Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Приобщение детей к мордовской национальной культуре»»
Обобщение педагогического опыта работы по теме:
«Приобщение детей к мордовской национальной культуре»
воспитателя МДОУ «Детский сад №29»
Яшковой Татьяны Радиковны.
Идея опыта: приобщать детей к традициям, истории мордовской народной культуры. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема
остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой:
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011–2015 годы» .
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель программы – приобщать детей к традициям, истории мордовской национальной культуры. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.
В процессе работы должны быть решены задачи:
1.формировать патриотическое воспитание детей;
2. Формировать уважение к культуре своей страны;
3. знакомить детей с мордовским народным костюмом;
4. знакомить детей с народными традициями и праздниками мордовского народа;
5. знакомить детей с предметами обихода и быта мордвы;
6. широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) во всех видах деятельности;
7.обогощать опыт детей через посещение выставок, памятников архитектуры, краеведческих музеев.
В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих
задач:
создание предметно-развивающей среды;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Анализ контингента родителей, проводимый ежегодно на основе социальных паспортов и анкетирования показывает, что воспитанники нашего ДОУ из семей различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Данные сведения использовались мною при планировании организационно - педагогической работы с родителями.
разработка комплексно-тематического плана по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
использование дидактических игр во время совместной деятельности детей и педагога;
- разработка плана по взаимодействию с родителями воспитанников.
Оценив уровень материально- технического оснащения нашей группы, я пришла к выводу о необходимости создания в групповой комнате уголка национальной культуры. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Вместе с детьми мы создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.
Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется настольно-печатная игра «Щак – каряк – някать», альбом «Мордовский народный костюм». Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранск. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Разрабатывая план непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к мордовской культуре , я руководствовалась принципами основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. Это:
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Теоретическая база опыта. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. По мнению Н.В.Алешиной, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).
По мнению автора программы «Наследие» М.Ю.Новицкой, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
По мнению М.Д.Маханевой, В.И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В.И. Слободчиков считает, что формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:
- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы),
- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха),
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность,
- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)[18]
Наше ДОУ работает по образовательной программе «Детство», которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание мы уделяем произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. Но этого недостаточно. Поэтому мы начали использовать в своей работе парциальную программу «Мы в Мордовии живем» (изд. О.В. Бурляева и др.), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Работу по приобщению детей к мордовской национальной культуре начала с опроса родителей. Проведённый опрос родителей показал , что в подавляющем большинстве родители стараются возложить работу над этой проблемой на педагогов, причём полностью. И от педагогов ждут результатов.
Начальным этапом была работа с родителями, были проведены консультации, круглые столы, выставки совместных работ и др.
Вместе с родителями провели большую работу по созданию предметно-развивающей среды: организация мини-музея национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка.
По данному направлению разработала перспективный план, цикл тематических занятий: посвящённый жизни современной Мордовии, «Мордовия – мой край родной», включает в себя следующие направления: мой город, мастера Мордовского края и выдающиеся деятели (художники, поэты, писатели, музыканты). «Мы - юные художники» - художественно –практическая деятельность. Для осуществления поставленных задач подобрала наглядные и методические пособия, произведения художественной литературы, образцы народного искусства, дидактические игры. « Украшения наших бабушек» ,специально организованные занятия и совместная деятельность в содружестве с родителями, а затем и самостоятельная деятельность детей. «Мир мордовских сказок и легенд», включает в себя: путешествие в мир сказок и легенд, работу над созданием сказочных героев (в рисовании, лепке, ручном труде), театрализованную деятельность по мотивам мордовских сказок и легенд. Решение в рамках каждого тематического цикла предполагает использование всех форм организации детей, включая специально организованные занятия, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей.
С детьми работаю по следующим направлениям: художественно-эстетическое развитие детей, на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, мордовского декоративно-прикладного искусства; историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями Мордовского края; физическое развитие детей через использование подвижных игр.
Устное народное творчество является главным средством активации речевой деятельности. Это и песенки и пестушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки.
Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Они являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспект.
Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас детей.
Детей знакомлю со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа.
Именно обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Дети горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. У них ярко проявляется эмоциональность восприятия тех произведений, в которых есть напряженность, драматические места. Чутко и живо дети реагируют на юмор. Мои воспитанники с большим интересом и желанием слушают рассказы и сказки, лирические и шуточные стихи, загадки, потешки.
При ознакомлении детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства я учитываю тот уровень знаний и технических умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на этой основе строю дальнейший процесс обучения.
Дети получают много информации о культуре народа, о родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Я надеюсь, что наша совместная работа с родителями в воспитании детей в среде с национальным колоритом даст хорошие, положительные результаты.
Анализ результативности. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Свой материал разместила на сайте детского сада №29 http://ds29sar.schoolrm.ru/