kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ООД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков «Ж» и «З»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1.  уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;
  2.  отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;
  3.  формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];
  4. развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей;
  5.  воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ООД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков «Ж» и «З»"»

Тема: «Дифференциация звуков «Ж» и «З» в старшей группе.


Цели: Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах.

Программное содержание:

  1. уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;

  2. отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;

  3. формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];

  4. развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей;

  5. воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.


Наглядный материал:

Мультимедийное оборудование, магнитная доска, карточки – схемы, фишки серого цвета на каждого ребенка, карточки с изображениями животных: заяц, жираф, ежик, жук, змея

Предварительная работа:

Д/и «Поймай звук»,  «Четвертый лишний», рассматривание картинок, определение, с какого звука начинается слово.

Физминутка

Д/у «Отгадай загадку», вопросы, загадки, проговаривание звуков, «Слоговая песенка».

Структура занятия:

Вводная часть(3 мин.)

Методические приемы: сюрпризный момент (гости), наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при правильном произношении), словесные (оценка детской речи).

Основная часть. (17 мин)

Методические приемы: наглядные (раздаточный материал), словесные (повторное проговаривание, вопрос), игровые (физминутка, под. игра).

Заключительная часть (5)

Методические приемы: словесные (вопрос),.

Ход занятия:

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Мендвт!

- А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга! (упражнение с колокольчиком). Передавайте друг другу колокольчик и здоровайтесь, называя имя товарища в ласковой форме. Например: Доброе утро, Вероничка! И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

- Молодцы! Проходите на свои места.

- А у нас еще гости! Угадайте их! А подсказкой будет для вас загадки:

Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается. (комар)

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая     (пчела).

—Ребята, вот как жужжит пчела: жжжжжжж

- Скажите, как звенит комарик?

— ( ЗЗЗЗ….)

—Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик, поздоровайтесь.

— Здравствуйте! Мендвт!

— Жужа и Звонарик очень хотят знать, правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?

— Да

— Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков

— песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает

— ( ЗЗЗЗ….)

— Слава, повтори как поет комарик?

Слава: ( ЗЗЗЗ….)

— песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язычок за верхними зубками по языку проходит теплый воздух.

— ( ЖЖЖ….)

— Вероника, как жужжит пчелка?

Вероника ( ЖЖЖ….)

— Ребята, а давайте тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет легче общаться с нашими гостями.


  1. ЗАДАНИЕ

Я буду произносить слова, в которых есть звуки –Ж- и –З-. Если вы услышите звук -Ж- , сразу машете кистями рук, как- будто летит пчелка. А если услышите в слове звук –З-, легонько хлопните в ладоши, как- будто ловите комара. Слова:

- зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно, желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка


— Ребята, молодцы! А теперь следующее 2. ЗАДАНИЕ : от наших гостей «Слоговая песенка». Повторяйте за мной слоговую песенку:

за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы

- А теперь чистоговорки!

Дети произносят чистоговорки  тихо, громко, шепотом.


ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

Зу-зу-зу - едет Ваня на возу.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.


жа, жа, за — вот идет коза

за, за, жа — мы видели ежа

за, жа, за — закрыли мы глаза

жа, за, жа — нет у нас ножа


 - Ребята, давайте пройдем на ширдыки. (Дети садятся полукругом) 

Новое 3. ЗАДАНИЕ «Четвертый лишний» внимательно рассматриваем карточки и отвечаем, какая картинка здесь лишняя.

— береза

—«Лыжи»

— «заяц»

— Ребята, все молодцы. Наши гости очень довольны нашими результатами и они предлагают отдохнуть.

Физминутка

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде .(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.


—Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам загадки: (после того, как дети назовут правильный ответ, воспитатель выставляет картинки отгадок на магнитную доску)

—У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора.

Зайчик

—Под соснами, под елками ползет мешок с иголками.

Ежик

—Шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел

Змея

—Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий.

Жираф

—Шесть ног без копыт, летит – жужжит.

Жук

--- В руки ты его возьмёшь — 
И тебе не страшен дождь! 
Дождь пройдёт — его ты сложишь 
И гулять под солнцем можешь. 

---Зонт

— Какие звуки научились различать? Тема, какие звуки ты запомнил?

Тема: «Ж» и «З»

— Вика Козл., назови звуки, с которыми мы сегодня познакомились.

Вика: «З» и «Ж»


Определение звука в слове.

На столах у детей - решетки с крупными ячейками. Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Слова для звукового анализа: журнал, лыжник, виражи, чиж, жираф, ежик, морж; зима, мороз, козлик, арбуз, замок, ваза.

4. Игра со мячиком «Закончи слово»

- А теперь встанем в круг и поможем Пчелке Жуже отгадать слова, закончим слова слогом ЖА: кра…., ко…., са…., лу….

-А теперь поможем Комарику отгадать слова, закончим слова слогом ЗА: ва…., ро…., берё…., ко….

-Молодцы! Справились с заданием.


—А сейчас для вас самое ответственное 5. ЗАДАНИЕ «Помоги животным найти свой домик». Предлагаю расселить лесных жителей и предмет по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж- в желтый (заяц, жираф, ежик, зонт, жук, змея)

— Сережа, помоги жирафу найти свой домик.

Сережа: Жираф будет жить в желтом домике.

— Сережа, а почему в желтом домике?

Сережа: Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»

— Молодец. Теперь зайчика поселим в домик

—А еж с кем в домике по соседству будет жить? В желтый или зеленый домик пойдет?

— Жука к кому в домик подселим?

— У нас змея ещё пока без домика. Где же ее домик?

- Правильно, в желтый!

- А какому домику подарим зонтик?

— Конечно, зеленому!

Кого заселили в желтый домик ?

- жирафа, ежа, жука,

А в зеленый- зайца, змею и зонт.

Ну, теперь нам пора прощаться с нашими гостями с Жужей и Звонариком. До свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам поиграем. Нам с вами очень весело было.

Рефлексия.

— Как звали пчелку и комарика?

— Какие звуки учились различать?

— Что запомнили?

— Что понравилось?

— Что было трудно?

— До свидания, Ребята!

— До свидания. Сян бяятн!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ООД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков «Ж» и «З»"

Автор: Филиппова Елена Николаевна

Дата: 07.08.2025

Номер свидетельства: 673074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства