Методические приемы: сюрпризный момент (гости), наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при правильном произношении), словесные (оценка детской речи).
— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- Мендвт!
- А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга! (упражнение с колокольчиком). Передавайте друг другу колокольчик и здоровайтесь, называя имя товарища в ласковой форме. Например: Доброе утро, Вероничка! И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
- Молодцы! Проходите на свои места.
- А у нас еще гости! Угадайте их! А подсказкой будет для вас загадки:
Словно гвоздик на магнит, Он на нас бросается – Без бубенчиков звенит, Без зубов кусается. (комар)
Громко я жужжу, летая, Мёд целебный собирая. Всем полезна и мила Хлопотливая (пчела).
—Ребята, вот как жужжит пчела: жжжжжжж
- Скажите, как звенит комарик?
— ( ЗЗЗЗ….)
—Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик, поздоровайтесь.
— Здравствуйте! Мендвт!
— Жужа и Звонарик очень хотят знать, правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?
— Да
— Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков
— песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает
— ( ЗЗЗЗ….)
— Слава, повтори как поет комарик?
Слава: ( ЗЗЗЗ….)
— песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язычок за верхними зубками по языку проходит теплый воздух.
— ( ЖЖЖ….)
— Вероника, как жужжит пчелка?
Вероника ( ЖЖЖ….)
— Ребята, а давайте тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет легче общаться с нашими гостями.
ЗАДАНИЕ
Я буду произносить слова, в которых есть звуки –Ж- и –З-. Если вы услышите звук -Ж- , сразу машете кистями рук, как- будто летит пчелка. А если услышите в слове звук –З-, легонько хлопните в ладоши, как- будто ловите комара. Слова:
- Ребята, давайте пройдем на ширдыки. (Дети садятся полукругом)
—Новое 3. ЗАДАНИЕ «Четвертый лишний» внимательно рассматриваем карточки и отвечаем, какая картинка здесь лишняя.
— береза
—«Лыжи»
— «заяц»
— Ребята, все молодцы. Наши гости очень довольны нашими результатами и они предлагают отдохнуть.
Физминутка
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде .(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках.
—Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам загадки: (после того, как дети назовут правильный ответ, воспитатель выставляет картинки отгадок на магнитную доску)
—У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
— Зайчик
—Под соснами, под елками ползет мешок с иголками.
— Ежик
—Шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел
— Змея
—Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий.
— Жираф
—Шесть ног без копыт, летит – жужжит.
— Жук
--- В руки ты его возьмёшь — И тебе не страшен дождь! Дождь пройдёт — его ты сложишь И гулять под солнцем можешь.
---Зонт
— Какие звуки научились различать? Тема, какие звуки ты запомнил?
Тема: «Ж» и «З»
— Вика Козл., назови звуки, с которыми мы сегодня познакомились.
Вика: «З» и «Ж»
Определение звука в слове.
На столах у детей - решетки с крупными ячейками. Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.
- А теперь встанем в круг и поможем Пчелке Жуже отгадать слова, закончим слова слогом ЖА: кра…., ко…., са…., лу….
-А теперь поможем Комарику отгадать слова, закончим слова слогом ЗА: ва…., ро…., берё…., ко….
-Молодцы! Справились с заданием.
—А сейчас для вас самое ответственное 5. ЗАДАНИЕ«Помоги животным найти свой домик». Предлагаю расселить лесных жителей и предмет по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж- в желтый (заяц, жираф, ежик, зонт, жук, змея)
— Сережа, помоги жирафу найти свой домик.
Сережа: Жираф будет жить в желтом домике.
— Сережа, а почему в желтом домике?
Сережа: Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»
— Молодец. Теперь зайчика поселим в домик
—А еж с кем в домике по соседству будет жить? В желтый или зеленый домик пойдет?
— Жука к кому в домик подселим?
— У нас змея ещё пока без домика. Где же ее домик?
- Правильно, в желтый!
- А какому домику подарим зонтик?
— Конечно, зеленому!
Кого заселили в желтый домик ?
- жирафа, ежа, жука,
А в зеленый- зайца, змею и зонт.
Ну, теперь нам пора прощаться с нашими гостями с Жужей и Звонариком. До свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам поиграем. Нам с вами очень весело было.