" Обучение дошкольников правилам дорожного движения"
" Обучение дошкольников правилам дорожного движения"
Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.
Актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Большинство детей нашей страны в семь лет идут в школу. Это переломный момент не только в жизни самого ребёнка, но и в жизни его семьи. Переход ребёнка в школу — сложное и многогранное явление. Этот этап в жизни детей будет связан с целым рядом проблем, из которых наиболее острыми являются вопросы личной безопасности ребёнка — ведь даже путь из школы домой в наше время далеко не безопасен. Вот почему, работу по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения мы начинаем со второй младшей группы.
Работая над этой проблемой, поставлены перед собой такие задачи:
• обучение детей безопасному поведению на дороге.
• формирование у детей навыков и умений следить за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их.
• воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
• расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Организовывая, работу с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо начинать с предметно развивающей среды. Организация велась в трёхнаправлениях:
изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр
изготовление дорожных знаков
изготовление дидактического материала по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность
Начиная работу со второй младшей группы, мы знакомим детей с видами транспорта, беседуем о внешнем виде и назначении легкового и грузового транспорта, рассматриваем с детьми картины, иллюстрации. Рисуем кружки красного, жёлтого, зелёного цветов различных размеров, беседуем о правилах дорожного движения, наблюдаем за движением пешеходов по тротуару, играем в различные подвижные игры: «Птички и автомобиль» и др..
Эту же работу продолжаем и в средней группе. Проводится ряд занятий по закреплению у детей уже имеющихся знаний: рассматриваем картины с изображением грузового транспорта, поезда и железной дороги. Беседуем о значении светофора, отгадываем загадки, читаем стихи о светофоре, играем в настольные игры: «Светофор», «Цветные автомобили», «Дорожная азбука».
В старшей группе проводяся игры «Помоги Незнайке», «Азбука пешехода». Работая в старшей группе, дети учатся классификации транспорта по передвижению (водный, воздушный и наземный), рассматривают и рисуют дорожные знаки, складывают разрезные картинки знаков, разбирают какие знаки являются запрещающими, разрешающими, информационными, указательными. Стараемся создавать проблемные ситуации, из которых дети сами должны найти выход. Дети знают и играют с транспортом специального назначения (пожарная машина, полиция, скорая помощь).
В подготовительной группе расширяется знания детей. Рассказываем детям о работе инспектора ГИБДД, организовываем игры на эти сюжеты, составляем картотеку дорожных ловушек.
Работая над этой проблемой очень приятно, когда дети, приходя в детский сад, рассказывают о своих впечатлениях: какие новые знаки видели на дорогах во время поездок с родителями и о том, какие знаки встречались в пути. Как старались, по мере возможности соблюдать правила пешеходов и как«учили» родителей соблюдать правила.
Понятно, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Необходим тесный контакт между воспитателем и родителями. Вот почему на первом же родительском собрании знакомим родителей с проводимой в группе работой по обучению детей ПДД. Чтобы выяснить, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правил дорожного движения предлагаются анкеты: «Знаете ли вы ПДД?». Ответы родителей показали: многие не знают, что рассказывать детям о ПДД, в каком объеме, какими материалами пользоваться. Это дало возможность спланировать темы бесед, консультаций. Появилась информация на стендах Школа « Светофорик», где даются советы по ознакомлению детей с правилами пешеходов, рекомендована литература для чтения дома.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание воспитателя и семьи помогает вырабатывать у детейнеобходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку. Мы уверены, что знания «дорожной грамоты» приобретённые в д/с, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно - ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные игры.
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.