Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. Каждый из нас помнит, как будучи ребёнком, сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним.
Проект «В гостях у сказки» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Русские народные сказки сегодня не преподносят детям с той теплотой, как это было раньше. Даже если и читаются детям русские сказки, то родителями не раскрывается поэтический и многогранный образ их героев, не оставляют детям простора для воображения. Сегодняшнее отношение родителей к сказкам не способствует возвращению в естественную канву жизни ребенка и семьи темы веры, добра, милосердия и послушания. А ведь всё это относится к духовно-нравственному содержанию сказок.
Постановка проблемы:
У детей отсутствует интерес к русским народным сказкам, т.к. дети мало знакомы с русским народным творчеством и предпочитают современных мультипликационных героев.
Цель проекта:
Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой. Формирование устойчивого интереса к русским народным сказкам.
Задачи проекта:
Дети:
- ближе познакомить детей с русскими народными сказками;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Продукты проекта:
1. Коллаж (аппликация): совместная деятельность «Покатился колобок».
2. Раскрашивание картинок из любимой русской народной сказки (совместная деятельность родителей и детей)
3. Раскраски по русским народным сказкам
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
1. Вживание в тему проекта.
2. Постановка цели, задач данного проекта.
3.Создание предметно-пространственной среды.
4. Подбор методической литературы.
II этап – основной.
1. Поиск ответов на поставленные вопросы;
А) почему дети мало интересуются русскими народными сказками?
Б) какие сказки детям могут быть интересны?
В) чему учат сказки (сказка ложь, да в ней намёк…)?
2. Предварительная работа с родителями (объявление, индивидуальные беседы)
3. Организация и проведение запланированных мероприятий.
— чтение русских народных сказок дома и в саду;
— рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».
— чтение стихов про героев сказок;
—прослушивание песен о сказках;
— инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
— дидактические игры;
— загадывание загадок по сказкам;
— подвижные игры;
— составление комплекса утренней гимнастики по сказкам;
— раскрашивание персонажей сказок;
— выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;
— рассказывание сказок с помощью схем;
— строительство теремка, его заселение «жителями»;
— составление сказок из кубиков;
— выкладывание сказок из пазлов;
— настольные игры;
— выставка книг по русским народным сказкам;
III этап – заключительный.
1. Обобщение результатов работы
Предполагаемые результаты:
Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание. Герои русских народных сказок станут детям ближе, интереснее и понятнее.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (совместная деятельность родителей и детей)
Игровая мотивация:
Во время ознакомления детей с художественной литературой, через приход Машеньки (кукла би-ба-бо) знакомить детей с русскими народными сказками (кто пишет р.н. с., кто их передаёт из поколения в поколение) - названиями, содержанием, обсуждением героев сказок, выделяя положительные и отрицательные черты.
Подготовительный этап.
- Выбор темы проекта - воспитатель инициатор.
- Причина выбора: отсутствие у детей устойчивого интереса к русским народным сказкам и их героям.
- «Вживание» детей в тему проекта: приход в группу Машеньки (кукла би-ба-бо) и обсуждение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
Основной этап.
1. Ответы детей, на поставленные вопросы:
А) - «Они не интересные »;- «Они для маленьких »;- «Человек-паук (черепашки ниндзя, русалочка, роботы и т.д.) интереснее ».
Б)- «Интересно про Бабу Ягу (Кощея бессмертного, про волшебников) ».
В) - «Ничему»; - « Не знаю».
2. Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Почитайте детям сказку».
- Беседа с родителями, зачем нужен проект.
- Совместная деятельность детей и родителей раскрашивание картинки из любимой русской народной сказки.
3. Мероприятия с детьми:
Понедельник:
«Много в мире сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них»
Первая половина дня
Утренняя гимнастика «Путешествие по сказкам»
Прослушивание песни «В мире много сказок» (аудиозапись)
Чтение художественной литературы: р.н. сказка «Волк и семеро козлят»
-Рассматривание различных иллюстраций к сказке,
Вторая половина дня
- рассматривание сюжетных картинок по р.н. сказкам
- раскраски по сюжетам сказок
- д.и. «Волшебный мешочек» (из какой р.н.с. этот герой?)
Вторник:
«Сказку в гости позовём»
Первая половина дня
Утренняя гимнастика «Путешествие по сказкам»
Прослушивание песни « Приходи сказка» (аудиозапись)
- «Сказка в гости к нам пришла» приход в гости Машеньки (би-ба-бо)
- чтение р.н.с. «Заюшкина избушка»
- беседа «Чему нас учат сказки?»
-викторина по сказкам (из какой сказки эти слова…)
- пальчиковая игра «путешествие по сказкам», загадки по р.н.с.
Вторая половина дня
Чтение р.н.с. «Кот, петух и лиса»
Беседа «Почему с Петушком случилась беда…»(ОБЖ)
Драматизация сказки « Волк и семеро козлят (театрализованная деятельность фланелеграф)
Четверг:
«У сказки можно поучиться, Она ведь мудрости полна, Ее герои учат жизни, Их украшает доброта»
Первая половина дня
- Утренняя гимнастика «Путешествие по сказкам»
- «Поселим зверей в теремок» (РЭМП)
-н.и. «Нет у зайца рукавиц»
Вторая половина дня
- рассказывание сказки по схемам (Заюшкина избушка)
- конструирование «Избушка для Заиньки». (настольный конструктор )
Пятница:
«В сказке много приключений, Очень радостных волнений, Побеждает в ней добро, Ведь, оно сильней, чем зло»
Первая половина дня
- Утренняя гимнастика «Путешествие по сказкам»
- прослушивание песни Т. Морозовой «Покатился колобок»
- художественное творчество (аппликация) «Покатился колобок»
-н.и. «Ручеёк»
- прослушивание песни И. Богушевской «Репка»
- раскрашивание картинок по сказкам
Вторая половина дня
Вечер развлечений «Путешествие по сказкам»
Заключительный этап.
Выводы: Я удовлетворена проведенной работой и результатами проекта. У детей сформировались представления о русских народных сказках, появился устойчивый интерес к ним. Дети стали сами проигрывать сказки на фланелеграфе или используя пальчиковый и настольный кукольный театр в свободной игровой деятельности. Дети стали использовать сказочные сюжеты в ролевых играх. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.