Просмотр содержимого документа
««Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»»
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе
Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»
Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление. Задачи: Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе, бережное, заботливое отношение к природе. Развивающая: Развивать грамматический строй речи, связную речь. Образовательная: Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании, закреплять представление об окружающем мире, развивать связную, грамотную речь. Речевая: Активизировать словарь по теме. Предварительная работа: Заучивание стихотворения Владимира Степанова «Что такое лес?», рассматривание картинок с изображением диких (лесных) животных (еж, медведь, белка, лиса, волк, заяц). Материалы и оборудование: Картина – матрица «Лесная поляна», картинки с изображением диких (лесных) животных (еж, медвежонок, медведица, белка, лиса, заяц) , магнитная доска, магниты.
Содержание образовательной деятельности:
1.Вводная часть: Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро!(Говорит воспитатель) - Доброе утро (Говорят дети) Солнцу и птицам! - Доброе утро! (говорят дети) Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем много говорить, по этому сейчас мы проведем артикуляционную гимнастику «Лесная прогулка» В лес пойдём с тобой гулять. (Упражнение «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку) Грибы будем собирать (Упражнение «Грибок.» Рот открыт. Язык присосать к нёбу) В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки. (Упражнение «Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны) А в своём дупле без спешки Белка щёлкает орешки. (Упражнение «Орешек» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку) Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели, В лесу весело гулять, но пора и меру знать.
2.Основная часть: Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответ детей) Воспитатель: Тогда слушайте Он большой, густой, зеленый Представляет целый дом В нем найдут приют и птицы Зайки, волки и лисицы. (Лес) (Дети отгадали загадку)
Воспитатель: Правильно – это лес. Какое мы с вами учили стихотворение про лес Владимира Степанова «Что такое лес?»
(Дети рассказывают стихотворение) Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы... Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам закрыть глаза и представим себе, что мы с вами оказались на лесной поляне. (дети закрывают глаза и в этот момент воспитатель крепит картину с лесной поляной на доску, дети открывают глаза и видят картину).
1) Открываем глаза посмотрите какая поляна изображена на картине?
2) Как вы думаете какое время года изображено на картине?
(дети отвечают – весна)
3) А почему вы так думаете? (дети отвечают)
-Молодцы! Картина не простая, на ней спрятались животные, что бы узнать какие животные спрятались, нужно отгадать загадки?
Загадки: Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка? Разгрызет орешек мелка, Ну, конечно, это…(Белка)
(Показываю белку) Молодцы! Посмотрите как я белка? (дети описывают белку) Воспитатель: Вот еще одна загадка и еще одно животное: Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт, Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель….(Ежик).
Хорошо, правильно. А какой он? (дети описывают ежа) Ребята, послушайте мой рассказ, а про кого рассказ узнаете после того, как отгадаете загадку: Этот зверь зимой не бродит, Из берлоги не выходит. Крепко спит топтышка Косолапый….(Мишка)
Жили – были на лесной поляне белка и еж. Однажды в весной , на лесную поляну вышел, маленький медвежонок и увидел на сосне белку. А у дуба на задних лапах, вытянув мордочку, застыл ёж. «Что за звери? Никогда таких не видел» - подумал медвежонок. А что было дальше, мы с вами узнаем, после того , как немного отдохнем.
Физкультминутка: «Прогулка в лес» По тропинке в лес пойдем (дети шагают)
Перепрыгнем мы ручей,(перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево ,(смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (смотрят направо)
Вверх мы голову подняли (смотрят вверх, стоя на носочках)
Птиц мы в небе увидали (смотрят вверх, стоя на носочках)
Птицы там кружатся (Махи руками над головой влево и право) И на веточки тихо садятся. (Присели на стулья)
Воспитатель: А вот теперь мы с вами пофантазируем, кого медвежонок может встретить на лесной поляне? (Дети причисляют лесных животных) А это домашние или дикие животные? Правильно, отгадаете загадки, кого именно встретил медвежонок: Загадки: Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится, что есть духу Хвост короче уха, Живо угадай – ка, Кто же это?....(Зайка) Правильно , а он какой? (Описывают зайца) Медвежонок встретил зайца. Они стали дружить, вместе играть, веселится, петь песни. И на этот шум прибежала. А кто прибежал, узнаем когда отгадаем еще одну загадку: Догадайтесь, кто же это? В шубку рыжую одета. И не рыба, и не птица. Это – рыжая…(Лисица). Правильно. Медвежонок и заяц испугались и убежали в лес (убираю картинки). А к кому за помощью в лесу они обратились? К маме медведице. Что сделала медведица? Прогнала ее И наши друзья медвежонок и заяц вернулись на лесную поляну. Где опять начали веселиться, играть, петь песни. ( Воспитатель помогает затрудняющимся детям. Составляют рассказ 2-3 ребенка.)
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошие получились у вас рассказы. Теперь ,давайте поиграем с белочкой в игру.
Проводится пальчиковая игра «Белочка» Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. Птичке синичке – вот такой орех. (Показ указательным и большими пальцами маленького ореха.) Лисичке сестричке – вот такой орех. ( Показ ореха большим и средним пальцем.) Зайчику усатому – вот такой орех.( Развести пальцы показывая большой орех.) А мишке косолапому – вот такой орех.(Соединить руки над головой.)
Воспитатель: Весной у всех лесных зверей появляются детеныши. Я буду вам называть мама, а вы мне детенышей, игра называется «МАМА и ее детеныши» (показ картинок с животными). У лисицы – лисята. У волчицы – волчата. У зайчихи – зайчата. У ежихи – ежата. У белки – бельчата. У мыши – мышата. У медведицы – медвежата.
3.Заключительная часть: Ребята, где мы сегодня с вами были? (Дети отвечают на лесной поляне) Кого мы там встретили? (дети перечисляют животных) Вы хорошо поработали. Спасибо.