Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по дополнительной платной образовательной услуге театральная студия "Театральный сундучок"»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом заведующий детским садом
детского сада № 41 "Ромашка" № 41 «Ромашка» - филиала
филиала АН ДОО «Алмазик» . АН ДОО «Алмазик»
протокол № _________ ___________ Э.Г. Навзурова
«___» _________ 201__ г. «_____» __________ 201 _ г.
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок»
на 2015– 2016 учебный год
Воспитатель: Бритвенко Ольга Петровна
На основе программы А.В.Щеткина: "Театральная деятельность в детском саду" для занятий с детьми 4-5 лет. Москва. Мозаика-синтез, 2010г.
Пояснительная записка
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы
Задачи программы
Развитие способностей детей средствами театрального искусства.
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. 4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. 6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. 7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы
Принцип развивающего образования
Данный принцип предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребёнка (уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности), что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребёнка.
Принцип интеграции.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования — альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться и в ходе реализации другихобластей ООП. Предлагаемое деление на образовательные области является условным и вызвано удобством в организации материала,необходимостью его систематического изложения.
Принцип деятельности.
Данный принцип заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.). Педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип психологической комфортности
Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализация).
Важным условием принципа является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Для реализации данного принципа педагогу необходимо установить доверительные партнерские отношения с родителями и близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип культуросообразности.
Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд)
Принцип творчества
Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности. Данный принцип подразумевает ситуацию успеха.
Принцип индивидуального подхода.
Данный принцип предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка.
Принцип доступности.
Предполагает реализацию деятельности, которая строиться на основе учета реальных возможностей ребенка; предупреждает интеллектуальные, физические и нервно-эмоциональные перегрузки, отрицательно сказывающиеся на их физическом и психическом здоровье.
Характеристики особенностей развития детей среднего возраста для разработки и реализации дополнительной программы по театрализованной деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Театрализованная деятельность
Физическое развитие
ребенок
возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками;
начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами;
умеет довести начатое дело до конца;
способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков;
формируется потребность в уважении со стороны взрослого ;
появляются конкурентность, соревновательность;
появляются ролевые взаимодействия;
постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и
результат;
- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре
в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны
(равноправие, подчинение, управление);
.
Ребенок
характерна высокая мыслительная активность;
интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни;
ребенок
речь становится предметом активности детей;
осваивает умение строить разные типы высказывания - описание и повествование;
развивается понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений;
удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Ребенок
делает первые попытки творчества;
может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
речь при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной ;
осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества;
легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п.;
эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки;
проявляет желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками
выполняет элементарные танцевальные движения петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение;
происходит совершенствование эмоциональной
сферы;
мгновенно, в рамках заданного образа, реагирует на смену
музыкальных характеристик, подражает новым героям.
Ребенок
двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики;
появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей;
Планируемые результаты освоения дополнительной программы по театрализованной деятельности детей среднего возраста
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Театрализованная деятельность
Физическое развитие
Ребенок
способен устанавливать межличностные взаимодействия;способен организовать режиссерскую игру;
сформированы навыки культурного и безопасного поведения, элементарные представления о правилах поведения в природе;
Ребенок
способен устанавливать связи и зависимости в природе и в социальном мире;
сформированы первичные представления об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной).
Ребенок
употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
способен составлять повествовательный рассказ с элементами описания или рассуждения.
Ребенок
сформированы первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средстваязыковой выразительности);
способен воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания;
подыгрывает простейшие мелодии на музыкальных инструментах.
Ребенок
проявляет двигательные умения и навыки, творчески используя их в самостоятельной двигательной деятельности;
способен самостоятельно организовать игру и выполнять правила.
Содержательный раздел.
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Театрализованная деятельность
Физическое развитие
Ребенок
осваивает представления о родном посёлке, стране и ее культурных традициях;
осваивает межличностные взаимодействия, самостоятельную игровую деятельность, действуя в соответствии с определенной ролью;
Ребенок
знакомится
с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
накапливает опыт активного освоения окружающего мира через театрализованные игры;
Ребенок
осваивает описание предметов, рассказывание по нескольким сюжетным картинкам, пересказ небольших сказок и отрывков;
осваивает
интонационную выразительность речи;
осваивает диалогическую и монологическую формы речи.
связно и выразительно пересказывать сказки;
Ребенок
осваивает умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям;
осваивает способ самоконтроля в исполнении движений, пения, игре на инструментах.
осваивает песенные и танцевальные импровизации; знакомится с правилами манипуляций с различными куклами.
импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов,
накапливает опыт придумывания истории собственного сочинения;
осваивает опыт правильной оценки действия персонажей кукольных и драматических спектаклей :
осваивает опыт участия в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях кружка и в самостоятельной деятельности.
Ребенок
осваивает основные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения и основные виды движений
Вариативные формы, способы, методы и средства организации театрализованной деятельности
Формы организации театрализован
ной деятельности детей.
- драматизация
- мюзикл
- «оркестровая миниатюра»
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
- театрализованные занятия
- театрализованные игры на праздниках и развлечениях
- самостоятельная театрально-художественная деятельность
- театрализованные игры в повседневной жизни
- мини-игры на музыкальных и других занятиях
- экскурсии
Методы обучения
Для качественного усвоения материала используются следующие методы обучения:
- игра
- метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- рассказ и рассказ детей
- чтение взрослого
- показ
- личный пример
- беседы
- просмотр видеофильмов, презентаций
разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
Тематические части программы
Ритмика
Артикуляционная гимнастика
Знакомство с видами театра
Беседы
Прослушивание и просматривание материала
Работа над этюдами
Пальчиковые игры
Игры - импровизации
Работа над спектаклем
Изготовление атрибутов, декораций
Тематический план
Обучение предполагает формирование у детей интереса к музыкально-театральному искусству; знакомство с основами театрального искусства. Большое внимание уделяется работе по усвоению основных приёмов актёрского мастерства, развитию творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку
Продолжительность занятия – 20 минут.
месяц
№
п/п
Тема занятия
Базовая
программа
Компонент ДОУ
Январь
1
2
3
4
Знакомство с детьми №1
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » №2
«Пойми меня» №3
«Язык жестов » №4
Первое посещение кружка
Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.
Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Где мы были, мы не скажем», «Смелые мышки».
Знакомство с русскими народными костюмами
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
февраль
1
2
3
4
Чтение пьесы Л.Поляк "Репка" №5
«Импровизация русской народной сказки "Репка» №6
Репетиция сказки "Репка" №7
Играем пьесу "Репка" №8
Чтение пьесы.
Драматизация сказки
Заучивание вступительного текста
Голосовая гимнастика
Чтение текста
Артикуляционные упражнения. Пересказ знакомой сказки. Сравнение с новой.
Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).
Выполнение простых физических действий в предлагаемых обстоятельствах
Выстраивание логической цепочки в действиях персонажей.
март
1
2
3
4
Театрализованная игра "Колобок"
№9 - 10
"Воображаемое путешествие" №11
Животные во дворе №12
Репетиция пьесы "Репка" "14
Драматизация сказки
Артикуляционная гимнастика. Путешествие в лес
Скороговорки
Игра-имитация
Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец.
Импровизация действий персонажей
Мотивация на общение в предлагаемых обстоятельствах
Игра-имитация Мимические этюды (упражнения на выразительность движений).
апрель
1
2
3
Репетиция пьесы "Репка" №15
Репетиция пьесы "Репка" №16
«Игровой урок» " №13
Упражнение на дыхание
Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец.
Работа над техникой речи
Повтор сцен (Баба, дед)
Этюды на выразительность движений
Мотивация на работу в коллективе
Этюды на выразительность основных эмоций.
май
1
2
3
4
Театральная игра
"Семь сыновей" №21
Репетиция пьесы "Репка" №17
Театральная игра "Ходим кругом"
Репетиция пьесы "Репка" №18
Показ спектакля "Репка" № 20
Эмоции " №28
.Работа над техникой речи.
Повторение диалогов .
Использование декораций , костюмов.
Скороговорки
Учимся согласовывать свои действия с другими
Этюды на выразительность основных эмоций.
Этюды на выразительность передачи образов используя зеркало(изображение с помощью мимики, жестов).
Этапы работы с дошкольниками над спектаклем:
1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми
2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом
4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми) костюмов и декораций
5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций. С музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи
6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитов и декораций
7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией
8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, с родителями, а главное с детьми.
Литература
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002. 2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. 3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000. 4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. 5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
6. А.В.Щеткин "Театральная деятельность в детском саду" для занятий с детьми 4-5 лет. Москва. Мозаика-синтез, 2010г.