kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание опыта работы дошкольного учреждения на тему Реализация воспитателем модели обучение через открытие

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание опыта работы дошкольного учреждения на тему Реализация воспитателем модели обучение через открытие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы дошкольного учреждения на тему Реализация воспитателем модели обучение через открытие»

    1. Описание опыта работы дошкольного учреждения на тему: Реализация воспитателем модели "обучение через открытие"

Исследовательская (проблемно – поисковая). Характерной чертой технологии является реализация воспитателем модели «обучение через открытие». Проблемная ситуация, позволяет выдвигать и проверять множество идей и предложений, находить самостоятельно решение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Воспитатель использует различные проблемные ситуации во всех областях образовательной деятельности. Проблемные ситуации могут быть различные по содержанию неизвестного, по усвоению проблемности. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, в вопросах воспитателя. Проблемные технологии могут использоваться также в беседах, в игровой деятельности.

Организация развивающего занятия в форме коллективно – распределённой деятельности воспитателя и дошкольников при внедрении развивающего образования. (из опыта работы)

В условиях стремительного развития нашего общества трансляция «готовых знаний перестаёт быть главной задачей образовательного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных форм и методов обучения. Перед педагогами встаёт задача поиска образовательных технологий, обеспечивающих максимальное развитие воспитанников. В основе моей инновационной работы лежит внедрение практики развивающего образования:

- деятельностный подход к организации образовательного процесса (содержание и формы активности детей по освоению этого содержания). Это предполагает решение определённых задач: интеллектуальных, социальных, творческих в предметно - практическом и наглядно – образном плане с учётом возрастных возможностей детей, опираясь на их зону ближайшего развития;

- организации дошкольных видов деятельности в форме сотрудничества;

- использование знаково – символических средств, как средства организации социального поведения ребёнка в группе;

- развитие рефлексивных процессов при организации познавательной и творческой активности;

- ориентация содержания образования на формирования предпосылок учебной деятельности с целью создания условий для преемственности с начальной школой в системе развивающего образования;

- формирование креативных способностей личности ребёнка при решении творческих задач в рамках организации продуктивных видов деятельности.

В нашем детском саду начали внедрять технологии развивающего образования через создание проблемных ситуаций и организацию сотрудничества детей на занятиях.

Успех обучения в равной мере зависит и от взрослых, и от детей. При этом очень важно так построить образовательный процесс, чтобы ребёнок стал настоящим субъектом, принимающим на себя активную роль. Как же это происходит?

1. Процесс возникновения проблемы.

Поиск проблем – дело не простое. Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один наконец, не поднимет его». Многие ученные утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее чем её решить.

Рассуждения о том, что появление и ясное формулирование должно предшествовать исследованию, верно, лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества – это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена.

Выполняя эту часть работы с детьми, необходимо проявлять гибкость и не всегда требовать непременного ясного осознания и формулирования проблемы. Иногда достаточно её общей приблизительной характеристики, а не чёткого словесного оформления её.

2. Процесс решения проблемы.

Чаще всего организовывается через поиск решения в подгруппах и группах дошкольников. На занятиях проблемы бывают ясные или скрытые, которые не всегда необходимо проговаривать.

Основная задача проблемной ситуации – помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребёнок (или несколько) и включить их в активную поисковую деятельность. Максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми важно создавать ситуации специальными заданиями, закрытыми и открытыми вопросами, которые дают ребёнку возможность рассуждать – обнажить, заострить противоречия в сознании ребёнка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать (например, проблема сохранения чистой воды на планете: возникают противоречия: зачем её беречь, воды много; а сколько её нам нужно, ведь за один день мы употребляем её не много; а ведь вода нам нужна на каждый день и ведь не только нам людям, Нои растениям, и животным, и так далее).

Стоит только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения – изобретать гипотезы.

Новое знание осознаётся в форме гипотезы. Поэтому одним из базовых знаний юного исследователя и является умение их выдвигать, строить предположения. В этом процессе требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность и даже такие личностные качества, как решительность и смелость.

Гипотезы рождаются как в результате логичных рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Поэтому для наших занятий годятся любые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи, так как они нам необходимы, как возможные варианты решения проблемы. Их ценность в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно. Для детей гипотеза становиться важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск решения какой-либо проблемы.

Создание проблемных ситуаций, побуждает детей делать предположения делать выводы и, что очень важно, научить, не бояться допускать ошибки. «Боясь ошибиться, ребёнок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого, он будет решать только лёгкие проблемы», что неизбежно приведёт к задержке интеллектуального развития (А. М. Матюшкин).

3. Процесс определения формы занятия.

На этом этапе активность педагога высока и проявляется:

- в организации занятия;

- в определении цели занятия с постановкой проблемы, которая задаётся детям явно или в скрытой форме;

- в определении формы занятия (в группах, в парах или индивидуально).

Распределения на пары или группы происходит по желанию детей, с использованием знаковой системы, жребия. Но иногда приходиться вмешиваться в этот процесс для соблюдения равновесия.

Если одна группа получается значительно слабее другой, необходимо взаимозаменять одного - двух детей.

Для формирования пар у нас тоже существует правило: сильный занимается вместе со средним, средний со слабым, сильный с сильным. Пары в составе слабый – слабый не формируются, так как уровень, к которому нужно стремиться будет низок.

4. Процесс проведения развивающего занятия.

Здесь наблюдается возрастающая активность детей. На первых этапах внедрения развивающего обучения детям оказывалась помощь в определении порядка выполнения этапов работы в паре, например: посоветуйтесь и решите, кто будет вырезать туловище и голову бабочке из цветной бумаги, а кто будет вырезать крылья.

На следующем этапе дети определяли для себя последовательность действий и распределяли их между собой.

В настоящее время дети самостоятельно определяют объём работы, чётко видят этапы, распределяют между собой содержание этапов работы. В течение занятия я, как педагог не даю прямых указаний, но направляю с помощью вопросов, уточняющих проблему.

На традиционных занятиях позиция педагога была доминирующей. А здесь, педагог не идёт за ребёнком, не идёт далеко впереди, а между только на пол шага.

5. Процесс подведения итога занятия.

Активность педагога на этапе подведения итога занятия значительно уменьшается, инициатива переходит к детям. На занятиях осуществляются следующие виды оценки.

По времени оценивания:

- прогностическая (перед выполнением задания).

- ретроспективная – поэтапная (в конце занятия или после выполнения задания, когда был достигнут результат).

Оценка по субъекту оценивания:

- самооценка – дети оценивают себя сами, без боязни, не стесняясь, с желанием.

- взаимооценка – дети оценивают друг друга.

- оценивает педагог («у вас получилось», «я с вами согласна», «не согласна», проводиться обобщение детских высказываний. Также используется содержательная и эмоциональная оценка по окончанию занятия.

Таким образом, если ранее на занятиях традиционной формы активность педагогов была велика, то на занятиях развивающего обучения активность в основном принадлежит детям: дети ведут поиск решения проблемы;

- распределяют этапы работы в группах и парах;

- самостоятельно выполняют практическую работу;

- подводят итог проделанной работы и определяют степень решения данной проблемы.

Внедрение развивающего обучения предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития самоценных форм активности детей, т. е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности воспитанников.

Познавательно-исследовательское занятие «Сделаем воду чистой»

Образовательная область: Познание.

Группа: Подготовительная к школе

Тема: «Сделаем воду чистой».

Цель:

-развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций и их решения;

-закрепить элементарные представления детей о круговороте воды в природе;

-воспитывать понимание необходимости бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.

Задачи:

1. Использование знаково-символических средств, для отражения круговорота воды в природе.

2. Активизация мышления и деятельности детей для выявления и проверки использования различных материалов для очистки воды.

Предварительная работа: беседа «Кому нужна вода», экскурсия на заборные очистные сооружения города.

Оборудование для воспитателя: «посылка и письмо».

Оборудование для воспитанников: модели (туча, капли, река, океан, пар, большой лист бумаги с нарисованными по кругу стрелками, стаканы, воронки, фильтры, бутылочки с загрязнённой водой.

Ход занятия

1. Вводная часть: Дети входят в группу, здороваются, рассаживаются на места.

2. Основная часть

1)Чтение отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».

-Почему же вода не течёт через край моря? (она испаряется, поднимается в тучи)

-Море совсем высохнет, если вся вода испарится? (Вода дождём проливается на землю, собирается в ручейки и течёт в море)

-Как сказать одним предложением, о чём мы сейчас говорили? (о круговороте воды в природе).

2)Моделирование

-Ребята, у меня предложение, а давайте мы все вместе сейчас сделаем модель круговорота воды в природе (принимают задачу)

Алгоритм выполнения задания:

-Работать будем в группе.

-На столе лежат маленькие модельки, их нужно рассмотреть, обсудить,что они обозначают, найти их место на общем листе и наклеить. (рассматривают, обсуждают в группе)

Самостоятельная работа.

-Приступайте к работе. (работают в группе)

Рассматривание:

-Кто расскажет нам о круговороте воды по большой модели? (1-2 ребёнка «читают» модель)

Ретроспективная оценка. Как вы смогли выполнить эту работу? (дают оценку)

3 Физминутка «Мы – капельки» (Имитируют капельки, ручейки, реку, океан)

4 Экспериментирование

Игровая мотивация.

Стук в дверь, ребятам пришла посылка, в ней письмо и бутылочки с загрязнённой водой.

Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Крокодил Гена и Чебурашка. У нас в городе беда, не работают очистные сооружения и вола теперь грязная. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать!» (слушают письмо)

Постановка проблемной задачи:

-Вы хотите помочь Крокодилу Гене и Чебурашке?

В чём может заключаться ваша помощь?

(рассуждают: - можно отремонтировать очистные сооружения,

- можно привезти чистую воду,

- попробовать самим очистить воду)

- А с помощью чего мы можем очистить воду? Что мы можем использовать в качестве фильтра? (салфетки, ткань, бинт или марлю)

- А вату можно использовать как фильтр? (выдвигают гипотезы: можно, нельзя, вода не будет протекать)

-Распределитесь на пары, так чтобы в каждой паре получилось 2 значка – голубая и синяя капли.

-Каждая пара выберите себе фильтр, через который будете очищать воду (Распределяются на пары, выбирают фильтр)

-Как вы думаете, какой фильтр лучше всего очистит воду? (выдвигают гипотезы)

Проведение опыта.

(На доске вывешивается схема последовательности проведения опыта)

(очищают воду через фильтр в парах)

-Все закончили, какой вывод можем сделать? (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой)

-Для чего можно использовать очищенную нами воду? (для мытья посуды, для стирки, мыть руки и т. д.)

-Можно ли её пить? (нет, её нужно кипятить)

3. Итоговая часть. Эмоциональная оценка.

-Вам понравилось занятие? (дают эмоциональную оценку)

-Какое у вас настроение? Почему? (настроение радостное, потому что мы смогли помочь Крокодилу Гене и Чебурашке. Потому что мы сделали воду чистой).

Взаимооценка. (ребёнок даёт оценку своему товарищу). Взрослые и дети, вы за всё в ответе! Берегите воду, как и всю природу. Только чистая вода будет другом нам всегда! М. Дудин.

Занятие окончено. Всем спасибо.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Колганова Юлия Александровна

Дата: 27.11.2022

Номер свидетельства: 618518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства