kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Организация работы с детьми с ОВЗ по профилактике жестокого обращения в условиях центра помощи детям."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщен опыт работы с детьми дошкольиками с ОВЗ по профилактике жестокого обращения в условиях центра помощи детям.Задача педагога– формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Организация работы с детьми с ОВЗ по профилактике жестокого обращения в условиях центра помощи детям."»

Организация работы с детьми с ОВЗ по профилактике жестокого обращения в условиях центра помощи детям.

Жестокие отношения между детьми в наше время дело обычное. К сожалению, никто не может точно сказать, откуда у детей возникает такая ненависть друг к другу. Проявления жестокости нередки в детском возрасте, однако причины ее, как правило, иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Насильственные действия в отношениях между детьми могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до нанесения телесных повреждений. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Если ребенок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки (пускай поначалу и вполне объяснимые неведением), то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте, несмотря на достаточный запас знаний и способность к самоконтролю. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления детской жестокости, а главное – активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребенка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил. Разговор с ребенком на эту тему должен вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети с ОВЗ нередко бывают, жестоки по отношению друг к другу, поскольку еще не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. В учреждении часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной жестокостью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди детей, имеющих повышенную агрессивность в поведении, чаще встречаются мальчики, чем девочки. И хотя таких детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность детей группы возрастает. Воспитанники нашего учреждения менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и сверстниками, чем дети из семьи. Бросаются в глаза жестокость, неумение признать свою вину, т. е. доминирование защитных форм поведения. Психические и физические нарушения наших детей часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей. Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Однако известно, что у определенной категории детей как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Ребенок своим поведением приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Серьезной ошибкой воспитателей является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи, и т.п.). Задача педагога– формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Отправными моментами деятельности воспитателя в формировании у детей с ОВЗ значения ценности своего существования и ценности существования других людей, понятий добра и зла, милосердия и жестокости являются:

• развитие у детей с ОВЗ желания знать, понимать и действовать на основе полученных нравственных знаний в реальной жизни;

• развитие способности к критическому осмыслению своих поступков;

• воспитание желания самосовершенствования;

• знакомство детей с примерами нравственных позиций других людей;

• формирование позитивного отношения к обычаям и традициям чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Наша воспитательная работа с детьми с ОВЗ – привлечение их к общественной работе, индивидуальная и групповая работа, беседы, вовлечение детей в спортивные секции и кружки, тренинги. Мы работаем в тесном контакте с психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками.

Многолетний опыт и собственные наблюдения убедили нас в том, что самое трудное в работе с детьми - изменение устойчивых поведенческих реакций.

Как помочь такому ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими?

Для устранения причин такого поведения, для снятия внешних проявлений нарушенного развития в течение нескольких лет проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении. На совместных занятиях, мы используем разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей.

Цели нашей совместной работы:

- устранение причин агрессивного поведения;

- снятие внешних проявлений нарушенного развития.

При построении коррекционных занятий учитывается:

- симптоматика (формы проявления жестокости, их тяжесть, степень отклонения);

- отношение ребенка к своему поведению.

Проводили беседы:

«Дружить – весело жить!», «Правила поведения и безопасности вне школы», «Добро и доброта», «Учись управлять своими эмоциями», «Забота о братьях наших меньших»


Наиболее эффективным средством коррекции жестокого поведения выступает игровая деятельность. Эта работу строим по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов сказок - для воспитания доброты при этом ребенку с агрессивным поведением предлагаем роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте. Акцентируем внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых.

Для педагогов консультации:

- «Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ»

- «Педагогическая этика в работе педагога»

- «Особый ребенок: как с ним найти общий язык»

- «Жестокость порождает жестокость: можно ли её предотвратить»

Упражнение «Битвы на шарах»

Цель: отреагирование агрессии.

Дети выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев.

Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать.

Упражнение «Это я, узнай меня»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ - Дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик, несколько бумажных мячиков.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ -

Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.

Упражнения для снятия агрессии у ребенка:

ЗАЙЧИКИ – дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Представь себя веселым зай­чиком в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики сту­чат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

КОТИК - снятие эмоционального, мышечного напряжения.

Ребенок находится на ковре. Под спокойную музыку придумывают сказку про котика, который:

Нежится на солнышке (лежит на ковре); Потягивается; Умывается;

Царапает лапками с коготками коврик и т.д.

МАСКИ.

Цель: Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Для работы с детьми, проявляющими жестокость мы с успехом используем различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.





























Международные правовые документы

Важнейшими международными правовыми документами, регулирующими защиту прав несовершеннолетних являются:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения. Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает обязанность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6), провозглашает права ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию на защиту от произвольного или незаконного вмешательства (ст.16). В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 говорит о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Говорится о защите ребёнка от сексуального посягательства (ст.34); от других форм жестокого обращения (ст.37); определяются меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» устанавливает, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4).

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок … не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).

Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством.

Российские правовые документы

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Конституция Российской Федерации, 1993 г.

- статья 17, ч. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

- статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

- статья 38, ч.2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.

Закон Российской Федерации «Об образовании». В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ. Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Ограничение родительских прав осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участием прокурора и органа опеки и попечительства (ст.70 СК).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает с 2012 года правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Елена Валерьевна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства