1-2 ребёнка «читают» модель)
Ретроспективная оценка. Как вы смогли выполнить эту работу? (дают оценку)
Стук в дверь, ребятам пришла посылка, в ней письмо и бутылочки с загрязнённой водой.
Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Крокодил Гена и Чебурашка. У нас в городе беда, не работают очистные сооружения и вола теперь грязная. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать!» (слушают письмо)
Постановка проблемной задачи:
-Вы хотите помочь Крокодилу Гене и Чебурашке?
В чём может заключаться ваша помощь?
(рассуждают: - можно отремонтировать очистные сооружения,
- можно привезти чистую воду,
- попробовать самим очистить воду)
- А с помощью чего мы можем очистить воду? Что мы можем использовать в качестве фильтра? (салфетки, ткань, бинт или марлю)
- А вату можно использовать как фильтр? (выдвигают гипотезы: можно, нельзя, вода не будет протекать)
-Распределитесь на пары, так чтобы в каждой паре получилось 2 значка – голубая и синяя капли.
-Каждая пара выберите себе фильтр, через который будете очищать воду (Распределяются на пары, выбирают фильтр)
-Как вы думаете, какой фильтр лучше всего очистит воду? (выдвигают гипотезы)
Проведение опыта.
(На доске вывешивается схема последовательности проведения опыта)
(очищают воду через фильтр в парах)
-Все закончили, какой вывод можем сделать? (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой)
-Для чего можно использовать очищенную нами воду? (для мытья посуды, для стирки, мыть руки и т. д.)
-Какое у вас настроение? Почему? (настроение радостное, потому что мы смогли помочь Крокодилу Гене и Чебурашке. Потому что мы сделали воду чистой).
Взаимооценка. (ребёнок даёт оценку своему товарищу). Взрослые и дети, вы за всё в ответе! Берегите воду, как и всю природу. Только чистая вода будет другом нам всегда! М. Дудин.