kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОХРАНА ОРГАНОВ РЕЧИ Консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразные недостатки речи у детей, например: слишком быстрый или медленный темп, крикливый или грубый голос, заикание и т. д, со временем закрепляются, и их бывает очень трудно справить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновение тех или иных речевых дефектов.

Речь тесно связана со всем организмом  и непосредственно зависит от психологического состояния ребенка и органов, с помощью которых она осуществляется.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОХРАНА ОРГАНОВ РЕЧИ Консультация для родителей»

Норинова Ульяна Михайловна

учитель-логопед

высшей квалификационной

категории

МКДОУ«Детский сад №2 п. Ольга» Ольгинского района

Приморкого края



ОХРАНА ОРГАНОВ РЕЧИ

Консультация для родителей



Разнообразные недостатки речи у детей, например: слишком быстрый или медленный темп, крикливый или грубый голос, заикание и т. д, со временем закрепляются, и их бывает очень трудно справить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновение тех или иных речевых дефектов.

Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от психологического состояния ребенка и органов, с помощью которых она осуществляется.

О правильном физическом и психическом развитии ребёнка с целью предупреждения всевозможных отклонений или заболеваний родители получают нужные сведения у педиатра или узких специалистов (если такие требуются). Очень важно регулярно проходить врачебный осмотр и точно следовать указаниям специалиста, чтобы в дальнейшем предупредить или предотвратить то или иное заболевание.

Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от заболеваний органов слуха и горла. Вместе с тем не стоит изнеживать их излишним укутыванием, так как это приводит к снижению сопротивляемости организма неблагоприятным условиям.

Дети любят засовывать в уши, нос мелкие предметы, части игрушек и т. п. Известны такие случаи, когда маленькие дети вели себя беспокойно, плакали, жаловались на головную боль. Взрослые же понимали причину беспокойства только тогда, когда обнаруживали инородное тело в ухе или носу ребёнка. Поэтому нужно следить за детьми и предотвращать подобные эксперименты. Важно приучать детей с раннего возраста полоскать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые могут привести к заболеванию полости рта, разрушению зубов и могут перейти по имеющемуся проходу в ухо.

Нужно щадить слух ребёнка, оберегать его от очень громких и резких звуков, от постоянного шума. Даже во время сна ребёнка шум и крики, как физиологически слишком сильные раздражители, притупляют детский слух.

Если вы стали замечать, что ребёнок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется при прослушивании произведений, смешивает звонкие согласные с глухими, путает слова. И искажает отдельные звуки особенно с, з, ц, ш, ж, ч, щ, то обязательно нужно обратится к врачу - своевременное обращение к специалисту поможет предотвратить осложнения и вовремя справиться с недугом.

В случае установления признаков патологии челюстно-лицевой области беременная направляется на консультацию к челюстно-лицевому хирургу, психологу, генетику. Предпочтительнее такого рода консультации осуществлять вместе с отцом будущего ребенка. Осуществление  медико-психологической подготовки и полного информирования матери ведет к снижению стресса у родителей, что в последующем положительно сказывается на предоперационной подготовке ребенка и позволяет провести первичную операцию в ранние сроки. Не надо этого бояться, протез обеспечивает не только нормальное питание, но правильное развитие речи ребенка, предупреждает гнусавое и нарушенное звукопроизношение. Далее по показаниям специалиста нёбную расщелину ликвидируют. До операции необходимо побольше разговаривать с ребёнком, повторяя по несколько раз новые слова, следить чтобы ребёнок произносил их возможно лучше. Так же будет полезно вовлекать ребёнка в игры, при которых надо надувать щёки (самовар пыхтит), использовать игры с надуванием воздушных шаров, надувных игрушек, дуть на ватные шарики, пёрышки, сухие листья и т. п., в общем, учим ребёнка пропускать струю воздуха через рот, а не через нос.

Оптимальный возраст для проведения операции по коррекции расщелины губы, если нет грубой патологии среди других систем, от трёх месяцев, а короткую уздечку языка (плёночку между кончиком языка и ротовым дном) подрезать  можно в стоматологической клинике, но иногда необходима консультация других специалистов. Например, педиатра при проблемах во время вскармливания, логопеда, если имеются сложности при произношении каких-либо звуков, или же у ортодонта, если имеется неправильный прикус. Но следует понимать, что пластика короткой уздечки языка, проведенная ребенку старшего возраста, не может автоматически привести к нормализации речи. Для исправления дефектов звукопроизношения необходим курс специальных логопедических занятий. Так же существует консервативная тактика по растяжению короткой уздечки языка у ребенка, которая требует терпения, систематического выполнения рекомендуемых упражнений. Можно предложить ребёнку, подражая взрослому перед зеркалом, высовывать язык вперед, облизывать им верхние зубы под губой и верхнюю губу, подтягивать к носу. Например использовать упражнения «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Качели», «Язык с носом здоровается» и т. п.

Важно своевременно лечить или удалять аденоиды, лечить болезни, затрудняющие дыхание, которые не только препятствуют развитию нормального произношения, но иногда приводят к заиканию.

Избавление ребенка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (глотание, жевание), дыхания, но благотворно скажется на его общем психологическом и эмоциональном состоянии.

Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки – не кричали, не пели очень громко, особенно на очень высоком тоне, не выходили разгорячёнными на мороз, не пели и не кричали на холоде. Также нужно помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевания голосовых связок. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голос ребёнка становится глуховатым, сиплым, невыразительным. Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если домашними средствами (тепло, укутывание горла, горячее питьё, согревающий компресс и т. п.) хрипота не устраняется, во избежание перехода её в хроническую обязательно надо обратится к специалисту. Во время хрипоты нельзя разрешать ребёнку много и тем более громко говорить, можно предложить ему поиграть в «молчанку». При появлении хриплого (обыкновенно сиплого) голоса, вызванного перенапряжением голосовых связок, необходимо показать ребёнка врачу и строго следовать его указаниям.

Было бы ошибочно думать, что при любых дефектах в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает – органы речи приспосабливаются к правильным движениям. Но всё же дефекты этих органов, особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению ее недостатков. Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, чем раньше, тем лучше.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится ещё в стадии развития она нежная, хрупкая и не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней жизни ребёнка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, пребывания среди нервного и беспокойного окружения.

Нельзя баловать детей, потакать их капризам. К детям нужно относиться ровно, спокойно, предъявляя им разумные требования, которые они в состоянии выполнить. Надо умело, систематически и настойчиво воспитывать у них сознательную дисциплину, выдержку, собранность. Если ребёнок начал складывать картинку или рисовать её, пусть доделает это действие до конца, не отвлекаясь на что то другое. Не следует прерывать ребёнка, одёргивать его то и дело, допекать разными замечаниями, хотя бы и полезными. Правильное воспитание обеспечивает устойчивость нервной системы против неблагоприятных воздействий на неё и поэтому предохраняет ребёнка от развития у него нервной, торопливой, невнятной речи, от заикания.

Очень часто родители, в угоду своего родительского тщеславия, излишне часто и вопреки желанию ребёнка демонстрируют его речевые и умственные способности перед родными и друзьями, при этом отрывая ребёнка от игры или интересного занятия и зачастую не всегда требуя при этом достаточной выразительности и чистоты речи. Нередко родители выбирают для детского заучивания очень длинные, не соответствующие возрасту произведения, что приводит к перегрузке нервной системы ребёнка, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы, в результате чего может развиться заикание или торопливая, невнятная и невыразительная речь.

Так же, чаще, чем мы полагаем, заикание может появиться в результате возникшего чувства страха. Поэтому надо следить, не испытывает ли ребёнок страха. Но, к сожалению, не всегда удаётся вовремя заметить скрытый страх, тайную тревогу или беспокойство, тем более разгадать их причину. В этом случае нужно внимательнее отнестись к поведению ребёнка: он с опаской идёт в тёмную комнату, неохотно остаётся один, боится собак и т. п. Во всех причинах страха, будь он тайным или явным, необходимо выяснить причину его возникновения и постараться устранить её. Или объяснить и показать ребёнку, что его таинственный страх не такой уж и страшный. Насмешки, выговоры и наказания при этом мало помогают, а иногда ещё больше усиливают чувство страха. Поэтому без насилия, очень осторожно и постепенно учим ребёнка преодолевать свой страх. Малыш боится животных – при ребёнке подойдите к ним, покормите с рук, понаблюдайте игру щенков, котят и пр. Боится темноты – на первых порах оставляйте небольшой ночник, не хочет оставаться один – заходите к нему почаще «в гости».

Ну и наконец, затронем еще один не мало важный вопрос, в каком возрасте следует начать обучение иностранным языкам. Многие родители стремятся обучать своих детей иностранным языкам уже в раннем дошкольном возрасте. Они считают, что в раннем возрасте дети легче овладевают языками. Языки отличаются друг от друга по многим параметрам: сходные звуки могут звучать по разному, имеются звуки, отсутствующие в других языках, предложения строятся по другим законам , т. д. Поэтому при одновременном изучении нескольких языков ещё не закрепившиеся звуки родного языка могут под влиянием иностранного языка подвергаться искажению, то же может произойти и со структурой предложения, возможно и затруднение в понимании родного языка, смешение словаря, у детей появляются трудности в точном произношении звуков иностранного языка. В результате возникают нарекания со сторону педагога, плохие оценки и т. д. Вследствие, выше перечисленного, у ребёнка может появиться страх перед речью, а на его почве и заикание.

Вот почему к обучению ребёнка иностранному языку надо подходить осторожно. Как правило, это обучение следует начинать лишь тогда, когда ребёнок уже достаточно хорошо овладел родным языком. Так же необходимо помнить и об индивидуальных особенностях ребёнка, здесь важен и умелый подход педагога, родителей, предупреждающий отмеченные ранее трудности.

Список литературы

1. Власеленко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.

2. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. - 2010. -№ 5.

3. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Елисеева Ю.Ю. - М., 2007.

4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1996.

5. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М., 2002.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

7. Методы обследования речи детей. /Под ред. Чиркиной Г.В. - М., 2003.

8. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1967.

9. Порошина Е.Б., Лизунова Л.Р. Ранее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида. // Логопед. - 2010 - № 4.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. - М., 1981.

11. Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984.

12. Хватцев М.Е. Логопедия: учебник для пед. институтов. - М., 1937


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
ОХРАНА ОРГАНОВ РЕЧИ Консультация для родителей

Автор: Норинова Ульяна Михайловна

Дата: 18.03.2022

Номер свидетельства: 602520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства