kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный проект по экологическому воспитанию «Разведка весенних примет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный проект

 по экологическому воспитанию

«Разведка весенних примет»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект по экологическому воспитанию «Разведка весенних примет»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 237 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан












Образовательный проект по экологическому воспитанию

«Разведка весенних примет»









Автор-составитель:

Тангатарова Л.А.

Педагог-психолог МБДОУ

Детский сад №237









Уфа-2017

Пояснительная записка


Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Актуальность. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. А наш родной край, Башкортостан кладовая для изучения всех граней природы! Многообразие и красота явлений природы нашего края, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.

Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Разведка весенних примет».

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.

Основополагающий вопрос проекта: Действительно ли наступила весна?

Проблемные вопросы:

Что изменилось в неживой природе с приходом весны?

Повлияли  ли эти изменения на жизнь людей, растений, животных?

Может ли человек изменить сроки прихода весны?

Творческие задания для детей:

Как животные встречают весну.

Как птицы встречают весну.

В какие игры дети могут поиграть в разные месяцы весны.

Как необходимо одеваться весной.

Какие заботы появились весной у людей.

Цель проекта: закрепить знания детей о признаках весны, о перелетных птицах и научить применять их в предметно – практической и игровой деятельности. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Цель (для детей): собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление весны.

Задачи образовательных областей:

1. Познание:

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, птиц. Знакомить со свойствами снега и льда. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

2. Коммуникация:

Продолжать развивать связную речь детей, работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. Упражнять в составлении рассказов о природе, опираясь на личные наблюдения и опыт детей.

3. Социализация:

Развивать умение сотрудничать со сверстниками. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

4. Художественное творчество:

В процессе собственной деятельности (рисовании) стремиться создавать выразительные и интересные образы, выбирать и правильно использовать материалы и инструменты.

5. Чтение художественной литературы:

Поддерживать интерес к литературе. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

6. Безопасность:

Развивать осторожное и осмотрительное отношение к опасным для человека ситуациям в природе.

Ожидаемые результаты проекта:

1.Сформированность бережного, созидательного отношения к природе.

2. Обогащенность знаний воспитанников о признаках весны, о перелетных птицах .

3.Расширенный кругозор.

В ходе работы над проектом дети научатся:

•           работать с дополнительной литературой;

•           правильно подбирать одежду для прогулки;

•           правильно подбирать игры весной;

•           любовь к животным и птицам;

Разработка проекта:

Подобрать методическую и художественную литературу, стихи, пословицы, поговорки, приметы, загадки, картинки по данной теме.

Формы проведения:Наблюдения, конкурсы, беседы с детьми , сюжетно- ролевая игра в разведчиков.

Возраст: 6-7 лет, воспитанники подготовительной к школе группы

Предметно-развивающая среда:

  1. Исследовательский инвентарь.

  2. Экологические занятия (конкурс).

  3. Экскурсии.

Механизм выполнения проекта.

1.Подготовка к работе педагогов ДОУ.

2. Сотрудничество с родителями

3. Подготовка материалов и оборудования.

4. Работа с детьми.

Перечень необходимого оборудования: музыкальный центр, проектор, доска для мультимедийного сопровождения презентации (конкурса, письма Заячьей поляне), термометр, маршрутные листы, мольберт (2 шт.), краски, кисточки.

Список использованной литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.

2. Цветкова И.В. Экология для дошкольников.-Ярославль: «Академия развития»,2009

3. Шорыгина Т.А. .«Беседы о здоровье» Москва 2007г.

4. Яровая Л.Н. «Развлечения в Детском саду» «Вако»2007г.



















Сценарий игры «Разведка весенних примет»


Воспитанники находят большой конверт с письмом следующего содержания:

Куда: Детский сад № 237 города Уфа

Кому: Воспитанникам подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса

Здравствуйте, уважаемые воспитанники группы « Радуга»!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые? Получилось так, что одна половина поляны, считала что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что снег еще долго будет лежать, другие говорили, что скоро растает. Одни говорили, что весна уже наступила, а другие думают, что весна только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы ходите в детский сад и узнаете там много нового и интересного, и сможете определить - наступила ли весна. Говорят, идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?

Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки - дело для зайцев очень непростое!

Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание. Пригородный лес



Работа с письмом подводит ребят к цели: узнать, наступила ли весна – не по календарю, а в природе и в городе.

Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку весенних примет.

Игра начинается.

Формируется команда разведчиков: вся группа разбивается на небольшие отряды, которые выбирают командира. Каждый отряд придумывает свое название (весеннее), девиз.

Подготовительный этап:

а) разработка плана проекта;

б) подготовка к осуществлению его основного практического дела - путешествия в природу с целью разведки весенних примет.

Как узнать: наступила ли весна? Ответ на этот вопрос предлагает каждый разведотряд.

1 этап маршрута – «Готовность № 1», после которого следует «Старт».

2 этап – «Разведка на местности» - разработан наиболее подробно: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения. Завершает второй этап условный знак «Донесение».

На карте используются следующие обозначения:

Для первого этапа:



«Копилка народной мудрости»









«Советы взрослых »

!!!!!!!!





«Волшебная книга»









Для 2-го этапа:

«Облака»






«Вода»









«Полянка: Трава, деревья"










«Пешеходы»





«В гости к пернатым»






На 1 этапе ребята собирают информацию о весне, о весенних приметах и готовятся к разведке на местности.

Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды группы.

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла.

То, что всем понравится:

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство, чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица -.. (Весна)

 Воспитатель: Правильно Весна.  Прошло время морозных и метельных дней, когда не выйдешь на улицу и долго не погуляешь. Веселее пригревает солнышко, задорно тенькают на кустах синички, бойко чирикают воробьи, в полдень тают прозрачные, как стекло, длинные витые сосульки, звенит капель. Весна!

Чудесный весенний воздух веселит, он пахнет талым снегом и льдом. Так и хочется снять шапку, шарф, сбросить варежки, пошире распахнуть куртку. Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие, сегодня мы с вами отправимся в гости к весне.

1.Каждый отряд представляет себя: название, девиз, приветствие «Добро пожаловать, весна!».

2.Конкурс стихов о весне, песен в которых звучат ее приметы.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт. (А.Толстой)


Ласточка примчалась


Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как, февраль, ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Всё весною пахнет!» (А Майков)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.


Мой садик.


Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нём сирень;

От черёмухи душистой

И от лип кудрявых — тень...


...И весь день, в траве высокой

Лёжа, слушать бы я рад.

Как заботливые пчёлы

Вкруг черёмухи жужжат. (А .Плещеев )


Март


Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.(Самуил Маршак)


Снег теперь уже не тот


Снег теперь уже не тот, 
Потемнел он в поле. 
На озерах треснул лед, 
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей, 
Небо стало выше. 
Зачирикал воробей 
Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем 
Стежки и дорожки, 
И на вербах серебром 
Светятся сережки.(С.Маршак)

3.Конкурс художников - «Волшебное письмо»

"Волшебное письмо"
Думал я день,
Думал два и четыре,
Как рассказать всему миру
О мире.
Чтобы письмо мое
Без перевода
Сразу дошло
До любого народа.
И наконец-то
Меня осенило:
Понял я,
Что не нужны мне
Чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Буду писать
На таком языке:
Листья на дереве -
Краской зеленой;
Краской коричневой -
Горные склоны;
Краской оранжевой -
Жаркое солнце;
Разною краской -
Мой дом и оконце;
Желтой -
Колосья
Созревшего хлеба;
Синею краской -
Прозрачное небо;
Белого голубя -
Белым оставлю...
Целый рассказ
Я из красок составлю.
Этот рассказ мой
О счастье,
О мире
Люди читать будут
В каждой квартире.
Тронет он душу
Любого народа.
Краскам не требуется
Перевода...(Коринец Ю.)

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный ( в контурном черно- белом варианте) пейзаж так чтоб он соответствовал весеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению участников.

4.Конкурс «Одень прохожих»: из предложенной одежды в рисунках участникам конкурса нужно отобрать наиболее подходящую для весны. Лишние предметы и одежду отложить в сторону.

5. «Копилка народной мудрости» - конкурс знатоков народных примет

  • Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

  • Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

  • Если весной много паутины – к жаркому лету.

  • Если весной появляется много мышей, год будет неурожайным.

  • Ласточка низко летает – к дождю.

  • Если весной встретится белый заяц, то снег обязательно еще выпадет.

  • Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.

  • Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.

6. « Весну звали» (исполнение песен о весне, танца «Весну звали»

7. «Портрет весны» (дети демонстрируют нарисованный заранее портрет весны и комментируют его, подробно характеризуя это время года)

Конкурсная программа заканчивается решением жюри (в составе жюри кроме педагогов могут быть родители) о готовности детей к разведке на месте и вручением небольших призов и маршрутных листов для дальнейшего движения.

Второй этап проекта – разведка на местности - это путешествие группы по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание.

1 остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и движение облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи, рисунки (На каждую команду прикрепляется по одному взрослому человеку для соблюдения безопасности на улице и для помощи при выполнении отметок на маршрутном листе.)

2 остановка - «Вода». Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образован­ным на солнце. Рассматривание луж, цвета воды в лужах, их размеров и т.д.

3 остановка - «Растения. Деревья». Ребята рассматривают просыпающихся после зимней спячки растения, деревья, их цвет, настроение, состояние, набухающие почки на деревьях и т.д.

4 остановка - «Прохожие». Ребята наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.

5 остановка - «В гостях у пернатых». Ребята отмечают возвращение перелетных птиц.

Птицы весенние гонцы. Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.  Март – время прилета грачей в родные края. Конец марта – время прилета скворцов Время прилета жаворонков – начало апреля.


Финиш


По окончании разведки на местности ребята оформляют свои донесения в форме рассказов по рисункам (маршрутным листам) об увиденном на маршруте.


Вывод: Весна действительно наступила:

•           Весной солнце  пригревает сильнее, чем зимой.

•           Ночь стала короче, а день длиннее.

•           Весной тает снег, появляются проталины.

•           Воздух прозрачный, дышится легко.

•           У деревьев начинает идти сок, они «просыпаются»

•           На деревьях набухают почки.

•           Появляются подснежники.

•           Перелётные птицы возвращаются в свои гнёзда.

•           Просыпаются насекомые, заяц белую шубку меняет на серую.

•           У людей зимняя одежда меняется на весеннюю.

•           Меняются игры детей.

•           Начинаются весенние работы в огороде

При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовал каждый участник.

Итоговой работой является ответ на письмо с Заячьей поляны: текст составляется детьми и воспитателем совместно на большом экране (проектор), распечатывается, запечатывается в большой конверт, а утром также неожиданно, как и появился конверт, исчезает.

Релаксация. Понравился наш проект?

Какое у вас было настроение? (Воспитатель раздает ребятам маленькие смайлики). Оцените нашу работу.

Если  вам всё было понятно и интересно, то нарисуйте улыбку на лице смайлика. Если вы испытывали небольшие трудности, то ротик прямой, если вам было трудно, то грустный ротик.














Карта разведки

Старт



2 этап







Финиш



финиш


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательный проект по экологическому воспитанию «Разведка весенних примет»

Автор: Тангатарова Лейсан Ахнафовна

Дата: 09.05.2017

Номер свидетельства: 413962


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства