kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста мини - музей "Тепло родного очага"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активное участие детей в создании пространства мини-музеея, осмысление его содержания пробуждает в них творческий потенциал, развивает коммуникабельность, толерантность, способствует становлению мировоззренческих позиций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста мини - музей "Тепло родного очага"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – «Детский сад № 167»














Образовательный проект

«Тепло родного очага»




Педагоги:

Четвергова Елена Юрьевна

Лаас Любовь Анатольевна







Барнаул

Аннотация

Задача пробуждения патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны, прежде всего, способы погружения в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, именно это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ.

Опираясь на музейную педагогику, в нашем ДОУ создан комплекс мини-музеев «Родники» гражданско-патриотической направленности. Одним из таких музеев является мини-музей «Тепло родного очага». Активное участие детей в создании пространства мини-музеея, осмысление его содержания пробуждает в них творческий потенциал, развивает коммуникабельность, толерантность, способствует становлению мировоззренческих позиций.

























Содержание

Сведения об авторском коллективе…………………………………………...4

Введение в проект…………………………………………………..………......5

Актуальность………………………………………………………….....6

Цель, задачи, гипотеза ………………………………………………...............7

Средства реализации .........................................................................................8

Предполагаемые результаты ……………………………………........10

Этапы реализации …………………….………………………..……... 11

Мониторинг…………………………………………………………………….14


Приложение


Приложение 1Примерная тематика сменных экспозиций…………………..18

Приложение 2Музейно-экскурсионная деятельность……………………...19

Приложение 3 Игры музейного содержания……………………………………22

Приложение 4 Консультация для воспитателей

«Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников»….……………...23

Приложение 5 Консультация для родителей «Мы идём в музей»…….…27

Приложение 6 Консультация для родителей

«Что такое мини-музей в детском саду и зачем он нужен?»…………….29

Список литературы………………………………………………………..…31


Реализация проекта в фотолетописи





















Сведения об авторском коллективе


Фамилия, имя, отчество:

Лаас Любовь Анатольевна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая


Фамилия, имя, отчество:

Четвергова Елена Юрьевна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая



























Введение в проект

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

В.А. Сухомлинский доказывал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Он считал, что в окружающем мире необходимо знакомить детей с каждым предметом в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги» [1] и давать эти знания детям в игровой форме, так как «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Поэтому столь важна организация психолого-педагогических условий, в которых ребёнок передаёт своё видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость, повышая тем самым свою социальную компетентность.

Музейная педагогика – это взаимодействие взрослых и детей в общении и совместной деятельности, направленное на раскрытие и становление в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, истории родного края, истории своей семьи, создание условий для проявления эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Ключевыми условиями, определяющими подходы к организации деятельности мини-музея в группе, являются:

  • выбор тематики экспозиций осуществляется с учетом индивидуальных возрастных особенностей и при прямом участии детей, их родителей;

  • создаваемое в условиях детского сада вариативное образовательное пространство способствует чувственному познанию окружающего мира;

  • освоение дошкольниками знаний осуществляется посредством их интерактивного (непосредственного и активного) общения с музейными предметами,присвоение знаний проходит самостоятельно в свободной форме;

  • каждый ребенок занимает активную позицию как во взаимоотношении с людьми, так и с музейными предметами, приобретая опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.



Актуальность

В настоящее время многими людьми недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Приоритетная задача данного проекта - не допустить такого безразличия среди наших детей.

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историю родного края и семьи, пробуждение любви к родной природе и изучениюприродных богатств, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.Мини-музей в группе даёт возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует пробуждению бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.





Цель:Расширение духовно-нравственных представлений детей о сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими и работающими рядом.

Задачи:

  • способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному посёлку, городу, стране, помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми;

  • приобщать детей к историческим корням, ценностям и опыту прошлых поколений;

  • способствовать освоению детьми музейного пространства, что позволит им стать в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий;

  • обеспечить условия для осуществления поисково-исследовательской деятельности участников проекта;

  • развивать способности ребёнка к самопознанию и положительной самооценке;

  • осуществлять тесную взаимосвязь с семьями воспитанников на основе активного участия их членов в жизни ребёнка в дошкольном учреждении;

  • привлекать родителей к осознанию семейных обычаев, традиций, т.е. к потребности формирования семейных ценностей;

  • повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.



Гипотеза


Становление гражданско-патриотического поведения и расширение духовно-нравственных представлений детей может быть успешным, если педагогическое взаимодействие направлено на поддержку и инициирование эмоционально-познавательного, поисково-исследовательского и творческого отношения к формированию семейных ценностей.



Участники проекта

  • дети 5-7 лет;

  • педагоги;

  • родители.

Срок реализации

Долгосрочный

Средства реализации проекта

Погружение ребенка в традиции и историю своей семьи начинается с познания самых обыкновенных предметов. Подлинные предметы из домашних коллекций помогают ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрывают перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, учат самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Для детей мир открывается не через пассивное «видение», а через активное «делание». Интерактивность и полифункциональность музейного пространства дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей.

В основу создания сменных музейных экспозиций положен примерный календарь праздников и других социально и личностно значимых для участников проектной деятельности событий. Это прекрасный материал для исследования, который дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей. Детям предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного решения проблемных ситуаций и способа открытия новых знаний.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора; можно размышлять о значении экспонатов в семейных традициях, придумывать о них сказки и составлять описательные рассказы, загадывать загадки и разгадывать кроссворды. Используя экспонаты, можно организовать конкурсы и викторины, интеллектуальные игры. Игровое общение раскрепощает детей, снимает обязательность изучения по воле взрослого, делает процесс взаимодействия с экспонатами музея естественным и интересным для ребенка.








Iраздел «Традиции семьи»


Цель: создавать условия для осознания взаимосвязи поколений и своей принадлежности к семье.

Экспонаты:

Фотоальбом «Моя семья»

Журнал «Моё семейное древо»

Фотоальбом «Мои родные - школьники»

Вернисаж родительских работ «Ребенок глазами мамы»

Выставка семейного портрета «Моя дружная семья»

Журнал «Как я провел лето»

Мини-экспозиции:«Увлечение моего папы», «Увлечение моей мамы», «Любимое блюдо моей семьи», «Любимая книга моих родителей», «Книжки-малышки «Мои каникулы», «Моя семья за здоровый образ жизни!»

Персональные выставки семей Богдановых, Шимановых, Бочкаревых по художественному творчеству



II раздел «Я родился на Алтае»

Цель: способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к поселку, родному городу и краю.

Экспонаты:

Альбом «Всё только начинается» (История Барнаула в фотографиях)

Семейные макеты «Мой дом»

Журналы: «Прогулка по Южному» , «Счастливое детство», «Поселок Южный глазами двух поколений семьи Смолихиных»

Вернисаж детских работ «Я иду в школу»

Персональная выставка семьи «Горный Алтай в разные времена года»

Изображение гербов Алтайского края, города Барнаула

Игровой дидактический материал: «Узнай это место», «Бродилки», «Стоп, картинка», «Разложи верно», «Путешествие по поселку Южному», «Моя малая Родина - Барнаул», «Назови, какой это музей»

Карта Алтайского края, Барнаула

Фотоальбом «Художники-пейзажисты Алтайского края»

Материалы для конструирования различных гербов

Коллекция мультимедийных презентаций: «Прогулка по Южному», «Голубой Алтай», «Алтайские художники-оформители детской литературы»

Игровой дидактический материал «Расскажи про свой город», «Прогулка по Южному»,



III раздел « История и культура моей страны»


Цель: активизировать стойкий интерес к истории, культуре нашей страны, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.

Экспонаты:

Изображения символики России, портрета президента Журнал «Символика и символы»

Карта России

Демонстрационный материал «Российская геральдика и государственные праздники»

Демонстрационный материал «Народы мира»

Игровой дидактический материал «Мои права», «Славянская семья: родство и занятия»

Демонстрационный материал «Народы России и ближайшего зарубежья»

Подбор художественной литературы: Т.Н.Элькин «Москва – столица нашей Родины», сказки народов мира

Выставка семейных поделок «Осенний вернисаж» («Оспожинки»)

Экспозиция «Дело мастера боится»: картины из бисера, вышивка, картины нарисованные маслом, изделия, вязанные крючком и т.д.(«Кузьминки»)

Экспозиция «История ёлочной игрушки» (ёлочные игрушки моих родителей)

Экспозиция «Делу время – потехе час» (сделанные детьми и родителями часы)

Экспозиция «Богатыри земли русской» (выставка совместных работ русских богатырей)

Фотоальбом «Мои защитники» (фотографии пап и дедушек)

Выставка семейных поделок «Жаворонушки, прилетите к нам!» (изделия птичек из теста и других материалов)

Фотографии и экспонаты (письма с фронта, извещение о погибшем, награды) из семейного архива «Эхо Великой Отечественной войны»





Предполагаемые результаты



У детей

  • Становление эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному посёлку, городу, краю, стране.

  • Проявление потребности и готовности к состраданию и сорадованию.

  • Проявление постоянного и устойчивого интереса к родному краю, своей стране, перерастающего в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.

  • Отражение в различных видах деятельности гражданско-патриотических чувств.


У родителей

  • Согласованность намерений родителей и дошкольного учреждения в создании единого образовательного пространства ребёнка.

  • Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения.

  • Активное участие вместе с детьми в поисковой, художественно-творческой деятельности ДОУ.



У педагогов

  • Повышение уровня профессиональной компетенции: более осознанное понимание педагогического процесса, направленного на становление основ гражданственности дошкольников, пробуждение их патриотических чувств.

  • Обобщение опыта педагогической деятельности по проблеме пробуждения гражданско – патриотических чувств дошкольников средствами музейной педагогики.

  • Создание единого информационно – предметного пространства в процессе реализации проекта.











Этапы реализации проекта

Этап

Цель

Содержание

Вводный


Выявление условий для эффективного функционирования мини-музея в группе.















Определение эффективных путей взаимодействия участников образовательного проекта




Выявление степени заинтересованности родителей воспитанников в данной деятельности и их готовности к взаимодействию по созданию мини-музея.


  • Осуществление самоанализа, рефлексии собственной педагогической деятельности по вопросам пробуждения гражданско-патриотических чувств дошкольников.


  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс новых научных разработок и достижений педагогической практики в области музейной педагогики.



  • Анализ возможностей предметно-развивающей среды.



  • Определение цели создания мини-музея, место его размещения, выбор дизайна и названия.









  • Анкетирование, определение перспективы развития, участия родителей, детей в организации и жизни мини-музея.

Основной


Установление стиля сотворчества и сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.






Обогащение предметно-развивающей среды группы для активного приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру через участие в жизнедеятельности музея.






Обеспечение активности детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражение полученных знаний и впечатлений.





Коррекция образовательной траектории проекта по результатам мониторинга.


  • Разработка примерного календаря праздников и событий для тематики сменных экспозиций.

  • Планирование экспозиций, подбор экспонатов в соответствии с определенной тематикой.

  • Разработка и внедрение форм работы с экспозициями.



  • Организация кратковременных «экспресс – экспозиций», основанных на интересе детей, изучаемой тематике и решаемой задаче.

  • Систематическая деятельность мини-музея.

  • Подбор и систематизация видеоматериалов, слайдов, презентаций.

  • Пополнение фонотеки музыкальными произведениями прошлых лет.




  • Организация встреч, развлечений, ОСгов.

  • Целевые прогулки по родному району.

  • Экскурсии в Алтайский государственный краеведческий музей, Художественный музей, Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая.

  • Разработка и внедрение музейных ролевых и дидактических игр.

  • Отражение детьми полученных знаний и впечатлений в художественно-практической деятельности.


  • Промежуточная диагностика эффективности используемых методов и приёмов.

Заключительный



Обобщение и презентация результатов реализации проекта.







Развитие презентационной культуры участников проекта.






  • Мониторинг результатов реализации проекта.

  • Оформление фотовитрины «Наш мини-музей».

  • Определение перспектив обогащения и дальнейшей реализации проекта.




  • Участие в организации и проведении:

- семинаров–сессий краевого профессионального клуба педагогов дошкольного образования «Русь»;

- региональных научно–практических конференциях.

  • Публикация материалов проекта в краевых и российских изданиях, в сети Интернет.






























Мониторинг


Объект мониторинга:ценностные ориентации ребёнка и уровень его знаний о своём поселке.

Субъект мониторинга:дети 5-7 лет.

Формы мониторинга: беседа, критериально-ориентированный опросник.

Периодичность: Мониторинг проводится в 2 этапа:

1 этап – начало реализации проекта (цель – выявление индивидуальной траектории развития каждого воспитанника).

2 этап – результаты реализации проекта (определить динамику формированиястепени удовлетворения образовательных потребностей ребёнка).

Для мониторинга используются следующие методики:

Методика «Закончи историю» И.Б. Дермановой.

Опросник «Где я живу?»

Опросник «Что люблю – что ненавижу», аналогичный опроснику Н.Е.Щурковой, с наблюдением за деятельностью детей на прогулке, их общением, обменом информацией, касающейся жизни поселка.

Результаты мониторинга заполняются в таблицу в начале реализации проекта и на заключительном этапе проекта.

Технология работы с таблицами проста и включает два этапа:

Этап 1. (Таблица № 1)

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы по ориентировочным шкалам методик.

Этап 2. (Таблица № 2)

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе в процентном содержании. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов проектной деятельности.


Таблица № 1

методика

«Закончи

историю»

«Где я живу?»


год

2015- 2016

2016- 2017

2015- 2016

2016- 2017

Фамилия,

имяребёнка


























Таблица № 2


методика

«Закончи

историю»

«Где я живу?»


год

2015- 2016

2016- 2017

2015- 2016

2016- 2017

Уровни

развития





высокий





средний





ниже среднего





низкий







Методика «Закончи историю» И.Б. Дермановой


Цель – изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость, внимание к людям – равнодушие).Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания


В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша – зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.


Обработка результатов


  • 0 баллов – Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

  • 1 балл – Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.

  • 2 балла – Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

  • 3 балла – Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.



Опросник «Где я живу?»


Цель – определение уровня сформированности знаний детей об истории и культуре родного поселка и умение применять знания в различных ситуациях.


В индивидуальной беседе с ребенком ему задаются следующие вопросы:


  1. Как называется поселок, в котором ты живешь?

  2. Как называют жителей нашего поселка?

  3. На какой улице ты живешь?

  4. На каких улицах живут твои друзья?

  5. Чем отличается наш посёлок от других районов города?

  6. Какие достопримечательности есть в нашем поселке?

  7. Как называется главная улица нашего поселка?

  8. На каких реках могут отдохнуть жители нашего посёлка?

  9. Где находится церковь в нашем поселке?

  10. Что ты можешь рассказать о нашем поселке жителям других городов?


С целью изучения особенностей понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и умения соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями проводился констатирующий эксперимент, в котором участвовало 25 детей шестого года жизни.

По проведенным методикам на констатирующем этапе были получены следующие результаты:





Анализ полученных данных показал, что для 20%старших дошкольников характерно знание нравственной нормы правильное оценивание поведения детей, но объяснить свою оценку они не могут. 60 % детей по-разному оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивируют и нравственную нормы не выделяют. Высокий уровень (20%) характеризуется преимущественно разрешением проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, пониманием ее значение для взаимоотношений людей и обоснованием своего мнения.















В результате было выявлено, что у 48% старших дошкольников характеризуются общим положительным эмоциональным отношением и проявлением широкого, но поверхностногоинтереса к посёлку. Представления о достопримечательностях недостаточно полные, в них присутствовало множество искажений, связанных с незнанием детьми их названий и назначения. У 48% детей наблюдаются неполные представления о своём посёлке, что проявилось в наличии искажений, связанных с незнанием детьми названий улиц, отличительных особенностей посёлка, проявлением ситуативного, неустойчивого интереса. Высокий уровень интереса к Южному (8%) характеризовался устойчивым эмоционально положительным отношением, появлением элементов познавательной направленности. Дошкольники охотно участвовали в обсуждении со взрослым своих впечатлений, делились занимательной информацией об интересующих их достопримечательностях посёлка.





Приложение №1

Тематика сменных экспозиций

Срок

проведения

Значимые события

Тема экспозиций

август

День Российского флага

Российская геральдика

Герб своей семьи

сентябрь

День знаний




Народный праздник «Оспожинки»

Счастливое детство

Как мои родители пошли в первый класс


Осень, осень в гости просим!

Октябрь

День пожилого человека



Летопись посёлка Южный


Моё генеалогическое древо




История посёлка (узнай это место)

Моя улица

Награды в нашей семье


ноябрь

День народного единства


День матери

Народный праздник «Кузьминки»

Народы России и ближайшего зарубежья

«Москва – столица нашей Родины»

Мамы в нашей семье

Мастеровые в нашей семье

декабрь

Новый год


Ёлочные игрушки нашей семьи

Семейные праздничные традиции

январь

Святки

День театра

Новогодние каникулы в семье

Сказка, рассказанная бабушкой

февраль

День Защитника Отечества

Народный праздник

«Масленица»

Защитники моей семьи

Богатыри земли русской

Масленица широкая


март

Международный женский день

Народный праздник «Сороки»

Увлечения наших мам


Жаворонушки, прилетите к нам!

апрель

День рождения детской книги (2 апреля)


Весна, весна и все ей рады!

Любимая книга моих родителей

Детская литература Алтайских писателей

Весенний вернисаж семейных работ


май

День Победы

Эхо Великой Отечественной Войны

Любимый уголок нашей семьи







Приложение №2

Музейно-экскурсионная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста



Задачи

Деятельности


Деятельность

детей

Образовательные ситуации

Участие родителей в работе мини-музея

Познакомить де-тей с понятием «музей» и правилами поведения в нём

Рассматривание набора открыток из серии «Музеи города»

Дидактическая игра «Назови, какой это музей»

Сюжетно-ролевая игра «Я - экскурсовод»


Экскурсия в краеведческий музей г.Барнаула

Создать условия для осознанного отношения к собственной семье, пробуждать и укреплять чувство родства со своей семьёй.


Рассматривание и обсуждение экспозиции.

Рисование «Школа».

Интеллектуально-творческая игра: «Первый раз в первый класс».


Сбор фото экспонатов. «Мои родные – школьники».

Создать условия для осознания взаимосвязи поколений и своей принадлежности к семье.

Защита проекта «Моё семейное древо».

Проектная деятельность.

Рассматривание, с обсуждение родственных связей, домашнего архива фотографий и создание семейного древа.

Обогащать социально-эмоциональную сферу детей, создавать условия для становления ценностного отношения к семье.

Рисование «Мамы в нашей семье».

Участие в мастер-классе.

Мастер-класс «Моя мама умеет …»

Организация экспозиции «Увлечение наших мам»

Создать условия для понимания взаимосвязи исторических эпох и осознания причастности к своей малой Родине.


Просмотр презентации «Прогулка по Южному».

Игра-путешествие «Узнай это место».

Беседы при рассматривании домашнего архива «Когда наша семья приехала на Южный?»

Насыщать

эмоциональную сферу детей радостными впечатлениями, чувствами удивления и гордости, соучастия в семейных событиях.

Сочинение рассказа о традициях семьи и его презентация.

Конкурс рас-сказов «Праздничные традиции моей семьи».

Подготовка ребёнка к конкурсу и оформление экспозиции «Ёлочные игрушки нашей семьи».

Обогащать нравственно-этиче­ские представления детей, пробуждать чувство гордости за свою семью.

Просмотр презентации «Государственные награды России».

Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в локальных войнах.

Предоставление фотографий и предметов для сменной экспозиции.

Создавать условия для отражения собственных впечатлений от новогодних событий.

Изготовление книжки-малышки «Новогодние каникулы».

Познавательная беседа с презентацией «Как создаются книги?»

Предоставление книг своего детства для создания экспозиции и совместное изготовление книжки-малышки.

Создавать условия для обретения опыта межпоколенного взаимодействия.

Рассматривание картинок об армии.

Изготовление газеты «Наши защитники».

Встреча с интересным человеком «Увлечение моего папы».

Предоставление фото для создания газеты.

Создать условия для понимания взаимосвязи исторических эпох и осознания причастности к своей к русской народной культуре

Рассматривание картины В.Васнецова «Три богатыря»

Чтение былин

д/и «Одень богатыря»

Оружейная мастерская «Щит и меч» (изготовление оружия для богатыря)

Девичьи посиделки «Умелые ручки» (изготовление фигурки богатыря в подарок мальчикам)

Изготовление вместе с детьми экспонатов для экспозиции «Богатыри земли русской»

Пробуждать у детей уважение и терпимость к другим людям, независимо от их национальной принадлежности.

Рассматривание альбома «Дети планеты Земля».

Исследовательская деятельность «Традиции разных стран».

Конкурс презентаций о путешествии «Мы едем, едем, едем …»

Подготовка ребёнка к кон-курсу и оформление экспозиции «Мир как большая семья»

Пробуждать устойчивый интерес к истории, культуре Российского государства

Рассматривание изображения символики России, портрета президента

д/и «Символика и символы»


Познавательная беседа «История Российского флага»

Предоставление фото для создания экспозиции «История Российского флага»

Активизировать эмоционально-чувственный опыт.

Просмотр презентаций «Мир театра»

Рисование «С семьёй в театре»



Посещение театра в детском саду

Драматизация любимой сказки

Творческая мастерская «Любимый сказочный герой»

Организация экскурсии в кукольный театр

Пробуждать палитру чувств на основе постижения ситуаций, событий ВОВ. Способствовать становлению уважения к старшему поколению.

Просмотр презентаций «Дети во время ВОВ», «Великая победа».

Составление рассказов «Как пережила ВОВ моя семья?» и их презентация.

Творческий вечер «Эхо Великой Войны».

Организация экскурсии «Мемориал Славы».

Подготовка к творческому вечеру.































Приложение № 3

Игры музейного содержания


Игра «Я экскурсовод».

Цель:Создать условия для активизации детской деятельности в пространстве мини-музея.

Задачи:

  • Создавать условия для проявления предпосылок интеллектуальной инициативы.

  • Способствовать развитию речевого творчества.

  • Способствовать становлению у детей эмоционально ценностного отношения к семейным реликвиям.

Ход игры:В группу приходит фоторепортёр.

Фоторепортёр:

Здравствуйте, это группа «Родничок»? Я фоторепортёр нашего детского сада – Анастасия Владимировна. Мне нужно сделать фоторепортаж о вашей группе для сайта детского сада. О каких интересных событиях вы мне можете рассказать?

Ответы детей.

Фоторепортёр, обращается к детям с просьбой рассказать о мини-музее.

Воспитатель:

Ребята, кто хочет рассказать, почему наш музей называется «Тепло родного очага»?

Кто помнит, какие экспозиции были в нашем мини-музее?

Как называется эта экспозиция?

Фоторепортер:

Очень интересно. А вы знаете кто такой экскурсовод? А у вас есть экскурсовод, который меня познакомит с экспонатами?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, кто хочет быть сегодня экскурсоводом?

Как нам сделать, чтобы все желающие смогли сегодня побывать экскурсоводом?

(Подвести детей к пониманию, что рассказать нужно об одном из экспонатов).

Ответы детей.

Фоторепортер:

Мне очень понравилась ваша экскурсия. Она была познавательная и интересная своими рассказами о ваших родных и близких людях. Видно как вы их любите и дорожите их воспоминаниями о детстве. Я много сфотографировала. Спасибо. На сайте детского сада вы можете увидеть фотографии. Хотите сфотографироваться все вместе на память. До свидания.

Воспитатель:

А как вы думаете, чем фоторепортёру понравилась наша экскурсия? А вам чем понравилась?





Игра-путешествие «Узнай это место»

с просмотром презентации



Цель: Создать условия для понимания взаимосвязи исторических эпох и осознания причастности к своей малой Родине.

Ход игры: Воспитатель: Ребята, хотите себя проверить, хорошо ли вы знаете здания на нашем посёлке? Сейчас, на экране вы увидите фотографию здания.

Эта фотография была сделана тогда, когда ваши родители были маленькими.Что же это за здание? Для чего оно предназначено?




Игра «Стоп - картинка» (слайд-шоу)


Цель: Создать условия для пробуждения интереса детей к истории школьных принадлежностей.

Ход игры:Хотите поиграть в игру «Стоп – картинка»?

- У вас современные школьные принадлежности, а на экране вы увидите фотографии старинных школьных предметов. Вам нужно будет узнать в старинном предмете свой современный, и тогда сказать: «Стоп, картинка».





Приложение № 4

Консультация для воспитателей


Роль музейной педагогики

в воспитании дошкольников.



В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

На помощь взрослым пришла отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историка культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представлений искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея. Изобразительное искусство, изобразительная деятельность является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

• Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

• Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в старшей группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.





Приложение № 5

Консультация для родителей


«Мы идём в музей»

Как же организовать первое знакомство ребенка с музеем?

Самое важное - верно выбрать музей для первого посещения. Нужно исходить из интересов ребенка: то, что завораживает взрослых, может не заинтриговать дошкольника. Наш город очень богат музеями разной направленности. Когда выбор музея сделан, неплохо было бы предупредить ребенка о ваших планах. Для дошкольника очень важно знать, что грядет значимое событие, первый раз в музей ребенок должен идти подготовленным, чтобы он был готов воспринимать новую информацию, проникся новыми впечатлениями. Для похода в музей необходимо выбрать день, свободный от других значимых событий. Так, нельзя вести ребенка в храм муз «в подарок» на день рождения, нельзя совмещать его с днем знаний и т.д.

Итак, особый день настал, и вы за руку со своим дошкольником идете в Музей. Идеальным вариантом первого посещения музея могла бы стать экскурсия по экспозиции под руководством опытного специалиста, умеющего работать с детьми младшего возраста. В Барнаульских музеях работают лучшие экскурсоводы, отдающие душу своему делу. С ними дети попадают в настоящую сказку. Кроме того, экскурсоводы хорошо знакомы с особенностями детского восприятия и для них не составит труда показать и рассказать вашему ребенку все самое интересное и в то же время доступное детскому пониманию.

Если же вы решили провести время в музее вдвоем с ребенком, потребуется дополнительная подготовка – и взрослого, и ребенка. Но эти вложения обязательно окупятся хорошим настроением, новыми знаниями, совместной деятельностью с маленьким человеком. Родитель должен помнить, что экскурсия по музею для дошкольника не может превышать 40 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и в итоге вместо веселого заинтересованного ребенка из музея выйдет капризный уставший от большого объема новой информации и впечатлений человек. Помните, пусть лучше у ребенка останется небольшой «эстетический голод», нежели он настолько переполнится новым, что еще долго не захочет сходить в музей вновь.

Подготовьте ребенка к тому, что в музее его встретят сотрудники заведения. Дошкольнику интересно будет узнать, что работников музея называют смотрителями и хранителями. Почему? Пусть ваш малыш попробует сам выдвинуть версии. Не забудьте приобрести билет и предъявить его на входе, поздороваться со смотрителем, познакомиться со схемой расположения экспозиций Вполне возможно, что в какую-то минуту люстры, блестящие ручки массивных дверей, сияющие витрины заинтересуют юного посетителя музея гораздо больше предметов, выставленных на обозрение. Дайте ребенку время осмотреться, привыкнуть к необычной атмосфере. Все может показаться удивительным – люди передвигаются по выставочным залам тихо, разговаривают шепотом, ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Спросите у ребенка, почему в музеях не разрешают трогать экспонаты. Предположите, что может случиться с ценными историческими экспонатами, если их будет брать в руки каждый, кто захочет? Сохранятся ли они сотни лет, чтобы радовать наших потомков? Можно показать ребенку какой-либо экспонат и рассказать, что любоваться на него приходила еще его бабушка – вот как долго в музеях живут предметы!

А теперь можно приступить к знакомству с экспозицией.

Хочется особо обратить внимание взрослого на то, что в памяти малыша вряд ли останется хоть какая-то информация, если по залам музея просто ходить и рассматривать выставленное. Ребенку необходимо «приблизить, присвоить» каждый предмет, и помочь ему в этом – задача взрослого. Как это можно сделать? Безусловно, методы зависят от того, с какими экспонатами мы работаем. Но в любом случае можно:

  • Попросить придумать название картине, скульптуре, композиции. Обосновать его

  • Спросить, какие чувства испытывает ребенок, рассматривая экспозицию.

  • Придумать совместно сказку или историю, которая могла бы произойти с увиденным героем ( например, в музее кукол)

  • В картинном зале попросить ребенка выбрать самую радостную, самую, на его взгляд, грустную и т.д.

  • В музее техники можно попытаться выстроить хронологию появления технических «новинок», попробовать угадать, для чего используется тот или иной агрегат.

  • Дети очень много информации получают через ощущения тела. Поэтому полезным и забавным бывает упражнение «изобразить», скопировать то, что малыш видит. Особенно хороши такие задания при рассматривании скульптур или жанровых сценок.

Рекомендуется строить знакомство с экспозицией музея по принципу контраста, то есть переходить от мелких экспонатов к крупным. Это необходимо для внесения разнообразия и предотвращения преждевременной усталости у детей. Не ставьте своей целью осмотреть весь музей за один раз, помните, что впереди еще «домашняя работа».

Для чего она необходима? Чтобы у ребенка осталось «послевкусие», чтобы знакомство с миром прекрасного не оборвалось сразу за порогом музея. Для поддержания интереса у ребенка надо совсем немного: если вы знакомились с предметами декоративно-прикладного искусства, можно дома прочитать сказки, если ходили в музей кукол – рассказать домашним куколкам об их предшественницах, о том, в какие куклы играли мамы и бабушки, нарисовать понравившийся экспонат и т.д.

В любом случае интересным моментом в общении взрослого и ребенка может стать сочинение сказки «Однажды в музее»: «Каждый вечер после закрытия музея вещи оживают и рассказывают друг другу свою необычную историю: как они жили до того момента, когда люди принесли их в музей, как оказались здесь…



Приложение № 6Консультация для родителей



Что такое мини-музей в детском саду и

зачем он нужен?


Первые чувства гражданственности и патриотизма. Когда они складываются? Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. Образ Родины, сложившийся у человека в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Программа детского сада рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу (посёлку), Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)».

Задача пробуждения патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны, прежде всего, способы погружения в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, именно это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ.

Опираясь на молодую отрасль педагогической науки - музейную педагогику, в нашем ДОУ создан комплекс мини-музеев «Родники» гражданско-патриотической направленности.

В нашей группе работает мини-музей «Тепло родного очага», цель которого: способствовать стремлению ребенка к познанию прошлого и настоящего своей семьи, детского сада, родного посёлка. При выборе тематики экспозиций мини-музея учитывается основная образовательная программа нашего дошкольного учреждения, разработанная в соответствии с современными нормативными документами (в частности Федеральными государственными требованиями ФГТ), возрастные особенности детей, а также проблемы, возникающие при изучении какой-либо темы.

Сбор экспонатов, беседы в кругу семьи, представления совместных с родителями проектов в группе способствуют раскрытию потенциала детей, побуждают их к активному познанию мира, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и творческого потенциала.

Работа в этом направлении не возможна без участия родителей. В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

Работая над темой «Я и моя семья», мы пришли к выводу, что не все дети знают имена отчества родителей, дедушек и бабушек, не могут рассказать об обязанностях членов семьи, о семейных традициях, не могут назвать свой домашний адрес. Поэтому возникла необходимость создания совместно с родителями семейного древа.

В дальнейшем мы хотим представить примерную тематику экспозиций нашего мини-музея и приглашаем вас принять участие в работе музея.










Список литературы:


Интернет-ресурсы

  1. В.А.Сухомлинский. «Сердце отдаю детям». http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt

  2. Д.С. Лихачев— Экология культуры. «Памятники Отечества». – 1980. – №2.

  3. Дипломная работа «Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала». http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=565076

  4. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. http://www.moi-detsad.ru/konsultac498.html

  5. Реферат на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». http://www.coolreferat.com/Духовно-нравственное_воспитание_дошкольников



Литература:



  1. Бабаева Т. И. Социально - эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. Дошкольная педагогика. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.

  2. Затеева Е.В. Малыш в мире искусства родного края: учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников. Барнаул: АКИПКРО, 2010.

  3. Никифорова Л. И. Юный краевед // Дошкольное воспитание, 2010-№3.

  4. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Инновационные методы краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. -2010-№4.


25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Четвергова Елена Юрьевна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства