Образовательная ситуация с дошкольниками «Расписные фартуки для матрёшек»
Образовательная ситуация с дошкольниками «Расписные фартуки для матрёшек»
Краткая аннотация к работе: данный материал предназначен для педагогов и специалистов дошкольного образования, способствует проявлению интереса к экспериментам с нестандартным оборудованием и красками, к поиску оригинальных (авторских) способов получения изображения; развивает фантазию, логическое и конструктивное мышление; дарит детям радость, удовлетворение и уверенность в своих силах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3 матрешки (по росту детей) со съемными лицами, магнитная доска для игры «Русские узоры», краски гуашевые: емкости для краски; штампы разной величины и фактуры; бросовый материал, используемый как штампы; влажные, бумажные и тканевые салфетки.
Краткая аннотация к работе: данный материал предназначен для педагогов и специалистов дошкольного образования, способствует проявлению интереса к экспериментам с нестандартным оборудованием и красками, к поиску оригинальных (авторских) способов получения изображения; развивает фантазию, логическое и конструктивное мышление; дарит детям радость, удовлетворение и уверенность в своих силах.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в творческую деятельность.
-Здравствуйте, ребята!
Я сегодня пришла к вам не одна. А вот кто у нас в гостях…вы узнаете, отгадав загадку.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
Дети: Это матрешка.
- Правильно, ребята. У нас в гостях матрешки. А у кого дома есть такая игрушка? А чем замечательна матрешка?
Дети: В одной большой матрешке прячутся куколки поменьше.
-Кто может сказать сколько матрешек спрятаны в одной игрушке?
Дети: предположения.
-А я знаю веселую считалочку про матрешек.
Шли матрешки по дорожке
Было их немножечко:
Две матрешки, три матрешки
И одна матрёшечка.
Сколько всего матрешек?
Дети: 6 матрешек.
-Давайте посмотрим и посчитаем (открывает матрешку, вытаскивает следующие.
Дети считают: (одна матрешка, две матрешки, всего 3 матрешки)
-А где же остальные матрешки? Да вот же они (преподаватель обращает внимание на матрешек, стоящих в стороне! Но эти матрешки другие. Чем они отличаются?
Дети: у матрешек грустные лица, они не улыбаются, сарафаны не красивые
-Что же с ними могло произойти?
Дети: злой волшебник мог заколдовать, не хватило красок, мастер заболел.
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы матрешки стали такими же красивыми и веселыми, как их сестрички.
Дидактическая задача: Актуализировать знания детей о характерных особенностях матрешки. Закрепить умение детей выделять элементы росписи матрешки из элементов росписи игрушек других народных промыслов.
- А что вы знаете о матрешках? Какие матрешки? (Рассматриваем игрушку)
Дети: Матрешки красивые с румяными щечками, в красивом сарафане.
-А как рождается эта замечательная кукла?
Дети: её делают мастера из дерева, а художники расписывают красками.
-Какой инструмент используют художники для росписи?
Дети: кисти
-У каждого художника свои кисти и свой особый рисунок, который и отличает одну матрешку от других. Если уж мы с вами решили помочь матрешкам украсить фартуки и косынки, нам непременно надо знать какие узоры любят матрешки. Согласны?
Дети: Согласны.
- Посмотрите, на стенде картинки с элементами росписей мастеров разных народных промыслов. Я предлагаю убрать все лишние карточки и оставить только «матрешкины» узоры.
Игра: «Русские узоры». Цель игры: уточнить знания детей об элементах росписи матрешки.
-Мы с вами рассмотрели матрешек, знаем как они расписаны. Можно и к работе приступать.
Педагог подходить к матрешкам, пытается что-то расслышать
-Ребята, тихо…матрешки что-то говорят (делает вид, что слушает матрешек, и что-то уточняет). Внутрь заглянуть? Подарок? (обращается к детям)
Ребята, а нам матрешки сюрприз приготовили. Внутри матрешек что-то спрятано. Открывайте матрешек. Что там матрешки нам приготовили?
Дети достают расписные фартуки : это фартуки.
- Да здесь даже для меня фартучек есть. Спасибо матрешки! Для чего нужны фартуки?
Дети: чтобы не испачкаться в краске (все надевают фартучки).
-Какие фартучки красивые! Посмотрите друг на друга. Ой! Да мы же с вами сами стали похожи на матрешек (поет песенку и заводит детей в хоровод). Мы матрешки раз, два, три. (движения произвольные)
Раз, два, три. Раз. Два. Три.
Как пригожи посмотри.
Посмотри. Посмотри.
Ай люли, ай люли хоровод мы завели.
Ай люли, ай люли хоровод мы завели (подводит детей к рабочим местам).
3. Затруднения.
Дидактическая задача: Формировать опыт под руководством фиксации затруднения и понимания его причины.
-Поиграли, потанцевали, подарки получили! А теперь пора нашим подружкам вернуть яркие фартуки.
Дети рассаживаются за столы.
-В нашей мастерской чего только нет. И краски разные и бумаги много…начинайте рисовать!
Дети рассматривают материал на столах, но не находят нужных инструментов.
-Ребята, что случилось? Что-то не получается?
Дети: Мы не можем расписать фартуки потому, что нет кисточек.
-Действительно, кисточек сегодня у меня нет. Я их малышам отдала, пусть рисуют. Как же нам быть? Можно чем-то заменить кисти?
Дети: можно рисовать пальцами, губкой.
-Что нам надо узнать, чтобы помочь матрешкам? Чему научиться?
Дети: Как раскрасить (получить изображение) фартуки без кисти.
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача:
• познакомить с историей возникновения «штампа»;
• познакомить с алгоритмом работы «печатками»;
• научить планировать свою деятельность;
• формировать умение печатать штампами.
-А если чего-то не знаете, что надо сделать?
Дети: спросить у взрослого (догадаться самим).
-Посмотрите, какие вещи интересные у меня есть, которые как и кисточка, оставляют след.
Дети экспериментируют с различным бросовым материалом, пытаясь получить изображение и путем проб и ошибок самостоятельно найти выход, т. е. создать изображение без кисти. Педагог хвалит детей за их сообразительность, и желание преодолеть все трудности, чтобы помочь матрешкам.
-Ребята, а матрешки волнуются, переживают. Думают, что без кисточек ничего не получится. Давайте расскажем нашим подружкам, как мы будем украшать сарафаны. Каким способом?
Дети (вспоминают как они пытались «рисовать» без кисточек, рассказывают матрешкам как они будут украшать им фартуки : можно украсить фартуки с помощью различных предметов, которые оставляют следы, надо подбирать предметы так, чтобы «следы» были красивые; чтобы предмет оставил след надо положить немного краски на палитру, аккуратно опустить предмет к краску и можно «штамповать».
-После такого объяснения матрешкам не надо волноваться. У вас все получится. А чтобы ваши знания были более полными я расскажу вам о технике печатания. Расскажу и покажу.
А штампы бывают совершенно разные. Из губки и веревочек, из пластилина, пуговицы оставляют интеречные следы. С этими штампикамы вы уже успели познакомиться. Я их вырезала из резины. Подходят овощи и фрукты. Пригодяться и старые ключи…Воздушные шарики. Много предметов можно использовать ка штампик. Главное внимательно посмотреть по сторонам и найти предмет, который отстиавляет….(пусть дети сами сделают вывод - красивый след).
Вы тоже сейчас попробывали штамповать. Давайте посмотрим и подумаем как правильно с ними работать.
Цель игры: уточнить порядок работы со штампами.
Правила игры: На катринках изображены этапы работы со штампом. Каждая картинка отмечена цветным кругом. Снизу зеленого поля расставлены цифры (они обозначают этапы работы). Называя цвет, разложите картинки в том порядке, в каком вы будуте выполнять работу.
Я думаю, что наши матрешки уже поняли, что рисписать вы их сможете, но их теперь волнует как вы будете составлять композицию из различных детелей. Какая матрешка, первая или вторая, расписана наиболее удачно?
Цель игры: Уточнить знания детей о построении композиции.
Правила игры: Найди правильно расписанную матрешку.
Чтобы композиция получилась красивая, надо обратить внимание на величину штампов. Давайте вместе с матрешками подберем штампы для украшения фартуков. Выберите штамп подходящей величины и назовите его номер.
Цель игры: уточнить умения детей соотносить величину предметов.
Правила игры: подобрать штамп подходящей величины и назовать его номер.
Заставка. Отлично! Молодцы!
5. Включение новых знаний в систему знаний.
Дидактические задачи: мотивировать детей использовать полученные знания в разных видах детской деятельности ( например: красивая открытка в подарок, приглашение на праздник, закладка для книги и т. д.).
-Вот теперь мы готовы к росписи матрешек. С чего вы начнете работу? Как будете выполнять задание?
Наши матрешки будут единственные в мире. Ведь это вы сами придумаете узор. Это будут ваши авторские матрешки. Уникальные.
Дети украшают матрешкам фартуки и косыночки. Так как матрешки крупные их можно расписывать и стоя, и сидя. Звучат русская народная музыка.
(В конце работы педагог незаметно удаляет с матрешек грустные лица).
6. Осмысление.
Дидактическая задача: создание ситуации успеха, закрепление полученных знаний о технике.
Педагог берет одну матрешку, вставляет в проем головы своё лицо.
-Ребята, наши матрешки были грустные, а теперь какое у них настроение. А другие матрешки тоже стали веселые? Давайте посмотрим.
-Почему наши матрешки стали веселыми?
Дети: они рады, что стали красивые как другие матрешки; рады красивым сарафанам
-Да матрешек мы точно порадовали. А что порадовало вас сегодня?
Дети: мы сделали доброе дело, помогли матрешкам.
-Как вам это удалось?
-Какие знания и умения вам пригодились?
-Что понравилось больше всего?
- А как вы сможете использовать умение работать со штампами?
Дети: все ответы принимаются.
-Я матрешка удалая в ярком сарафане.
В хоровод всех приглашаю. Потанцуйте с нами.
Звучит песня «Мы матрешки…»
Педагог заводит хоровод, проходят круг под один куплет песни, во время припева, «матрешки» и ребята прощаются с гостями (машут поднятой над головой рукой) и уходят в группу.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.): Для разработки конспекта непосредственно образовательной деятельности мною использована программа и учебно-методическое пособие: И. А. Лыковой «Разноцветные ладошки» (программа, под ред. Л. Г. Петерсон комплексная образовательная программа «Мир открытий».
Интернет-ресурсы (картинки для игры): infouroki.com; infourok.ru;