Просмотр содержимого документа
«"Образовательная деятельность музыкального руководителя"»
Лекция 1.
Образовательная деятельность музыкального руководителя ДОУ: сущность, структура
В настоящее время все педагоги озадачены не только участием в проектировании-образовательного процесса своего ДОУ (а именно проектированием основной образовательной программы дошкольного образования), но и проектированием, организацией, анализом, оценкой своей профессиональной деятельности по реализации данной программы.
Для администрации и педагогического коллектива ДОУ ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по её реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего профессионально-личностного развития; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедуре аттестации.
Актуальными направлениями деятельности музыкального руководителя является обеспечение музыкального развития детей в рамках художественно-эстетической образовательной области, организация своей профессиональной деятельности во взаимодействии с коллегами и родителями воспитанников.
Общеизвестно, что профессиональная деятельность музыкального руководителя строится на основе знания и учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентирована на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку и обеспечивает развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Необходимость переосмыслить и перестроить свою педагогическую деятельность с учетом вышесказанного обусловило цель: спланировать, осуществить и оценить профессиональную деятельность музыкального руководителя в условиях реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Задачи:
разработать планирование разнообразных аспектов профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях стандартизации дошкольного образования;
обеспечить музыкальное развитие воспитанников в совместной со взрослым деятельности и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД), но и при проведении режимных моментов;
разработать и апробировать диагностический инструментарий для мониторинга эффективности музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Как решаются эти задачи на современном этапе?
В условиях стандартизации дошкольного образования необходимо по-новому планировать образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкальных видов детской деятельности, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, с учетом комплексно-тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей.
Планирование осуществляется на основе основной образовательной программы ДОУ. Существуют разные виды планирования. Перспективное планирование предусматривает распределение тем и итоговых мероприятий в течение учебного года. Перспективное планирование музыкального руководителя разработано в соответствии с годовым планом дошкольной образовательной организации. Календарно-тематическое планирование отражает совместную деятельность музыкального руководителя и воспитанников с учетом интеграция образовательных областей. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности осуществляется совместно со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ. Планирование образовательной деятельности на основе режимных моментов позволит интегрировать музыку в каждый момент дошкольного детства.
Музыкальное воспитание дошкольников - процесс непрерывного общения ребенка с музыкой, во время которого происходит освоение ее нравственно-эстетического содержания, овладение способами действий, необходимых для успешного осуществления различных видов музыкальной деятельности. В ходе музыкального воспитания происходит формирование совокупности эмоциональных, интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств ребенка, которые можно рассматривать как результат достижения им определенного уровня музыкальной культуры, включающей эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образное мышление и воображение, опыт творческой музыкальной деятельности, музыкально-эстетическое сознание.
Все задачи музыкального развития решаются в самостоятельной и партнёрской деятельности детей через адекватные возрасту формы работы, и в первую очередь такие, как игра (музыкально-ритмическая, дидактическая, сюжетно-ролевая и др.), игровая беседа с элементами движений, пение, восприятие музыки.
Музыка может выступать как:
содержательная часть области, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной образовательной области);
средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление эмоциональности восприятия литературного образа Буратино с помощью песни);
средство музыкального обогащения образовательного процесса, сопровождения любой детской деятельности (например, физкультура под музыку, рисование под музыку);
средство организации образовательного процесса (например, музыкальное сопровождение праздника).
В процессе образовательной деятельности музыкальный руководитель формирует у воспитанников эстетические качества – качества творчески активной личности, способной понимать, эмоционально переживать, оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с музыкальным руководителем. Необходимо предоставить ему возможность действовать самостоятельно: играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкальная предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада.
Музыкальный уголок, оформленный яркими, интересными пособиями, музыкально-дидактическими играми, детскими инструментами, игрушками, поможет ребенку прочувствовать всю красоту музыки, расширит представление о многообразии звуков в окружающем мире, разовьет его воображение, активизирует мышление и речь.
В рамках взаимодействия с семьями воспитанников важно информировать родителей об актуальных задачах музыкального воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Следует объяснять родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного эстетического развития ребенка. Необходимо ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к музыке; стимулирование музыкально-ритмической деятельности ребенка совместно с родителями; совместное увлечение музыкой.
По-прежнему эффективны традиционные формы работы с семьями воспитанников, повышающие их педагогическую компетентность и мотивацию на сотрудничество с ДОУ: индивидуальные и подгрупповые беседы, родительские собрания, анкетирование, консультации, игровые тренинги, мастер-классы, совместные занятия с детьми, праздники и развлечения с участием родителей, наглядная стендовая информация.
Безусловно, музыкальный руководитель, оставаясь «культурным центром» процессов музыкального воспитания и развития, занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. Для этого музыкальный руководитель сам должен любить музыкальное искусство, быть музыкально эрудированным человеком, носителем культуры, существующим в состоянии постоянного творческого поиска. Ему должна быть небезразлична музыкально-художественная среда, в которой работает педагогический коллектив детского сада.
В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к их оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.
Современное дошкольное образование ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребенка к самореализации «здесь и сейчас», что ведет к переосмыслению и перестройке профессиональной деятельности музыкального руководителя. Также осмыслен опыт работы по реализации федеральных государственных требований, которая стала определенным стимулом для развития профессиональной компетентности музыкальных руководителей в вопросах организации, планирования и проектирования образовательного процесса. С учетом полученного опыта планируется профессиональная деятельность в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.