Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект по экологическому воспитанию «Разведка весенних примет»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 237 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Образовательный проект по экологическому воспитанию
«Разведка весенних примет»
Автор-составитель:
Тангатарова Л.А.
Педагог-психолог МБДОУ
Детский сад №237
Уфа-2017
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Актуальность. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. А наш родной край, Башкортостан кладовая для изучения всех граней природы! Многообразие и красота явлений природы нашего края, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Разведка весенних примет».
Основополагающий вопрос проекта: Действительно ли наступила весна?
Проблемные вопросы:
Что изменилось в неживой природе с приходом весны?
Повлияли ли эти изменения на жизнь людей, растений, животных?
Может ли человек изменить сроки прихода весны?
Творческие задания для детей:
Как животные встречают весну.
Как птицы встречают весну.
В какие игры дети могут поиграть в разные месяцы весны.
Как необходимо одеваться весной.
Какие заботы появились весной у людей.
Цель проекта: закрепить знания детей о признаках весны, о перелетных птицах и научить применять их в предметно – практической и игровой деятельности. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Цель (для детей): собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление весны.
Задачи образовательных областей:
1. Познание:
Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, птиц. Знакомить со свойствами снега и льда. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.
2. Коммуникация:
Продолжать развивать связную речь детей, работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. Упражнять в составлении рассказов о природе, опираясь на личные наблюдения и опыт детей.
3. Социализация:
Развивать умение сотрудничать со сверстниками. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.
4. Художественное творчество:
В процессе собственной деятельности (рисовании) стремиться создавать выразительные и интересные образы, выбирать и правильно использовать материалы и инструменты.
5. Чтение художественной литературы:
Поддерживать интерес к литературе. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
6. Безопасность:
Развивать осторожное и осмотрительное отношение к опасным для человека ситуациям в природе.
Ожидаемые результаты проекта:
1.Сформированность бережного, созидательного отношения к природе.
2. Обогащенность знаний воспитанников о признаках весны, о перелетных птицах .
3.Расширенный кругозор.
В ходе работы над проектом дети научатся:
• работать с дополнительной литературой;
• правильно подбирать одежду для прогулки;
• правильно подбирать игры весной;
• любовь к животным и птицам;
Разработка проекта:
Подобрать методическую и художественную литературу, стихи, пословицы, поговорки, приметы, загадки, картинки по данной теме.
Формы проведения:Наблюдения, конкурсы, беседы с детьми , сюжетно- ролевая игра в разведчиков.
Возраст: 6-7 лет, воспитанники подготовительной к школе группы
Предметно-развивающая среда:
Исследовательский инвентарь.
Экологические занятия (конкурс).
Экскурсии.
Механизм выполнения проекта.
1.Подготовка к работе педагогов ДОУ.
2. Сотрудничество с родителями
3. Подготовка материалов и оборудования.
4. Работа с детьми.
Перечень необходимого оборудования: музыкальный центр, проектор, доска для мультимедийного сопровождения презентации (конкурса, письма Заячьей поляне), термометр, маршрутные листы, мольберт (2 шт.), краски, кисточки.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.
2. Цветкова И.В. Экология для дошкольников.-Ярославль: «Академия развития»,2009
3. Шорыгина Т.А. .«Беседы о здоровье» Москва 2007г.
4. Яровая Л.Н. «Развлечения в Детском саду» «Вако»2007г.
Сценарий игры «Разведка весенних примет»
Воспитанники находят большой конверт с письмом следующего содержания:
Куда: Детский сад № 237 города Уфа
Кому: Воспитанникам подготовительной группы
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса
Здравствуйте, уважаемые воспитанники группы « Радуга»!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые? Получилось так, что одна половина поляны, считала что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что снег еще долго будет лежать, другие говорили, что скоро растает. Одни говорили, что весна уже наступила, а другие думают, что весна только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы ходите в детский сад и узнаете там много нового и интересного, и сможете определить - наступила ли весна. Говорят, идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки - дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!
Заячье собрание. Пригородный лес
Работа с письмом подводит ребят к цели: узнать, наступила ли весна – не по календарю, а в природе и в городе.
Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку весенних примет.
Игра начинается.
Формируется команда разведчиков: вся группа разбивается на небольшие отряды, которые выбирают командира. Каждый отряд придумывает свое название (весеннее), девиз.
Подготовительный этап:
а) разработка плана проекта;
б) подготовка к осуществлению его основного практического дела - путешествия в природу с целью разведки весенних примет.
Как узнать: наступила ли весна? Ответ на этот вопрос предлагает каждый разведотряд.
1 этап маршрута – «Готовность № 1», после которого следует «Старт».
2 этап – «Разведка на местности» - разработан наиболее подробно: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения. Завершает второй этап условный знак «Донесение».
На карте используются следующие обозначения:
Для первого этапа:
«Копилка народной мудрости»
«Советы взрослых »
!!!!!!!!
«Волшебная книга»
Для 2-го этапа:
«Облака»
«Вода»
«Полянка: Трава, деревья"
«Пешеходы»
«В гости к пернатым»
На 1 этапе ребята собирают информацию о весне, о весенних приметах и готовятся к разведке на местности.
Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды группы.
Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла.
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица -.. (Весна)
Воспитатель: Правильно Весна. Прошло время морозных и метельных дней, когда не выйдешь на улицу и долго не погуляешь. Веселее пригревает солнышко, задорно тенькают на кустах синички, бойко чирикают воробьи, в полдень тают прозрачные, как стекло, длинные витые сосульки, звенит капель. Весна!
Чудесный весенний воздух веселит, он пахнет талым снегом и льдом. Так и хочется снять шапку, шарф, сбросить варежки, пошире распахнуть куртку. Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие, сегодня мы с вами отправимся в гости к весне.
1.Каждый отряд представляет себя: название, девиз, приветствие «Добро пожаловать, весна!».
2.Конкурс стихов о весне, песен в которых звучат ее приметы.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт. (А.Толстой)
Ласточка примчалась
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Всё весною пахнет!» (А Майков)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь.
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Мой садик.
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём сирень;
От черёмухи душистой
И от лип кудрявых — тень...
...И весь день, в траве высокой
Лёжа, слушать бы я рад.
Как заботливые пчёлы
Вкруг черёмухи жужжат. (А .Плещеев )
Март
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.(Самуил Маршак)
Снег теперь уже не тот
Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи.
Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки.(С.Маршак)
3.Конкурс художников - «Волшебное письмо»
"Волшебное письмо" Думал я день, Думал два и четыре, Как рассказать всему миру О мире. Чтобы письмо мое Без перевода Сразу дошло До любого народа. И наконец-то Меня осенило: Понял я, Что не нужны мне Чернила! Яркими красками С кистью в руке Буду писать На таком языке: Листья на дереве - Краской зеленой; Краской коричневой - Горные склоны; Краской оранжевой - Жаркое солнце; Разною краской - Мой дом и оконце; Желтой - Колосья Созревшего хлеба; Синею краской - Прозрачное небо; Белого голубя - Белым оставлю... Целый рассказ Я из красок составлю. Этот рассказ мой О счастье, О мире Люди читать будут В каждой квартире. Тронет он душу Любого народа. Краскам не требуется Перевода...(Коринец Ю.)
Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный ( в контурном черно- белом варианте) пейзаж так чтоб он соответствовал весеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению участников.
4.Конкурс «Одень прохожих»: из предложенной одежды в рисунках участникам конкурса нужно отобрать наиболее подходящую для весны. Лишние предметы и одежду отложить в сторону.
5. «Копилка народной мудрости» - конкурс знатоков народных примет
Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Если весной много паутины – к жаркому лету.
Если весной появляется много мышей, год будет неурожайным.
Ласточка низко летает – к дождю.
Если весной встретится белый заяц, то снег обязательно еще выпадет.
Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.
Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.
6. « Весну звали» (исполнение песен о весне, танца «Весну звали»
7. «Портрет весны» (дети демонстрируют нарисованный заранее портрет весны и комментируют его, подробно характеризуя это время года)
Конкурсная программа заканчивается решением жюри (в составе жюри кроме педагогов могут быть родители) о готовности детей к разведке на месте и вручением небольших призов и маршрутных листов для дальнейшего движения.
Второй этап проекта – разведка на местности - это путешествие группы по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание.
1 остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и движение облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи, рисунки (На каждую команду прикрепляется по одному взрослому человеку для соблюдения безопасности на улице и для помощи при выполнении отметок на маршрутном листе.)
2 остановка - «Вода». Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце. Рассматривание луж, цвета воды в лужах, их размеров и т.д.
3 остановка - «Растения. Деревья». Ребята рассматривают просыпающихся после зимней спячки растения, деревья, их цвет, настроение, состояние, набухающие почки на деревьях и т.д.
4 остановка - «Прохожие». Ребята наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.
5 остановка - «В гостях у пернатых». Ребята отмечают возвращение перелетных птиц.
Птицы весенние гонцы. Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Март – время прилета грачей в родные края. Конец марта – время прилета скворцов Время прилета жаворонков – начало апреля.
Финиш
По окончании разведки на местности ребята оформляют свои донесения в форме рассказов по рисункам (маршрутным листам) об увиденном на маршруте.
Вывод: Весна действительно наступила:
• Весной солнце пригревает сильнее, чем зимой.
• Ночь стала короче, а день длиннее.
• Весной тает снег, появляются проталины.
• Воздух прозрачный, дышится легко.
• У деревьев начинает идти сок, они «просыпаются»
• На деревьях набухают почки.
• Появляются подснежники.
• Перелётные птицы возвращаются в свои гнёзда.
• Просыпаются насекомые, заяц белую шубку меняет на серую.
• У людей зимняя одежда меняется на весеннюю.
• Меняются игры детей.
• Начинаются весенние работы в огороде
При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовал каждый участник.
Итоговой работой является ответ на письмо с Заячьей поляны: текст составляется детьми и воспитателем совместно на большом экране (проектор), распечатывается, запечатывается в большой конверт, а утром также неожиданно, как и появился конверт, исчезает.
Релаксация. Понравился наш проект?
Какое у вас было настроение? (Воспитатель раздает ребятам маленькие смайлики). Оцените нашу работу.
Если вам всё было понятно и интересно, то нарисуйте улыбку на лице смайлика. Если вы испытывали небольшие трудности, то ротик прямой, если вам было трудно, то грустный ротик.