kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный проект по экологическому воспитанию «Разведка весенних примет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный проект

 по экологическому воспитанию

«Разведка весенних примет»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект по экологическому воспитанию «Разведка весенних примет»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 237 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан












Образовательный проект по экологическому воспитанию

«Разведка весенних примет»









Автор-составитель:

Тангатарова Л.А.

Педагог-психолог МБДОУ

Детский сад №237









Уфа-2017

Пояснительная записка


Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Актуальность. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. А наш родной край, Башкортостан кладовая для изучения всех граней природы! Многообразие и красота явлений природы нашего края, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.

Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Разведка весенних примет».

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.

Основополагающий вопрос проекта: Действительно ли наступила весна?

Проблемные вопросы:

Что изменилось в неживой природе с приходом весны?

Повлияли  ли эти изменения на жизнь людей, растений, животных?

Может ли человек изменить сроки прихода весны?

Творческие задания для детей:

Как животные встречают весну.

Как птицы встречают весну.

В какие игры дети могут поиграть в разные месяцы весны.

Как необходимо одеваться весной.

Какие заботы появились весной у людей.

Цель проекта: закрепить знания детей о признаках весны, о перелетных птицах и научить применять их в предметно – практической и игровой деятельности. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Цель (для детей): собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление весны.

Задачи образовательных областей:

1. Познание:

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, птиц. Знакомить со свойствами снега и льда. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

2. Коммуникация:

Продолжать развивать связную речь детей, работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. Упражнять в составлении рассказов о природе, опираясь на личные наблюдения и опыт детей.

3. Социализация:

Развивать умение сотрудничать со сверстниками. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

4. Художественное творчество:

В процессе собственной деятельности (рисовании) стремиться создавать выразительные и интересные образы, выбирать и правильно использовать материалы и инструменты.

5. Чтение художественной литературы:

Поддерживать интерес к литературе. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

6. Безопасность:

Развивать осторожное и осмотрительное отношение к опасным для человека ситуациям в природе.

Ожидаемые результаты проекта:

1.Сформированность бережного, созидательного отношения к природе.

2. Обогащенность знаний воспитанников о признаках весны, о перелетных птицах .

3.Расширенный кругозор.

В ходе работы над проектом дети научатся:

•           работать с дополнительной литературой;

•           правильно подбирать одежду для прогулки;

•           правильно подбирать игры весной;

•           любовь к животным и птицам;

Разработка проекта:

Подобрать методическую и художественную литературу, стихи, пословицы, поговорки, приметы, загадки, картинки по данной теме.

Формы проведения:Наблюдения, конкурсы, беседы с детьми , сюжетно- ролевая игра в разведчиков.

Возраст: 6-7 лет, воспитанники подготовительной к школе группы

Предметно-развивающая среда:

  1. Исследовательский инвентарь.

  2. Экологические занятия (конкурс).

  3. Экскурсии.

Механизм выполнения проекта.

1.Подготовка к работе педагогов ДОУ.

2. Сотрудничество с родителями

3. Подготовка материалов и оборудования.

4. Работа с детьми.

Перечень необходимого оборудования: музыкальный центр, проектор, доска для мультимедийного сопровождения презентации (конкурса, письма Заячьей поляне), термометр, маршрутные листы, мольберт (2 шт.), краски, кисточки.

Список использованной литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.

2. Цветкова И.В. Экология для дошкольников.-Ярославль: «Академия развития»,2009

3. Шорыгина Т.А. .«Беседы о здоровье» Москва 2007г.

4. Яровая Л.Н. «Развлечения в Детском саду» «Вако»2007г.



















Сценарий игры «Разведка весенних примет»


Воспитанники находят большой конверт с письмом следующего содержания:

Куда: Детский сад № 237 города Уфа

Кому: Воспитанникам подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса

Здравствуйте, уважаемые воспитанники группы « Радуга»!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые? Получилось так, что одна половина поляны, считала что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что снег еще долго будет лежать, другие говорили, что скоро растает. Одни говорили, что весна уже наступила, а другие думают, что весна только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы ходите в детский сад и узнаете там много нового и интересного, и сможете определить - наступила ли весна. Говорят, идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?

Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки - дело для зайцев очень непростое!

Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание. Пригородный лес



Работа с письмом подводит ребят к цели: узнать, наступила ли весна – не по календарю, а в природе и в городе.

Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку весенних примет.

Игра начинается.

Формируется команда разведчиков: вся группа разбивается на небольшие отряды, которые выбирают командира. Каждый отряд придумывает свое название (весеннее), девиз.

Подготовительный этап:

а) разработка плана проекта;

б) подготовка к осуществлению его основного практического дела - путешествия в природу с целью разведки весенних примет.

Как узнать: наступила ли весна? Ответ на этот вопрос предлагает каждый разведотряд.

1 этап маршрута – «Готовность № 1», после которого следует «Старт».

2 этап – «Разведка на местности» - разработан наиболее подробно: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения. Завершает второй этап условный знак «Донесение».

На карте используются следующие обозначения:

Для первого этапа:



«Копилка народной мудрости»









«Советы взрослых »

!!!!!!!!





«Волшебная книга»









Для 2-го этапа:

«Облака»






«Вода»









«Полянка: Трава, деревья"










«Пешеходы»





«В гости к пернатым»






На 1 этапе ребята собирают информацию о весне, о весенних приметах и готовятся к разведке на местности.

Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды группы.

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла.

То, что всем понравится:

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство, чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица -.. (Весна)

 Воспитатель: Правильно Весна.  Прошло время морозных и метельных дней, когда не выйдешь на улицу и долго не погуляешь. Веселее пригревает солнышко, задорно тенькают на кустах синички, бойко чирикают воробьи, в полдень тают прозрачные, как стекло, длинные витые сосульки, звенит капель. Весна!

Чудесный весенний воздух веселит, он пахнет талым снегом и льдом. Так и хочется снять шапку, шарф, сбросить варежки, пошире распахнуть куртку. Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие, сегодня мы с вами отправимся в гости к весне.

1.Каждый отряд представляет себя: название, девиз, приветствие «Добро пожаловать, весна!».

2.Конкурс стихов о весне, песен в которых звучат ее приметы.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт. (А.Толстой)


Ласточка примчалась


Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как, февраль, ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Всё весною пахнет!» (А Майков)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.


Мой садик.


Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нём сирень;

От черёмухи душистой

И от лип кудрявых — тень...


...И весь день, в траве высокой

Лёжа, слушать бы я рад.

Как заботливые пчёлы

Вкруг черёмухи жужжат. (А .Плещеев )


Март


Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.(Самуил Маршак)


Снег теперь уже не тот


Снег теперь уже не тот, 
Потемнел он в поле. 
На озерах треснул лед, 
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей, 
Небо стало выше. 
Зачирикал воробей 
Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем 
Стежки и дорожки, 
И на вербах серебром 
Светятся сережки.(С.Маршак)

3.Конкурс художников - «Волшебное письмо»

"Волшебное письмо"
Думал я день,
Думал два и четыре,
Как рассказать всему миру
О мире.
Чтобы письмо мое
Без перевода
Сразу дошло
До любого народа.
И наконец-то
Меня осенило:
Понял я,
Что не нужны мне
Чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Буду писать
На таком языке:
Листья на дереве -
Краской зеленой;
Краской коричневой -
Горные склоны;
Краской оранжевой -
Жаркое солнце;
Разною краской -
Мой дом и оконце;
Желтой -
Колосья
Созревшего хлеба;
Синею краской -
Прозрачное небо;
Белого голубя -
Белым оставлю...
Целый рассказ
Я из красок составлю.
Этот рассказ мой
О счастье,
О мире
Люди читать будут
В каждой квартире.
Тронет он душу
Любого народа.
Краскам не требуется
Перевода...(Коринец Ю.)

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный ( в контурном черно- белом варианте) пейзаж так чтоб он соответствовал весеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению участников.

4.Конкурс «Одень прохожих»: из предложенной одежды в рисунках участникам конкурса нужно отобрать наиболее подходящую для весны. Лишние предметы и одежду отложить в сторону.

5. «Копилка народной мудрости» - конкурс знатоков народных примет

  • Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

  • Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

  • Если весной много паутины – к жаркому лету.

  • Если весной появляется много мышей, год будет неурожайным.

  • Ласточка низко летает – к дождю.

  • Если весной встретится белый заяц, то снег обязательно еще выпадет.

  • Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.

  • Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.

6. « Весну звали» (исполнение песен о весне, танца «Весну звали»

7. «Портрет весны» (дети демонстрируют нарисованный заранее портрет весны и комментируют его, подробно характеризуя это время года)

Конкурсная программа заканчивается решением жюри (в составе жюри кроме педагогов могут быть родители) о готовности детей к разведке на месте и вручением небольших призов и маршрутных листов для дальнейшего движения.

Второй этап проекта – разведка на местности - это путешествие группы по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание.

1 остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и движение облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи, рисунки (На каждую команду прикрепляется по одному взрослому человеку для соблюдения безопасности на улице и для помощи при выполнении отметок на маршрутном листе.)

2 остановка - «Вода». Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образован­ным на солнце. Рассматривание луж, цвета воды в лужах, их размеров и т.д.

3 остановка - «Растения. Деревья». Ребята рассматривают просыпающихся после зимней спячки растения, деревья, их цвет, настроение, состояние, набухающие почки на деревьях и т.д.

4 остановка - «Прохожие». Ребята наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.

5 остановка - «В гостях у пернатых». Ребята отмечают возвращение перелетных птиц.

Птицы весенние гонцы. Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.  Март – время прилета грачей в родные края. Конец марта – время прилета скворцов Время прилета жаворонков – начало апреля.


Финиш


По окончании разведки на местности ребята оформляют свои донесения в форме рассказов по рисункам (маршрутным листам) об увиденном на маршруте.


Вывод: Весна действительно наступила:

•           Весной солнце  пригревает сильнее, чем зимой.

•           Ночь стала короче, а день длиннее.

•           Весной тает снег, появляются проталины.

•           Воздух прозрачный, дышится легко.

•           У деревьев начинает идти сок, они «просыпаются»

•           На деревьях набухают почки.

•           Появляются подснежники.

•           Перелётные птицы возвращаются в свои гнёзда.

•           Просыпаются насекомые, заяц белую шубку меняет на серую.

•           У людей зимняя одежда меняется на весеннюю.

•           Меняются игры детей.

•           Начинаются весенние работы в огороде

При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовал каждый участник.

Итоговой работой является ответ на письмо с Заячьей поляны: текст составляется детьми и воспитателем совместно на большом экране (проектор), распечатывается, запечатывается в большой конверт, а утром также неожиданно, как и появился конверт, исчезает.

Релаксация. Понравился наш проект?

Какое у вас было настроение? (Воспитатель раздает ребятам маленькие смайлики). Оцените нашу работу.

Если  вам всё было понятно и интересно, то нарисуйте улыбку на лице смайлика. Если вы испытывали небольшие трудности, то ротик прямой, если вам было трудно, то грустный ротик.














Карта разведки

Старт



2 этап







Финиш



финиш


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательный проект по экологическому воспитанию «Разведка весенних примет»

Автор: Тангатарова Лейсан Ахнафовна

Дата: 09.05.2017

Номер свидетельства: 413962


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства