Просмотр содержимого документа
«ООД для детей старшей группы по восприятию художественной литературы "Русская народная сказка "Сивка-бурка"»
ООД по восприятию художественной литературы в старшей группе
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Подготовил:
воспитатель I категории
Андриеш М.М.
Задачи. Создавать условия для эмоционального восприятия и запоминания образного содержания сказки, показать особенности образного языка русских народных сказок; дать детям представление о происхождении народных сказок, некоторых жанровых особенностях: определенный зачин и окончание, трехкратный повтор событий; учить воспроизводить последовательность событий в сказке.
Предварительная работа. Основная часть сказки читается заранее (До фразы «На третий день братья снова собираются ехать...»).
Содержание занятия. Дети приглашаются в «сказочную гостиную» (ею может быть большой диван в группе, ковер, уголок национального быта) к Сказочнице. (В Сказочницу превращается воспитатель, надев Некоторые элементы национальной одежды, например, кокошник или платок на плечи.)
«Сказочница» спрашивает детей: любят ли они сказки и какие? Знают ли, откуда берутся сказки? Обобщает высказывания детей, поясняя, что многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, — своим. И так передаются сказки из поколения в поколение, «из уст в уста», как раньше говорили. Называются такие сказки народными.
Предлагает детям вспомнить сказку, которую начали читать вчера. Беседует с детьми по содержанию сказки:
Почему конь стал помогать Иванушке?
Как вы думаете, почему коня звали Сивка-бурка? Это трудно, давайте послушаем слова из сказки: «Одна шерстинка серебряная, а другая золотая», в старину светлых коней называли сивыми, а золотисто-коричневых — бурыми. Вот и получился Сивка-бурка.
Какое заклинание надо было сказать, чтобы появился конь?
Разыгрывается эпизод из сказки, как Иванушка зовет Сивку-бурку. Выбирается пара детей — Иванушка и Сивка-бурка (используются элементы костюма). Иванушка три раза свистит (в свисток) и говорит сказочные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка прибегает из другого помещения.
В это время воспитатель (вместе с детьми) выразительно произносит слова из сказки: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми.
— А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение* окончания сказки.)
Последующая беседа:
Понравилась ли вам сказка?
Как она называется?
С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин — первую фразу сказки «Жил-был...»)
Кто был в этой сказке? (По мере называния педагог выкладывает карточки-символы со схематическим изображением старшего брата,среднего брата, Иванушки, Сивки-бурки, царевны. Названные детьми другие персонажи обозначаются произвольными фигурками — кружками, треугольниками, прямоугольниками и др.)
Далее выкладываются в ряд карточки с изображением трех братьев и детям задается вопрос:
— Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который «повадился пшеницу мять да топтать»? (Воспроизведение содержания этой части сказки с обращением к карточкам с изображением героев каждой ночи.) На первую ночь что произошло? А на вторую? На третью?
Далее выкладывается карточка-символ Сивки-бурки. (Если дети легко справляются с пересказом, то воспитатель может предложить им аналогичным образом рассказать о поездках братьев к терему Елены Прекрасной.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в русских народных сказках все важные события повторяются три раза:
Сколько у отца было сыновей? Сколько ночей подряд они ходи ли в поле? Сколько раз нужно было свистнуть, чтобы вызвать Сивку- бурку? Сколько раз Иванушка ездил ко дворцу Елены Прекрасной?
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими словами начиналась и заканчивалась сказка?
— Да, очень многие сказки начинаются словами «Жили-были...», а заканчиваются: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».