kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный проект «Формирование инженерного мышления дошкольников с ОВЗ через ТИКО-моделирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Образовательный проект» на тему: «Формирование инженерного мышления дошкольников с ОВЗ через ТИКО-моделирование»     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Формирование инженерного мышления дошкольников с ОВЗ через ТИКО-моделирование»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»







Конкурсное испытание «Образовательный проект» на тему:

«Формирование инженерного мышления дошкольников с ОВЗ

через ТИКО-моделирование»



Выполнила: Гиззатуллина Л.И., воспитатель

первой квалификационной категории



2022 -2023 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ



ПАСПОРТ ПРОЕКТА 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 9

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 10

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 12

5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 13

6. ЭТАПЫ РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ 15

7. РУКОВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫМИ ИГРАМИ 15

8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 17

9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 18

10. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 19

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Приложение 1 23

Приложение 2 25

Приложение 3 28


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«ТИКО-моделирование как средство развития инженерных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями;

Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242);

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.08.2020года;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Разработчик проекта

Гиззатуллина Ляйсан Ильгизовна, воспитатель первой квалификационной категории

Цель проекта

Развивать у детей дошкольного возраста с ОВЗ способности к инженерному мышлению, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ТИКО – конструированием.

Задачи проекта

Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитание у детей с ОВЗ интереса к техническим видам творчества.

Развитие логического мышления и конструкторских умений у детей с ОВЗ при создании творческих продуктов из ТИКО конструкторов.

Развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Ожидаемый результат

У ребенка с ОВЗ будут сформированы:

• конструкторские умения и навыки;

• умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части;

• умение конструировать объёмное фигуры по замыслу;

• умение устанавливать связь между их назначением и строением;

• умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;

  • умение планировать будущую работу.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально - экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе заметное место занимает ТИКО конструирование. Модельно-конструктивная деятельность ТИКО способствует формированию таких ценных качеств личности, как умение проявлять самостоятельность, инициативу, трудолюбие, быть организованными и ответственными в деятельности. Кроме того, в непосредственной деятельности детей с ОВЗ воспитываются волевые качества, умение доводить начатую работу до конца, развиваются коммуникативные навыки, так как деятельность направлена на достижение общей цели. При определенной направленности совместной конструктивной деятельности имеются большие возможности для воспитания начальных навыков работы в социуме.

Выстраивая образовательный процесс по формированию инженерного мышления у дошкольников с ОВЗ, с использованием технологии ТИКО–моделирования, я опиралась на труды:

  • Логиновой И.В., аспиранта Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, технология ТИКО-моделирования;

  • М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина о средствах обучения и влиянию их на результат этого процесса (слово, наглядность, практическое действие);

  • Л.А. Венгер о построении реальных пространственных моделей, которые являются источником развития умственной способности к наглядному пространственному моделированию, что проявляется в построении модельных образов и их использовании при решении умственных задач;

- Н.Н.Поддьякова о конструировании по условиям, в котором задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся, что позволяет строить практическую деятельность достаточно сложной структуры;

  • С. Леона Лоренсо, В.В. Холмовской о конструировании по простейшим чертежам и наглядным схемам, моделирующем характере деятельности, в которой из деталей воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, что создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

Проблема. В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности в техническом творчестве и привитию первоначальных технических навыков, формированию предпосылок инженерного мышления. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Внедрение Тико-конструктора в образовательный процесс детского сада, позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, формированию первоначальных технических навыков, развитию предпосылок инженерного мышления.

Актуальность

Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Проект «ТИКО-моделирование» — это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В проекте предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Конструирование в рамках проекта – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Проект предназначается для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Изучив курс «ТИКО-моделирование», дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Проект «ТИКО-моделирование» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества. В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.

Цель проекта: развивать у детей дошкольного возраста с ОВЗ способности к инженерному мышлению, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ТИКО–конструированием.

Задачи проекта:

1. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитание у детей с ОВЗ интереса к техническим видам творчества.

5. Развитие логического мышления и конструкторских умений у детей с ОВЗ при создании творческих продуктов из ТИКО конструкторов.

6. Развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

7. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

8. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Срок реализации проекта: с сентября 2021 года по май 2022 года (1 учебный год).

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Новизна проекта заключается в использовании развивающего конструктора ТИКО как инструмента для обучения дошкольников с ОВЗ конструированию, развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях. С использованием конструктора дети с ОВЗ самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. У детей с ОВЗ развиваются волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Игры с плоскостным конструктором стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать, планировать и реализовывать их. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. А такой открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Конструирование нацелено не столько на обучение детей с ОВЗ сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Внедрение технологии ТИКО-моделирование помогает создать условия для творческой самореализации детей с ОВЗ, обогатить и разнообразить развивающую среду, создать игровой формат совместной деятельности педагога и детей, увлечь детей с ОВЗ активной творческой деятельностью, сделать жизнь детей в детском саду интересной, полезной и разнообразной.

Педагогическая целесообразность внедрения технологии ТИКО-моделирования в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста с ОВЗ определяется следующим:

  • технология ТИКО–моделирования предполагает работу с наборами конструкторов различной комплектации для определенных возрастных групп с учетом особенностей развития ребенка – дошкольника с ОВЗ;

  • использование системы логических заданий, позволяющей педагогам развивать у дошкольников с ОВЗ пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить объемное моделирование;

  • использование дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей с ОВЗ вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка с ОВЗ в условиях свободного выбора деятельности;

  • ее направленностью на развитие ключевых компетентностей дошкольников с ОВЗ: деятельностной, коммуникативной, социальной и направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей с ОВЗ;

  • возможностью реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей с ОВЗ.

Практическая значимость проекта для системы образования заключается в том, что внедрение новой технологии ТИКО-конструирование в образовательный процесс позволит более качественно решать поставленные ФГОС ДО задачи в области познавательного развития дошкольников. Данный опыт по использованию технологии ТИКО–моделирования в аспекте инженерного мышления и конструктивно–модельной деятельности воспитанников с ОВЗ может воспроизводиться в дошкольных образовательных организациях города.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.

По окончании дети должны знать:

· различные виды призм и пирамид;

· числа от 5 до 10

· различные виды многогранников;

· понятие о периметре геометрических фигур.

По окончании дети должны уметь:

· называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;

· конструировать многогранники;

· владеть основами моделирующей деятельности;

· решать комбинаторные задачи;

· выделять «целое» и «части»;

· выявлять закономерности;

· сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам;

· конструировать различные виды многоугольников;

· ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

· считать и сравнивать числа от 1 до 20;

· конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.



3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта, сроки

Содержание работы

Подготовительный этап

(2021 – 2 полугодие)

  • разработка программно-методического обеспечения образовательной деятельности с включением технологии ТИКО-моделирования;

  • повышение уровня профессиональных компетентностей педагогов по использованию технологии ТИКО-моделирования в конструировании, организации методических мероприятий на базе образовательного учреждения;

  • создание банка цифровых образовательных ресурсов по технологии ТИКО–моделирования по математическому развитию;

  • оснащение развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей использование технологии ТИКО-моделирования в процессе конструктивной и математической деятельности дошкольников.

Основной этап

(2021 – 2022 учебный год)

  • внедрение технологии ТИКО–моделирования, с применением конструкторов нового поколения ТИКО, в образовательный процесс по математическому развитию и формированию навыков конструктивно – модельной деятельности воспитанников;

  • информационно-консультативное и методическое сопровождение педагогов;

-расширение образовательного пространства за счет дополнительного спектра образовательных услуг (организация в образовательном учреждении детского мини–центра «Интеллектики»);

  • реализация в рамках работы детского мини–центра «Интеллектики» дополнительных общеразвивающих программ по математике и конструированию;

проведение мероприятий с воспитанниками: викторины, выставки, презентации проектов, участие в конкурсах на различном уровне;

  • вовлечение родителей в образовательный процесс через организацию совместных мероприятий (конкурсы, семейная гостиные, мастер–классы, фестивали творческих проектов, выставки) в рамках данного проекта;

  • информационно-консультативное и методическое сопровождение педагогов (организация педагогических лабораторий, мастер–классов, семинаров–практикумов);

—организация мониторинга промежуточных результатов по математическому развитию и формированию навыков конструктивно – модельной деятельности;

  • трансляцию опыта работы через Сайт образовательной организации, СМИ муниципального образования;

  • публикация инновационных продуктов и мероприятий по внедрению в образовательный процесс технологии ТИКО- моделирования с применением конструкторов нового поколения ТИКО для педагогической общественности в СМИ.

Заключительный этап

(2022 учебный год – апрель - май)

  • информационно-аналитическая деятельность;

  • организация мониторинга итоговых результатов по математическому развитию и формированию навыков конструктивно – модельной деятельности;

  • обобщение и распространение опыта по внедрению в образовательный процесс технологии ТИКО-моделирования с применением конструкторов нового поколения ТИКО, реализации дополнительных общеразвивающих программ технической и математической направленности с использованием технологии ТИКО–моделирования

(представление на семинарах, конференциях и других мероприятиях).




4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Конструирование с помощью ТИКО способствует созданию игровых ситуаций. В процессе конструирования фигур дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, ромб, многоугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Дети увлекаются самостоятельным техническим творчеством. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. И в этом несомненная актуальность использования конструктора в образовательной деятельности дошкольников. Кроме того, занятия конструированием влияют на:

1. Физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию.

2. Нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно ознакомляя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их.

3. Трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.

Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. У детей старшего дошкольного возраста уже есть опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, достигать общего результата в постройке, согласовывать игровые действия. Детей этого возраста необходимо учить умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучать более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире, придумывать действия героев, свою концовку».


5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций.

Задачи:

- Развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и по словесной инструкции.

- Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам.

- Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур.

- Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.

- Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.

- Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме). Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.

Задачи:

- Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно- предметной среды окружающего мира.

- Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.

- Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра, вершины, углы, основания).

- Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например, сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник).

- Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость. - Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.

- Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами.

- Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве.

6. ЭТАПЫ РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ

Каждый модуль реализуется в несколько этапов. Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.

1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам. Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования – по образцу, по схеме. На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек», «Угощение»

2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов.

Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини группах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.

3 этап. Коллективное сюжетное конструирование. На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.


7. РУКОВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫМИ ИГРАМИ

Чтобы формировать у детей интерес к строительно-конструктивным играм, мы предлагаем педагогам использовать различные приемы, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка

Старший дошкольный возраст.

В старшей группе предусмотрено обучение детей на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственных объектов; самостоятельное применение конструктивно-строительных умений при конструировании по наглядному образцу, по рисункам, фотографиям, схемам; планированию коллективных строительно-конструктивных игр, объединенных в соответствии с общим замыслом. В процессе обучения конструктивным умениям используются: показ способов с объяснением использования различных деталей конструктора, приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как, используя конструктор ТИКО показать, что все деревья разные).

Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора: чтобы плоскостная конструкция могла стоять, конструирование перекрытий многоэтажных зданий, т.д. Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких разных (2-3) образцов объектов (лисы, зайца, собаки и т.д.), детям же предлагается сделать по-своему или воспользоваться подсказкой.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются деревья, цветы, грибы, ракеты, дома и дворцы, и т.д.).

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, схемах, т.е. выделять общее, основное, части и т.д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о будущей поделке и использовать это в самостоятельной деятельности.

В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т.п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

Подготовительная к школе группа.

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе объединяются в игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор на деятельность. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по схемам, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям и моделям.

В обучении конструированию в данной возрастной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.

В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема, словесная инструкция объекта. Педагог учит детей работать по ТИКО-схемам и самостоятельно составлять ТИКО-схемы предполагаемого объекта, намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания по использованию конструктора «ТИКО» при организации образовательной деятельности по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Город», «Космодром», «Военная техника» и т.д.).

В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, выступает собственно конструктивная деятельность, стремление детей конструировать самостоятельно. Строительно-конструктивная деятельность направлена на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы объекты была похожи на настоящие. Сходство с изображаемым реальным объектом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен учить детей анализировать результат своей деятельности, это содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс конструирования с результатом.

Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать ТИКО-поделку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть, высказать свое мнение. После этого постройку убрать и предложить по памяти сделать такую же (используя такие же детали или другие), или предложить из таких же деталей сделать что-то другое по данной теме.


8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Нет такого родителя, который именно с нового года не давал бы себе зарок стать лучше. Это значит, хочется начать уделять развитию наших детей больше времени, но главное – делать это по-новому. Чтобы не было скучно взрослым, чтобы было полезно малышам, именно конструктор помогает   развивать ребенка, реализовать такой конструктивный настрой. Работа с конструктором для объемного моделирования ТИКО открывает ребенку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом в совместной игре.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Консультация «Знакомимся с конструктором ТИКО»

Родительское собрание «Развитие инженерного мышления с использованием конструктора ТИКО»

Октябрь

Семинар – практикум «Использование технологии ТИКО-моделирования при моделировании объектов».

Ноябрь

Открытое занятие «Плоскостное моделирование»

Декабрь

Круглый стол «ТИКО-моделирование»

Январь

Консультация «Играем дома»

Февраль

Буклет «Домашняя игротека»

Март

Консультация «Какие игровые упражнения можно выполнять дома»

Апрель

Проведение анкетирования «Что мы узнали о Тико–моделировании»

Май

Выставка «Наши достижения»


9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «ТИКО- конструирование» под редакцией И.В.Логиновой. Результативность проекта отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков.

Критерии уровня развития умений и навыков.

1.Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (3): может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (2): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (1): не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

2.Умение проектировать по образцу.

Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (3): может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (2): может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

3.Умение конструировать по схеме.

Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.

Достаточный (3): может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.

Средний (2): может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Уровни освоения программы:

высокий уровень – 9 – 12б.; средний уровень – 4 – 8б.; низкий уровень – 1 – 3б.

Условные обозначения: 2 – высокий уровень развития; 1 – средний уровень развития; 0 – низкий уровень развития.

п/п

Ф.И.О.

ребёнка

Называет детали конструктора

Работает со схемами

Умеет скреплять детали

Строит по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Работает в команде

Умеет обыгрывать постройки

Кол -во баллов

Итог

1.












2.













10. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Вид помещения

Оснащение помещения

Материалы для непосредственной работы с детьми

Кабинет робототехники

Столы - 5 штук

ТИКО набор

«Арифметика».

ТИКО набор «Эрудит»

ТИКО набор «Фантазер».

Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 3. Диктанты для конструирования.

Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.

Приложение № 5. Логические игры и задания.

Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.

Приложение № 7. Комбинаторные задания.

Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.

Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.

Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».

Мультимедийные презентации:

«Периметр».

«Каталог геометрических фигур и тел».

«Объем».

«Многоугольники».

«Симметрия».

Конструктор «Армия. Военная техника»

Конструктор «Город. 5-12 Пусковая платформа»

Конструктор криэйтор. «Мой первый набор Лего»

Конструктор криэйтор. «Уличный мятеж»

Конструктор «Поезд на станции красный»

Конструктор «Пожарная машина»

Стулья – 10 штук

Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.

Мультимедийное оборудование – 1 штука.

Индивидуальные парты

Наборы «LEGO»

Инструкционные карты сборки изделий

Образцы изделий, схемы и т.п.


11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники. «Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…». Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования конструирование является одним из видов детской деятельности. Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.

Одним из средств формирования у дошкольников инженерного мышления является использование в образовательном процессе конструктора ТИКО. Работа с конструкторами проводится как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность).

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2018.

  2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб: Речь, 2017.

  3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2017.

  4. Комарова Л.Г. Строим из лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструкторами лего). М., 2020

  5. Конструируем играем учимся: Учебное пособие. М., 2019

  6. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образ пресс, 2018. 176 с. С. 160-173.

  7. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2019.

  8. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)


Приложение 1


Консультация для родителей «Возможности конструктора ТИКО»

 «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) — это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов. Конструктор прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и взрослых. ТИКО разрабатывался по заданию Министерства образования как учебное пособие, рекомендован Академией Наук РФ и РГПУ им. Герцена. В Австрии аналог ТИКО используется в обучении от детских садов до университетов. ТИКО — это не только игрушка, это полноценное обучающее пособие, как для малышей, так и для школьников. Приобретая своему сыну или дочке ТИКО, вы поможете ему легко и естественно освоить важные понятия и знания об окружающем мире.        Конструктор представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирами. Что развивает ТИКО:

Т - творческие умения,

И - интеллектуальные умения,

К - коммуникативные умения,

О - организаторские и оценочные умения.

Основные развивающие задачи ТИКО занять ребенка активной творческой деятельностью укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить, при создании объёмных фигур познакомить ребенка с различными геометрическими телами. Для работы детей старшего дошкольного возраста рекомендованы следующие наборы конструкторов:

- конструктор ТИКО "Малыш";

- конструктор ТИКО "Эрудит";

- конструктор ТИКО "Архимед";

- конструктор ТИКО «Фантазер»;

- конструктор «Грамматика»;

- конструктор "Шары";

- конструктор «Пифагор»;

- конструктор «Арифметика»;

- конструктор «Геометрия». 

Отмечу, что для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.  Вы научитесь фантазировать, выучите названия цветов, геометрических фигур, научитесь считать и сконструируете много интересных игровых поделок. Все многоугольники изготовлены из экологически чистой, безопасной, практичной и износостойкой пластмассы и выдерживают многократную сборку-разборку. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной транспортируемостью. Так, все-таки, детский конструктор "ТИКО" — это игра или обучение? Известные российские педагоги считают, что один из девизов обучения должен быть "Обучаемся, играя". Попробуйте сказать ребенку: "Играй" - он будет весело играть, потому что это весело. Если скажете: "Теперь давай учиться" — это будет скучно и грустно. Занимаясь с ребенком, внимательно следите за его состоянием, незаметно переключая его внимание с игры на обучение и с обучения на игру. Ведь воспитание ребенка — это тоже игра, игра для родителей, ставка в которой - будущее вашего ребенка. Как играть в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией. Ваш ребёнок удивит вас, придумывая и собирая фигуры из ТИКО! Набор «Малыш» позволяет собрать самые разные модели: кошку, зайца, лису, робота и многое другое. Фантазия детей безгранична, и с помощью этого конструктора ваш ребенок воплощает в жизнь самые необычные свои замыслы. Откройте своему ребенку многообразие трехмерного мира с конструктором ТИКО!


Приложение 2


Мастер-класс для родителей «Развиваемся в игре» с использованием

ТИКО-конструктора

Цель: дать представление о конструкторе ТИКО, как о средстве развития ребенка через конструкторскую деятельность.

Задачи: познакомить с особенностями конструктора «ТИКО». Способствовать развитию интереса на использование конструктора «ТИКО» в образовательной деятельности с детьми.

Оборудование и материалы: конструктор ТИКО, проектор, доска, картинки для составления слов, звуковые схемы слов.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Тема моего мастер-класса «Учимся, играя, обучаемся в игре». А поможет нам в этом - конструктор ТИКО.

Конструктор ТИКО – Лучший друг.

Он учит, развивает,

И с ним составишь ты хоть что,

Он очень помогает.

Теоретическая часть.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность при помощи конструктора ТИКО является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметно-развивающую среду.

Что же такое ТИКО?

ТИКО - это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО НПО «Рантис» по рекомендации Российской академии образования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.

Аббревиатура слова ТИКО расшифровывается так:

Т - творческие умения

И - интеллектуальные умения

К - коммуникативные умения

О - организаторские и оценочные умения.

Использование конструктора ТИКО может быть в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.

Тематика наборов конструктора ТИКО разнообразна, это: «Фантазер», «Геометрия», «Архимед», «Школьник», «Азбука», «Грамматика», «Английский язык», «Арифметика», «Платоновы тела», «Шары», «Малыш». «Класс и др.

Так как я работаю в старшей группе, на сегодняшнем мастер– классе, я бы хотела подробнее остановиться на наборе, предназначенного для развития речи и формирования фонетических представлений у детей – грамматике или азбуке.

Набор «Грамматика»- учебно-дидактическое пособие, обеспечивающее основательное изучение практической фонетики и предназначенное для занятий обучения грамоте в детском саду и русского языка в начальной школе

Часто мы слышим от учителей: «Надо учить с детьми звуки, а не буквы. Нам в школе приходится переучивать детей!» Чтобы так не получилось, давайте сразу учить ребенка правильно говорить, произносить звуки, читать по слогам, составлять предложения и тексты.

Детям зачастую не хватает выдержки для того, чтобы продолжительное время внимательно работать с буквами, звуками, Набор «Грамматика» решает эту проблему- повышает интерес к образовательному процессу, развивает внимательность, превращает обучение в истинное удовольствие. Работая с этим набором, дети собственными руками создают из конструктора модели (схематические обозначения) звуков, букв, слогов, слов и их звуковых схем.

Набор «Грамматика» поможет постичь все «премудрости» фонетики и научить ребенка правильно читать!

Практическая часть.

Сегодня на своем мастер- классе я хочу показать вам, как можно применить набор «Азбука» на занятиях по обучению грамоте.

Прежде чем приступить к практической части, я покажу, как правильно нужно соединять детали.

Давайте повторим, что такое звук, что такое буква, как нужно работать со звуком, а как с буквой (звук - обратная сторона детали).

1 задание: разложить звуки по цветам и соединить между собой (гласные – красный цвет, твердые согласные - синий цвет, мягкие согласные– зеленый цвет);

2 задание: сделаем домик для букв: д, т и г, к.;

3 задание: составь звуковую схему слова по картинке;

4 задание: подбери слово к звуковой схеме;

5 задание: игра «Живые буквы» (две команды по семь человек составляют слова: картина, пешеход).

Заключительная часть:

Благодарю всех за работу, мне было приятно с вами работать.

(Ответы на вопросы).

«Уча других, мы учимся сами» Сенека Младший.

Спасибо за внимание!




Приложение 3


Дидактическая игра «Цифровой конструктор»

Цель: способствовать запоминанию цифр через выкладывание их из отдельных деталей конструктора.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор ТИКО «Геометрия».

1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу.

2 вариант: Воспитатель составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.

3 вариант: «Преобразование цифр». Например, педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.

Возможны следующие ряды букв: 1-7; 3-8; 0-6-9; 6-8

Дидактическая игра «Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг, у каждого набор ТИКО «Арифметика». 1 вариант: Водящий называет любое число до 10, игроки выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

2 вариант: Водящий раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку - предыдущее или последующее число.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика»

Ход игры:

1 вариант: используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.

2. вариант: используя квадраты с цифрами, подобрать соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.


Раздел: «Геометрические фигуры».

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».

Ход игры: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.).

Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.



Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей.

Ход игры:

1 вариант: водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы».

2 вариант: аналогично, но с объёмными фигурами.

Дидактическая игра «Мастерская форм»

Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия», схемы.

Ход игры: ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.






Раздел: «Ориентировка в пространстве».

Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина).

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия».

Ход игры:

1вариант: используя набор конструктора, игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) фигуры, расположены те или иные геометрические фигуры.

2 вариант: аналогично с объемными фигурами.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.


Раздел: «Величина».

Дидактическая игра «Похож непохож»

Цель: формировать умение сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Материал: конструктор ТИКО «Геометрия». Подставка, на которой размешены парные модели геометрических фигур разные по какому- либо 1-2 признаку (цвет, форма и величина).

Ход игры: ведущий предлагает игрокам, выбрать два похожих предмета и рассказать, почему игрок взял эти два предмета, в чем их сходство и различие.

Дидактическая игра «Умные квадраты»

Цель: формировать умение сравнивать отрезки различной длины.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры: Ведущий предлагает игрокам сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гиззатуллина Ляйсан Ильгизовна

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства