kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Совершенствование управления и контроля качества обучения выступают важнейшими направлениями деятельности образовательных организаций. 

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых  образовательных  результатов  нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям

В связи с модернизацией содержания и структуры профессионального образования ученые наиболее активно исследуют проблемы, связанные непосредственно с управлением качеством образования такие как З.К. Каргиева, А.А. Коростелев, Д.А. Полторецкий, В.Н. Фомин и др.

Квалиметрия – наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов.

О педагогической квалиметрии у нас заговорили в начале 70-х годов. Термин «квалиметрия» (от лат. cval — качество и rnetros — измерять) означает направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик, но в этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образованное из двух разрозненных частей — русской «квалификация» и латинской «метрос» (измерение), которым обозначается область педагогического исследования, направленного на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогов. Совокупность этих качеств, как уже отмечалось, называется профессионализмом, мастерством, новаторством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация (педагогов, учебных заведений).

Анализ проблемы свидетельствует, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда, но на качественном уровне, без использования современных количественных методов.

Актуальность, использования квалиметрии, заключается в том что, она не изучена.  Прежде всего, это использование  квалиметрии в диагностике детей, помогающих педагогу осознать процесс измерения качества воспитания и образования, осмысления процесса измерения и определения формулами, которое прямо отражается на развитии дошкольника.  Педагогическая квалиметрия  предполагает достаточно высокий уровень подготовленности педагогов, повышение их профессионального мастерства, которое необходимо при аттестации самого педагога так и дошкольной организации.

 В последнее время наблюдается тенденция выделения все более конкретных составляющих педагогического профессионализма. Например, Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педагогов:

1)  качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность;

2) запас фактических знаний по предмету;

3)  умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи и т. п.);

4) понимание сущности процессов и явлений в природе и обществе;

5)  степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания;

6)  уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, механизмами, принципами их работы, практическая подготовленность учащихся;

7)  их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно  полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования»»

«Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования»


Введение

В современном мире образование рассматривается как ключевой фактор стабильности и развития общества. В новой модели поступательного развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человеческого капитала (знания, профессионализм, нравственность, культура), а также качества образовательных систем.

Качество образования и качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года, большое внимание уделено системе образования, повышению качества образования. Также, своевременно нашло отражение в Стратегической программе «Казахстан-2030», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы., Законе РК «Об образовании», В соответствии с поручениями данными Главой государства, Министерством образования и науки Республики Казахстан настоящее время проведена большая работа по разработке Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2019 года, которая определяет стратегические приоритеты вразвитии образования и формирование национальной модели многоуровневого непрерывного образования. В связи с нарастающей глобализацией и увеличением сети провайдеров транснационального высшего образования, Государственная Программа развития образования в Республики Казахстан, прежде всего, направлена на повышение конкурентоспособности системы казахстанского образования. Одной - из центральных задач разработанной Государственной Программы является создание единой Национальной системы оценки качества образования (НСОКО). Целью НСОКО является достижение качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность отечественной системы образования и граждан Республики Казахстан на международном образовательном пространстве и рынке труда.
Основными задачами Национальной системы оценки качества образования являются:

- осуществление институционального оценивания качества образования по всем его уровням через процедуры аттестации, аккредитации и мониторинга;

- осуществление внешней оценки достижений обучающихся на всех уровнях образования;

- проведение оценки деятельности учителей и преподавателей с дальнейшим переходом к международной сертификации преподавателей высших технических учебных заведений; совершенствование процесса преподавания и обучения;

- разработка и внедрение эффективных и научно обоснованных методов и показателей оценки качества образования с учетом международного опыта;

- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг учебных заведений, поддержание устойчивого развития образовательной системы:

- получение объективной информации о состоянии системы образования, необходимой для обеспечения конституционных прав граждан страны на качественное образование:

- участие в международных исследованиях по оценке качества образования.

Право ребенка на образование и полноценное развитие своих способностей имеет важнейшее значение для благополучия детей и общества. Развитие системы дошкольного образования является одним из важных приоритетов Республики Казахстан.

Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей, формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их социальной успешности и конкурентоспособности на протяжении всей жизни. Воспитателю необходимо владеть в обучении методами и приёмами интересными и познавательными в использовании в процессе обучении детей, требующих от детей умственного напряжения и усилий.

Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Совершенствование управления и контроля качества обучения выступают важнейшими направлениями деятельности образовательных организаций. 

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

В связи с модернизацией содержания и структуры профессионального образования ученые наиболее активно исследуют проблемы, связанные непосредственно с управлением качеством образования такие как З.К. Каргиева, А.А. Коростелев, Д.А. Полторецкий, В.Н. Фомин и др.

Квалиметрия – наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов.

О педагогической квалиметрии у нас заговорили в начале 70-х годов. Термин «квалиметрия» (от лат. cval — качество и rnetros — измерять) означает направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик, но в этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образованное из двух разрозненных частей — русской «квалификация» и латинской «метрос» (измерение), которым обозначается область педагогического исследования, направленного на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогов. Совокупность этих качеств, как уже отмечалось, называется профессионализмом, мастерством, новаторством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация (педагогов, учебных заведений).

Анализ проблемы свидетельствует, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда, но на качественном уровне, без использования современных количественных методов.

Актуальность, использования квалиметрии, заключается в том что, она не изучена. Прежде всего, это использование квалиметрии в диагностике детей, помогающих педагогу осознать процесс измерения качества воспитания и образования, осмысления процесса измерения и определения формулами, которое прямо отражается на развитии дошкольника. Педагогическая квалиметрия предполагает достаточно высокий уровень подготовленности педагогов, повышение их профессионального мастерства, которое необходимо при аттестации самого педагога так и дошкольной организации.

В последнее время наблюдается тенденция выделения все более конкретных составляющих педагогического профессионализма. Например, Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педагогов:

1)  качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность;

2) запас фактических знаний по предмету;

3)  умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи и т. п.);

4) понимание сущности процессов и явлений в природе и обществе;

5)  степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания;

6)  уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, механизмами, принципами их работы, практическая подготовленность учащихся;

7)  их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

Актуальность исследования. Изменения в политической и социальной структурах общества и государства обусловили существенные изменения в системе образования. Ответственность за качество образования в нашей стране всегда возлагалась на государственные органы управления образованием. Государство в одном лице выступало в роли заказчика и потребителя «продукции» системы образования и жёстко контролировало учебные заведения по большому числу показателей. В связи с модернизацией системы образования расширилась самостоятельность образовательных учреждений, стали более разнообразными формы и методы обучения и воспитания, возникла внедрения рейтинговой системы образования.

Анализ изученной психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить существующее противоречие между необходимостью внедрения педагогической квалиметрия и ее роль в определении качества образования и недостаточной освещенности данного вопроса в методических материалах для использования его в практике работы воспитателями дошкольных организаций.

Данное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости внедрения педагогической квалиметрии для повышения качества образования.

Цель: теоретически обосновать и разработать технологию комплексно количественной (квалиметрии) оценки качества деятельности дошкольной организации.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ действующего программно-методического материала.

Объект исследования – качество деятельности дошкольной организации.

Предмет исследования – комплексное оценивание качества деятельности дошкольной организации на основе образовательной квалиметрии.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность и объективность оценки качества деятельности детского сада обеспечивается реализацией технологии комплексной количественной оценки качества деятельности ДО, основанной на образовательной квалиметрии, основными положениями которой являются:

  • рассмотрение качества деятельности ДО как единой системы элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер, с позиций системного подхода, образовательной квалиметрии, теории качества;

  • обеспечение объективности результатов оценивания ДО определением ценностных предпочтений субъекта оценивания в свете социального заказа общества к образованию;

  • рассмотрение объекта оценивания по интегральной совокупности показателей, что позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности детского сада, что обеспечивается агрегированием показателей качества деятельности ДОв единую комплексную количественную оценку.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. исследовать и изучить педагогическую квалиметрию;

  2. определить роль педагогической квалиметрии в определении качества обучения и воспитания;

  3. разработать и осуществить оценку качества деятельности ДО, объясняющую суть технологии комплексной оценки качества образования.

В проекте выделены три этапа.

1 этап: Подготовительный, диагностический. Выявление проблемы накопление теоретического и эмпирического материала: литературы по проблемам качества различных сфер жизни человека, в том числе качества образования, управления качеством, управления образовательными системами, развития детей в условиях целенаправленного обучения, а также анализ практики управления ДО: изучение документации, инструктивно методических писем.

2 этап: Основной, Организационный. Предусматривал выстраивание стратегии и тактики оценки качества деятельности ДО. На этом этапе выделяются общетеоретические подходы к исследованию проблемы, изучен потенциал дошкольного организации как качествообеспечивающей образовательной организации, создается интегральная модель качества деятельности детского сада, определена и реализована программа внедрения материала исследования в практику оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения. Определяется структура и номенклатура показателей качества деятельности ДО. В соответствии с моделью и окончательным вариантом номенклатуры показателей качества разрабатывалась технология комплексной оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения. Методами исследования на данном этапе становятся обобщение опыта в детском саду (анкетирование, опросы специалистов, семинары- практикумы, круглые столы и т.д.), а также теоретическое моделирование квалиметрически значимых закономерностей деятельности детского сада.

3 этап: Заключительный. Осуществлена экспериментальная апробация технологии комплексной оценки качества деятельности детского сада. Проведены анализ и обработка полученных результатов экспериментального исследования, уточнение теоретических положений, описание и интерпретация материалов исследования, оформление конкретных результатов.

Адресная направленность проекта

Субъекты образовательного процесса ДО.

Продолжительность, сроки реализации проекта

С 1 сентября 2016 г. по 25 мая 2017 г.

Тип проекта: фронтальный

Возможность реализации проекта по повышению качества профессиональной деятельности:

1. Положительным опытом реализации метода квалиметрии в практику ДО.

3. Улучшение качества образования в дошкольных организаций

3. Востребованностью данного проекта (по результатам динамики развития качества образования в ДО).

Можно отметить, что настоящее время, реализация содержания дошкольного воспитания и обучения требует выполнения задач определенных в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения.

Однако до настоящего времени в системе дошкольных организациях доминирует экспертный метод получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты, что отражает субъективизм полученных данных



  1. Теоретические основы пеадгогической квалимитрии в определение качества обучения и воспитания


1.1 Квалиметрия наука о качестве.

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

Квалиметрия – наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов.

Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

О педагогической квалиметрии у нас заговорили в начале 70-х годов. Термин «квалиметрия» (от лат. cval — качество и rnetros — измерять) означает направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик. Но в этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образованное из двух разрозненных частей — русской «квалификация» и латинской «метрос» (измерение), которым обозначается область педагогического исследования, направленного на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогов. Совокупность этих качеств, как уже отмечалось, называется профессионализмом, мастерством, новаторством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация (педагогов, учебных заведений).

Инициатор основания квалиметрии Гарри Гайкович Азгальдов, так объяснял задачи квалиметрии

- обоснование номенклатуры показателей качества;

- разработка методов определения показателей качества продукции;

-оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий;

-разработка принципов построения обобщённых показателей качества;

-обоснование условий показателей качества, их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

Квалиметрия использует математические методы: линейное, нелинейное и динамическое программирование, теорию оптимального управления, теорию массового обслуживания и т.п.

Проблемы в области прикладной квалиметрии:

 - Исследование степени влияния субъективных факторов на объективность и точность результатов оценивания качества.  

- Гармонизация основных принципов и методических подходов к оценке качества

- Разработка принципов и условий применения методов квалиметрии, реализация результатов измерения и оценки качества

 - Разработка методических основ обеспечения сопоставимости показателей качества оцениваемых и базовых образцов продукции, определение границ сопоставимости и граничных условий, при которых эти образцы относятся к разным градациям качества.  

- Разработка и применение методов классификации, группирования и определенных областей применения конкретных видов продукции и других объектов сертификации.  

- Разработка типовых алгоритмов оценки КП и правил их адаптации применительно к конкретным условиям сертификации и обеспечения качества продукции.

- Разработка и применение экспертных систем, программных и технических средств, автоматизированного решения задач оценки качества разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Квалиметрическая оценка качеств - есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.

По итогам квалиметрических оценок производят:

1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;

2) прогнозирование качества продукции;

3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.

Квалиметрия объединяет количественные методы оценки качества объектов и процессов деятельности людей, используемые для обоснования решений. Областью её использования является методология оценки в процедурах лицензирования, аттестации, аккредитации. Квалиметрия позволяет оценить качество образования- описательно, качественно, с помощью шкалирования, показателей уровня развития.

1) Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах.

2) Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию.

3) Основными принципами квалиметрии являются:

     – принцип измеримости свойств и оцениваемости качеств как отдельные свойства, так и совокупности

- принцип сопоставимости и сравнения качества и выбранных эталонных образцов (качество данного образов. сопоставляется с лучшим результатом образов.)

- принцип сравнимости качеств конкурирующих вариантов

Педагогическая квалиметрия (от лат. qualis – какой по качеству) определяется как «дисциплина, изучающая методологию и проблематику количественной оценки качества педагогических инноваций и педагогической деятельности в целом» (см. Педагогический словарь 2006, 159). Вопросы педагоги- ческой квалиметрии весьма многогранны и недостаточно полно исследованы в научно-методической литературе. Среди наиболее значимых можно упомянуть работы М.А. Амоношвилли, Е.И. Пассова, И.И. Циркуна, В.А. Якунина и др. Историко-методологический аспект проблемы до сих пор остается вне поля зрения исследователей, в то время как именно через призму истории можно лучше увидеть явление как целое, со всеми присущими ему закономерностями и детерминирующими факторами развития.



1.2. Педагогическая квалиметрия и её необходимость в качестве образования дошкольных организаций


В современной науке понятие «качество образования» имеет самые различные объяснения, связанные, прежде всего, с целями и задачами системы высшего образования. Большинство ученных (И.В. Александров, В.А. Болотов, Н.Н. Диканская, З.К. Каргиева, Б.А. Савельев, Б.А. Тахохов и др.) данный феномен трактуют как «качественные изменения» в учебно-познавательном процессе вуза, которые способствуют повышению знаний, навыков и ценностей, формируемых обучаемыми по завершении определенного уровня обучения. Исходя из современных подходов к качеству образования, как о целостности внешней и внутренней структуры объекта, следует заметить, что при мониторинге знаний студентов важно учитывать не только отдельные свойства личности, но и признаки и характеристики ее внутренней определенности, устойчивости, структурированности, приспособляемости к изменяющимся условиям и т.п..

Анализ работ по проблеме исследования (Р.П. Аркаева, М.И. Бекоева, Ф.А. Кокаева, И.И. Литвинов, А.Н. Майоров, В.П. Симонов, А.И. Субетто и др.) позволяет утверждать, что в педагогической теории и практике возрастает необходимость в конструктивных технологиях педагогической квалиметрии для определения качества знаний и обучения. Однако исследования, посвященные всестороннему изучению квалиметрического подхода к контролю и оценке знаний детей современной организации, пока единичны, причем, как педагогическая проблема, технология квалиметрического образования, практически не изучена.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Можно выделить несколько форм работы педагогической квалиметрии влияющих на качество образования:

    1. Управление качеством образования, пишет Б.А. Тахохов, весьма сложная и комплексная проблема, которая распространяется не только на конечный результат, на качество овладения студентами соответствующими компетенциями, но и на все элементы образовательной системы, «работающие» на достижение искомого результата. Качество образования в таком понимании рассматривается не как атрибут конкретной образовательной услуги, а как сущностная характеристика самой системы образования, отражающая ее процессуальный и результативный аспекты, общественное предназначение и социокультурный смысл.

Управление качеством обучения, как и любая деятельность, отмечают исследователи (Г.Х. Валеев, А.В. Гличев, В.В. Краевский, Ю.А. Конаржевский, И.И. Литвинов, Л.В. Макарова, В.И. Невская, В.К. Федюкин, B.В. Щипанов и др.), основывается на соблюдении следующих принципов.

1. Принцип гуманизации и демократизации управления образовательными системами. Реализация этого принципа предполагает усиление инициативы и активности воспитанников, преподавателей, родителей, социальных структур и других участников образовательного процесса.

2. Принцип целостностии системности в управлении качеством образования. Реализация данного принципа основана на взаимосвязь и взаимодействие всех управляющих функций, исключает односторонний характер в управлении. Именно понимание педагогического процесса как системного явления, его целостной природы, пишет М.И, Бекоева, создают реальные условия для плодотворного управления качеством образования .

3. Оптимальное совмещение централизации и децентрализации, которое состоит в распределении полномочий при осуществлении управленческих действий. Отказ от децентрализации, с одной стороны, ограничивает деятельность руководителей нижних уровней, преподавателей и обучающихся. Это приводит к потере времени в результате дублирования управленческих функций. С другой стороны, отрицание централизации способствует появлению сбоев в функционировании педагогических систем, заметно снижает роль руководителя .

4. Принцип коллегиальности основан на выработке коллективного решения с учетом мнений руководителей разного ранга, исполнителей конкретных постановлений и решений. Данный принцип позволяет преодолеть авторитаризм и субъективизм в управлении качеством образования. Коллегиальность, вместе с тем, не исключает личной ответственности каждого из членов коллектива за определенное поручение.

5. Принцип научности и обоснованности управления качеством образования. Каждый руководитель должен освоить и правильно использовать на практике объективные тенденции и закономерности развития педагогических систем, образовательного пространства, принимать научно обоснованное решение с учетом объективно сложившихся ситуаций и результатов прогноза на будущее.

Введение квалитативной составляющей в управление качеством образования обусловлена, на наш взгляд, следующими основными положениями. 

Во-первых, в связи с переходом на новый стандарт, повышается роль компетенций как результата обученения. У работника, владеющего квалитативными знаниями и умениями, больше вероятности обеспечить необходимый уровень профессиональной деятельности. Это послужит очередным действием на пути приведения в соответствие модель специалиста требованиям заказчика. 

Во-вторых, квалитативное образование в единстве с внутренней потребностью работника в качественных результатах своей профессиональной деятельности создает оптимальные условия для повышения его компетентности. 

В-третьих, система обучения управлению качеством образования тесно связана с инновационной деятельностью, сущность которой состоит в обеспечении условий разработки новейших технологий не только для производства товаров, но и для совершенствования образования и культуры путем повышения их качества. Многообразие качества, обеспечиваемое в процессе инновационной деятельности, в свою очередь, способствует совершенствованию всей системы управления качеством образования студентов – будущих специалистов.

Педагогическая квалиметрия в управлении качеством образования в дошкольном воспитании направлена на формирование знаний и умений педагога по проектированию, контролю, оценке и управлению качеством учебно-познавательного процесса в его профессиональной деятельности, важными компонентами которого являются: оценка качества основных образовательных программ; оценка компетенций выпускника; оценка качества социальных норм и моделей специалистов; оценка качества научной и материально-технической базы; оценка качества научно-педагогического потенциала.

    1. Ключевой фигурой в образовательном процессе является педагог. Поэтому обеспечение качества начинается с формирования педагогического корпуса

Качество образования определяется, прежде всего качеством носителя знаний: воспитателей, учителей, профессорско-преподавательского состава, которые передают эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от качества полученных знаний воспитанники могут:

- выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение, пройти конкурсный отбор при устройстве на работу, более успешно осваивать новые знания, которые базируются на знаниях, изученных на ранее.

 Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества:

1. Качество педагогического состава.

2.Состояние материально-технической базы дошкольной организации.

3. Мотивация педагогического состава.

4. Качество учебных программ.

5. Инновационная активность руководства.

6. Внедрение процессных инноваций.

7. Конкурентоспособность выпускников при поступлении (после детского сада, школы) или на рынке труда (после проф. образования).

8. Достижения выпускников.

Возникает вопрос, как же определить качество педагогической деятельности отдельного воспитателя, учителя, преподавателя? Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников и другие составляющие качества образования. При этом педагог не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество  педагогической деятельности — понятие комплексное, которое включает в себя:

- уровень компетентности — знания и опыт в определенной области науки и практики;

- потребность и способность заниматься педагогической деятельностью;

- наблюдательность — способность подмечать существенные, характерные особенности воспитанников;

- способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

- известность;

-научно-исследовательскую активность;

- наличие научного ДО (в идеале).

Характерно, что каждая из составляющих понятия «качество деятельности педагога» не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области. 

Безусловно, качество образования зависит от мотивации всего состава организации образования. Это и социальный статус, и привлекательность материального и морального стимулирования, и возможность профессионального и личностного роста. Именно здесь «слабое звено»  и основные проблемы, связанные с кадровыми вопросами системы образования. 

Но следует отметить, что в  центре образовательного процесса  хорошего детского сада, школы, техникума или вуза всегда находится  дети его интересы, будущие траектории. Именно для него/нее проводятся занятия, уроки, читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. К сожалению, декларируют этот тезис все, а выполняют только лучшие. 

    1. Оценивание достижений воспитанников в условиях квалиметрического подхода.

В настоящее время задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Для достижения этих целей в ходе диагностических процедур, с одной стороны, устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных индивидуумов и у представителей учебной группы в целом, а с другой, определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения и познания. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс, и определяются результаты обучения воспитания.

Диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления.

Применение различных методов квалиметрии на основе педагогической диагностики дает возможность сравнить ожидаемые, прогнозируемые результаты с фактически полученными. Обработка полученных данных опирается на методы математической статистики. Разработали алгоритм действий для педагогов дошкольных организаций, по использованию квалиметрических формул на завершающем этапе диагностики. Составляется аналитическая справка по результатам диагностики.

    1. Работа с родителями (анкетирование. опросы и т.д.)

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • образовательных результатов;

  • организации образовательного процесса;

  • квалификации педагогических работников.

Таким образом, каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для воспитанников хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • С возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в школу.

Для родителей:

  • С получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику ДО поступить в школу;

  • Со знанием предметов, с хорошим оснащением ДО, с профессионализмом педагогов;

  • С умением ребенка применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для педагогов:

  • С умением подготовить дошкольника в школу, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ребенка не только умственно, но и нравственно (морально);

  • С умением самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

  • С профессиональной позицией и самоощущением педагога, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт


КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ

Методическая подготовка

Психолого-педагогическая подготовка

Педагогическое мастерство

Психолого-педагогическое взаимодействие с коллегами, детьми, родителями

Педагогический энтузиазм, участие в ДО, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе

Желание нововведений

Состояние учебно-методической базы

Уровень индивидуальных особенностей детей (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.) Знаний и др.

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАВИСИТ:

Уровень профессионального мастерства воспитателя

Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения). Уровень подготовленности к обучению

Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества методических пособий, учебно-методических комплектов для воспитателя и детей)

Внешнее влияние (семьи, взрослых и т.п.)

Физиологические и санитарно-гигиенические факторы

Система оценивания знаний воспитанников

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых. Уровень коммуникативных отношений.

Перспективные тенденции применения педагогической квалиметрии, как важного компонента процесса управления качеством образования, базируются на научно аргументированной технологии количественной оценки качества образования. Основные направления ее реализации – обеспечение высокой компетентности и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг; исследование состояния и механизмов развития образовательного процесса в условиях модернизации казахстанского образования; решение задач по созданию новых педагогических систем и образовательных технологий, способствующих формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у выпускника.














2 Экспериментальная работа по внедрению оценочной системы качества дошкольных организаций (рейтенговая система)



Понятие «качество деятельности ДО» рассматривается как интегрированная совокупность свойств, удовлетворяющих потребностям участников образовательного процесса (т.е. воспитанников, педагогов и родителей) и субъектов социального заказа ДО (т.е. государства, учредителя, семьи, школы).

Согласно типовому положению, детские сады призваны решать комплекс задач, как то: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В развитии современного образования актуализируется потребность в повышении уровня информированности потребителей о качестве образовательных услуг, предоставлении всем участникам образовательного процесса и обществу достоверной информации о качестве ДО в городе. На современном этапе качество образования выступает главным конкурентоспособным преимуществом детских дошкольных организаций, обеспечивающих спрос, предложение и расширение общественного участия в управлении дошкольным образованием.

Описан процесс оценивания качества в квалиметрии, представляющий собой следующую последовательность действий:

  • определение целей оценки объекта;

  • раскрытие структурности качества объекта;

  • определение значений показателей качества объекта;

  • оценка качества объекта;

  • свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;

  • анализ полученных результатов.

В качестве источников данных о деятельности ДО использовались материалы дошкольной организаций, а также специально разработанная форма сбора дополнительных данных.

Расчет комплексного показателя и построенный на его основе рейтинг ДО г. Петропавловска показал адекватность предложенной технологии. Анализ предложенного рейтинга производился на основе первой (лучшей) и последней (худшей) десятки ДО.

С целью оценки качества деятельности ДО города реализации основных принципов государственно общественного управления системой дошкольного образования города создание здоровой конкуренции среди ДО.

Цели и задачи:

Цель рейтинга- оценка деятельности детских ДО.

Задачи:

- создать конкуренции среди ДДО образования в предоставлении образовательных услуг;

- определение механизма оценивания деятельности ДО;

- включение родительской общественности в образовательный процесс;

- повышение престижа профессии воспитателя;

- определение, выработки критериев и комплекса показателей, способствующих отслеживанию эффективности деятельности ДДО;

- выявление позитивных и негативных тенденций в работе ДДО;

- выявление ДДО образования, добивающихся лучших результатов в общеобразовательной деятельности;

- отслеживание динамики изменений результатов каждого детского ДО как в целом так и по отдельным индикаторам;

- принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества дошкольного воспитания.

Участники и предмет рейтинга:

В качестве объекта построения рейтинга выступает отдел образования. ДДО образования являются объектами рейтинга как самостоятельные единицы наблюдения, и ка составляющие системы образования города в целом. Предметом рейтинга выступают количественные и качественные показатели и индикаторы, характеризующие актуальное состояние системы образования в разрезе ДДО образования по различным блокам с использованием гибкой критериальной базы.

Порядок проведения рейтинга:

- для проведения рейтинга формируется оргкомитет, состав которого утверждается руководитель отдела образования.

- Оценка эффективности работы ДДО образования производится методом ранжирования по значениям критериальной базы данных по трем категориям ДДО: школы – сад города, ясли – сад и мини – центры. Помимо представления общего результата, деятельности ДДО может быть отражена в блоковом разрезе, и представлена несколькими компонентами, входящими в общую оценку.

Методика расчета комплексной оценки качества деятельности была дифференцирована по трем видам ДО:

  • ДО с нормой здоровья и развития;

  • ДО с контингентном детей с особыми образовательными потребностями;

  • ДО со смешанным контингентом детей.

В системе оценки деятельности ДДО определено три способа оценивания:

- процентный,

- количественный,

- альтернативный.

Введение процентного способа объясняется различием количественных характеристик ДДО образования (наполняемость, кадровый состав). Показатели рейтинга, которые нельзя оценивать ни в процентном отношений, ни в количественном, констатирующие факт (наличие и отсутствие, участие или неучастия) - эту систему оценки обозначена как альтернативная.

Имеются блоки:

Блок «Здоровье»

Блок «Управление персоналом»

Блок «Учебно-воспитательный процесс»

Блок «Оценка деятельности ДДО» (Оценивает отдел образования г. Петропавловска).


Рейтинг учитывается следующие показатели, которые переводятся (Таблица 1):

Критерии

Градация баллов

1

Блок «Здоровье»

1.1

Процент выполнения плана детодней (проектная мощность сада умножается на количество рабочих дней – это будет 100%, проектная, умножается на количество рабочих дней в году 247, по плану должно быть за год 79040 детодней, это 100%)

100% -3б

От 70% до 100% - 2б

От 50 % до 70% - 1б

Менее 50% - 0%

1.2

Процент детодней, пропущенных по причине болезней за 6 месяцев

От 15% до 20% -3б

От 20% до 25% - 2б

От 25% до 30% - 1б

Более 30% - 0б

1.3

Заболеваемость (количество дней, пропущенные по болезни одним ребенком за отчетный период)

Ниже среднего городского уровня

(с 1до 10 дней) – 5б

Равен среднему городскому уровню (с 11 до 15 дней) – 3б

Выше среднего городского уровня (с 16 до 20 дней) – 1б

Выше среднего городского уровня (с 21 дней и более) – 0 б

1.4

Процент детодней, пропущенных по причине родителей за

6 месяцев

От 15% до 20% -3 б

От 20% до 25% - (2 б)

От 25% до 30% - (1 б)

Более 30% - (0б)

2

Блок «Управление персоналом»

2.1

Соблюдение техники безопасности (охрана труда, отсутствие травм у детей и сотрудников)

Нет травматизма – 2б

Травма у сотрудников – 1б

Травма у детей – 0б


2.2

Процент текучести кадров

(без учета работников, выходящих на пенсию, инвалидность)

До 3% - 3б

От 3% до 5% -2б

Более 5% - 1б



2.3

Квалификационный уровень педагогов

Более 20% имеют первую и высшую категории – 4б

От 15% до 20% имеют первую и высшую категории – 3б

От 10% до 15% имеют первую и высшую категории – 2б

Менее 10% имеют первую и высшую категории – 1б

Более 20% имеют вторую категорию – 3б

От 15% до 20% имеют вторую

категорию – 2б

От 10 до 15% имеют вторую категорию– 1б

Менее 10% имеют вторую категорию – 0б

2.4

Процент охвата курсовой подготовкой работников ДО, включая административно-хозяйственный персонал

(за каждого работника)

Курсовая подготовка, инициированная работником – 2б

Курсовая подготовка, инициированная КГУ «Отдел образования акимата города Петропавловска» - 1б

Нет курсовой подготовки – 0б


2.5

Замечания по результатам плановых проверок вышестоящих и контролирующих органов

Наличие замечаний – (-1б) за замечания по каждому контролирующему органу

Отсутствие замечаний – 3б



2.6

Освещение работы ДО в СМИ

Более 6 статей -3б

От 3 до 6 статей -2б

До 3 статей – 1б

Отсутствие 0б

3

Блок «Учебно-воспитательный процесс»

3.1

Взаимодействие со сторонними организациями;

  • СКГУ

  • Пед колледж

  • ЦИТО

  • ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Взаимодействие со всеми организациями – 4б

Взаимодействие с 3-мя организациями – 3б

Взаимодействие

с 2-мя

организациями – 2б

Взаимодействие с одной организацией – 1б

3.2



Методическая активность ДО (семинары, конференции, мастер-классы, заседания МО, секции и тд

Международный

уровень

Республиканский уровень

Областной уровень

Городской уровень

Дистанционное участие ( в режиме онлайн) – М/Р 3б; О 2б; Г-2б.

Дистанционное участие (публикация) – М/Р 2б; О1б; Г1,5б.

Очное участие (за каждого участника) : М/Р 3б; О2б; Г2Б + методический уровень мероприятия.

Методический уровень мероприятия: высокий уровень – 3б; средний уровень -2б; ниже среднего уровень -1,5 б; низкий уровень – 1б.

Написать уровень мероприятия, тему, ФИО участников ( уровень на основании заключения экспертной комиссии.,)

3.3

Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта

(с выпуском методички, сборника и тд)

Р - 4 балла

О - 3 балла

Г - 2 балла

Уровень ДО -1балл (педагоги на 2 категорию)

Написать уровень обобщения, тему, ФИО педагога, рецензия или справка по обобщению опыта, на (уровне ДО: рецензия МС)

3.4

Инновационная деятельность педагогов: разработка и реализация совместных со специалистами творческих, социальных проектов, авторских программ, проектов, технологий, методик, направленных на развитие ДО, повышение его авторитета и имиджа

Написать тему материала, ФИО автора

3.5

Результативность участия коллектива ДО (в том числе отдельных педагогов) в профессиональных конкурсах

За каждое (очное) призовое место в номинации 5б за 1-е место+1б

За каждое (дистанционное) призовое место в номинации-4б,за 1-е место+1б


За каждого (очного) участника-4б

За каждого (дистанционного) участника- 3б

За каждое (очное) призовое место номинации – 4б,за 1-е место + 1б

За каждое (дистанционное) призовое место номинации- 3б,за 1-е место+ 1б


За каждого (очного) участника -3б

За каждого (дистанционного)

Участника – 2б

За каждое (очное) призовое место номинации – 3б, за 1-е место+1б.

За каждое (заочное) призовое место в номинации- 2б, за 1-е место-1б.


За каждого (очного) участника- 2б

За каждого (заочного) участника- 1б

За каждое (очное) призовое место в номинации – 2б,за 1-е место+1б.

За каждое (заочное) призовое место в номинации -1,5б,за 1-е место+1б.


За каждого (очного) участника- 1,5б

За каждого (заочного) участника-1б

Источник информации: дипломы, грамоты, сертификаты


3.6

Результативность участия воспитанников ДО в конкурсах

За каждое призовое место в номинации – 4б,за 1-е место+ 1б

За каждое призовое место в номинации – 3б,за 1-е место+ 1б

За каждое призовое место в номинации –2б,за 1-е место+ 1б

За каждое призовое место в номинации – 1б,за 1-е место 1б

% участия детей в конкурсе : (Уд х 100%) / Кд = % участия

Уд – количество участников; Кд – общее количество детей заявленной возрастной категории.

Более 70% - 4б

50% - 69% -3б

21% - 49% - 2б

Менее 20% -1б

Нет участников – 0б

3.7

Результаты профессионального мастерства и творчества: публикации

Написать название издания, тему материала, ФИО автора

Публикация конспекта (сценария, технологической карты) на сайтах- 2б

Публикация конспекта (сценария, технологической карты) в профессиональных журналах- 3б


Публикация методической статьи на сайтах -3б

Публикация методической статьи в профессиональных журналах-4б

3.8

Оценка профессиональной деятельности (грамоты, благодарственные письма, дипломы и тд)

Указать награду, от кого, кому (например: благодарственное письмо от Акима области Ивановой А.А)


Р-3б

О -2б

Г-1б



Методика расчета Блока «Здоровья» (Таблица 2):

Критерии рейтинга «___________________________» 2 полугодие 2016 года

1

КРИТЕРИИ

Блок «ЗДОРОВЬЕ»

п/п

Наименование

Методика расчета

Примечание

Заполнить фактические данные

1.1

Процент выполнения плана детодней

(2 полугодие – июль- декабрь 2016 года)-127 рабочих дней за отчетный период.


В: (А х С) х 100 = %

А-фактическое количество рабочих дней (с учетом ремонта, отпуск в мини-центрах);

В- фактическое количество детодней;

С-общее количество детей в ДО

D=(АхС) - « идеальное» количество детодней за отчетный период

А-

В-

С-

D=(АхС)-

1.2

Процент детодней, пропущенных по причине болезней за 6 месяцев

Z:D х100 = %

D=(АхС) - « идеальное» количество детодней за отчетный период;

Z- общее количество пропущенных дней по болезни;

D-

Z-

1.3

Заболеваемость (количество дней, пропущенные по болезни одним ребенком за отчетный период)

Z:С = дней

С-общее количество детей в ДО

Z- общее количество пропущенных дней по болезни ;


С-

Z-


1.4

Процент детодней, пропущенных по причине родителей за

6 месяцев

Е:D х 100 = %

D=(АхС) - « идеальное» количество детодней за отчетный период;

Е- количество дней пропущенных по причине родителей;


D-

Е-

Критерии рейтинга 2 полугодие 2016 года

1

КРИТЕРИИ

Блок «ЗДОРОВЬЕ»

п/п

Наименование

Методика расчета

Примечание

Заполнить фактические данные

1.1

Процент выполнения плана детодней

(2 полугодие – июль- декабрь 2016 года)-127 рабочих дней за отчетный период.


В: (А х С) х 100 = %



7126/11440*100= 63%

А-фактическое количество рабочих дней (с учетом ремонта, отпуск в мини-центрах);

В- фактическое количество детодней;

С-общее количество детей в ДО

D=(АхС) - « идеальное» количество детодней за отчетный период

А- 104

В-7126

С-110

D=(АхС)-11440

1.2

Процент детодней, пропущенных по причине болезней за 6 месяцев

Z:Dх100 = %


2652/11440*100= 23,2 %

D=(АхС) - « идеальное» количество детодней за отчетный период;

Z- общее количество пропущенных дней по болезни

D- 11440

Z- 2652

1.3

Заболеваемость (количество дней, пропущенные по болезни одним ребенком за отчетный период)

Z:С = дней

2652/110= 24.1

С-общее количество детей в ДО

Z- общее количество пропущенных дней по болезни ;


С- 110

Z- 2652


1.4

Процент детодней, пропущенных по причине родителей за

6 месяцев

Е:D х 100 = %


1588/11440*100= 14 %

D=(АхС) - « идеальное» количество детодней за отчетный период;

Е- количество дней пропущенных по причине родителей;


D-11440

Е-1588



Апробация технологии проводилась на базе ДО г. Петропавловск (Приложение 1,2,3, 4).

Порядок расчета:

- за достоверность представленных данных несет ответственность руководитель ДО;

- по результатам расчетов все ДДО ранжируются в соответчики с итоговым количеством мест;

- в случае совпадения итогового значения или значения блока у нескольких ДДО, они занимаются рейтинге – летке одну позицию, значение позиции, следующие за ним и уменьшается от порядкового на число совпадений;

- в группах с одинаковыми баллом, ДДО располагаются в порядке нумерации учреждения;

- рейтинг определяется по общей сумме мест по каждому индикатору в каждом из блоков. Также просчитывается суммарный рейтинг ДДО по сумме мест, набранных по блокам. Для формирования рейтинговой таблицы, каждой ДДО предоставляется форма- шаблон для заполнения, за подписью заведующей)

- сбор информации производится в электронном и бумажном варианте два раза в год (10.01 промежуточный, да 10.07. итоговый).

Результаты рейтинга:

- На сайте городского отдела образования; доводится до руководителей ДО, заинтересованных пользователей.

- Данные используются для выработки вариантов управленческих решений и соблюдения принципа открытости и прозрачности городской системы образования.

- ДО, получившие наибольшее количество баллов, награждаются дипломами отделом образования и поощряются на августовской конференции.

О.А. Сафонова считает, что качество образования – это объект мониторинга в дошкольной организации, представляет в виде четырех блоков:

‒ качество образовательного процесса (элементами которого являются

содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей);

‒ качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления;

‒ качество результатов работы образовательной системы в дошкольной организации.

Например: Мониторинги дошкольных организаций на учебный год (Приложение 5).

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что цели функционирования ДО различны. В соответствии с этим некорректно сравнивать между собой образовательные учреждения, имеющие разную социальную направленность и, соответственно, разные цели деятельности.

Анализ полученных рейтингов со специалистами из отдела образования показал, что данные рейтингов по трем видам практически полностью совпадают с экспертными представлениями специалистов о положении ДО.

Разработанная технология комплексной количественной оценки качества деятельности ДО обладает рядом преимуществ.

- Одним из главных преимуществ технологии специалистами управления образования была названа возможность получить детерминированную информацию, в отличие от рассеянной, которой пользовались специалисты до настоящего момента.

- Технология комплексной оценки позволяет получить формализованную информацию о качестве деятельности дошкольного образовательного учреждения. Важной была названа возможность разложить единую комплексную оценку, позволяющую получить общую информацию о положении детского сада в рейтинге ДО, по уровням иерархии для получения информации о конкретных оценках групповых показателей, а также отдельных единичных показателей.

- Дает возможность получить общую картину по качеству отдельных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей, развитие детей, взаимодействие с семьями воспитанников.

- Также технология комплексной количественной оценки качества позволяет избавиться от субъективизма экспертного метода оценивания.

Анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность исходной гипотезы.

В результате анализа современного состояния системы оценки качества деятельности ДО была выявлена актуальность разработки технологии комплексной количественной оценки качества деятельности детского сада

Оценка деятельности дошкольных организаций, предполагает оценку готовности ребенка к школе (качество результатов) и потенциала организации (качество условий (материальных и нематериальных) и образовательного процесса (организационно-методических условий)).

Была определена номенклатура показателей качества, а также разработана технология комплексной количественной оценки качества (рейтинговой системы) деятельности ДО.

Общая комплексная оценка устойчива к ошибкам единичных показателей, т.е. погрешности или ошибки в определении единичных показателей не могут существенно исказить комплексную оценку качества.

Данное исследование, полученные результаты и выводы не исчерпывают всей полноты и сложности поставленной проблемы. Одним из возможных продолжений исследования является уточнение разработанной технологии с учетом корректирующей деятельности и инновационности дошкольных организаций, а также с учетом рассмотрения семьи и школы в качестве субъектов оценки качества деятельности ДО, в то время как сейчас субъектом оценки является государство.

 


 


Вывод:

В ходе проведённой исследовательской работы было установлено, что квалиметрический подход в ДО является одним из самых важных приоритетных методов использования оценивания качества обучения и образования.

На совместной этапе учебной деятельности педагог может решать самые разнообразные творческие задачи, с использованием педагогической квалиметрии.

Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация:

‒ о качестве дошкольного образования;

‒ об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг

для детей дошкольного возраста в дошкольной организации образования;

‒ о соответствии предоставляемого образования современным

представлениям о качестве дошкольного образования.

Дошкольный уровень является важным составляющим системы непрерывного образования, ориентированный на обеспечение доступности, качества и удовлетворения интересов общества. Качество дошкольного образования, это – комплексное понятие, которое следует рассматривать с разных позиций.

По данным исследования Информационно-аналитического центра МОН РК в Казахстане в 70% ДО при итоговой оценке достижений воспитанников используются косвенные методы оценивания (наблюдение, портфолио и пр.), в 30% - прямое тестирование. На современном этапе назрела необходимость унификации внутренней оценки качества в организациях дошкольного образования, а также включения в систему государственного мониторинга и контроля внешних оценочных процедур.

МОН РК ведется работа в рамках повышения качественной подготовки

детей к школе и совершенствованию системы дошкольного воспитания и обучения (ДВиО). В Государственную программу развития образования и науки на 2016-2020 годы включен индикатор «Доля детей, обладающих достаточным уровнем навыков и умений для обучения в школе по новым стандартам».

Оценка качества дошкольного образования – довольно сложная проблема. И тем не менее, сейчас к ней появился значительный интерес. В практике проверки качества общего образования получают распространение такие технологии как: диагностика, экспертиза, мониторинг и педагогическая квалиметрия, ставящие целью объективизацию оценок. Это связано с тем, что дошкольное образование рассматривается как один из фундаментальных ресурсов национального развития государства на разных уровнях и обуславливается изменением приоритетов в образовании, смещением акцентов на человека (ребѐнка, сотрудников, родителей) как главного субъекта образовательного процесса, который в современных социально-экономических и информационно-технологических условиях поставлен в новую позицию по отношению к себе, к людям и в познании мира, что требует высокого профессионализма педагогов. Необходимо отметить квалиметрический подход определяет возможность оценки качества дошкольного образования и задающий требования к процессуальной и содержательной составляющим для проведения мониторинга в дошкольной организации.

Предполагается, что именно квалиметрический подход, базирующийся на концептуальных положениях теории педагогических измерений, массовости и независимости процедур тестирования, методах математической статистики и педагогического интерпретационного анализа, может обеспечить строгость, чѐткость и упорядоченность сведений о подготовленности и степени развития воспитанников.

Можно отметить, что современному обществу сегодня требуется уже не воспитатель - исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный. Рассматривая профессиональную компетентность педагогов как ответственность за качество своей деятельности, необходимо выработать эффективную систему повышения квалификации работников детских садов.

Сегодня именно дошкольный педагог задает стартовые условия развития детей, их дальнейшего успешного обучения в школе и формирования конкурентоспособной личности.

Анализ литературы позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством воспитательно-образовательного процесса:

‒ Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно- образовательного процесса, маркетинга и других.

‒ Деятельность по управлению качеством в дошкольной организации

образования не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно -образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

‒ Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребѐнка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.

‒ Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно-образовательного процесса.

‒ Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов – педагогической, у руководителей – управленческой).

Таким образом, качество дошкольного образования рассматривается как обобщённая мера эффективности образовательной системы дошкольной организации, проявляющаяся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов. Играя большую роль в оценивании качества работы ДО, педагогов, воспитанников играет рейтинговая система, т.к. является не трудоёмким и доступным способом определения оценки.

Использование квалиметрии в современном дошкольной организации позволяет определить оценку качества предоставляемых услуг, что будет способствовать и диагностики, и развитию педагогического мастерства, систематическое и целенаправленное использование будет способствовать более эффективному развитию дошкольника.

Список использованной литературы:

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики

Казахстан на 2016-2019 годы.

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // Индустриальная Караганда. — 2010. — 21 дек. — С. 5-10.

  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 // Казахстанская правда. — 2007. — № 127 (25372). — 11 с.

  3.   Конвенция о правах ребенка // ayalyalakansko.kz

  4. http://iac.kz/ru/events/obespechenie-sootvetstviya-kachestva-standartam-oesr

  5. http://edu.gov.kz/ru/documents/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-

obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan

  1. СубеттоА. И. Квалиметрия образования. Т. 1. Введение в квалитологию образования. – М.: Исслед. центр по проблемам упр. Качеством подготовки специалистов, 1991. – 335 с

  2. Богуславец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного

образования: метод.пособие [Текст] / Л.Г.Богуславец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  1. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном

образовательном учреждении [Текст] / Сафонова О.А. // Управление

дошкольного образования. –№6, 2002. – 96 с.

  1. Субетто А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006

  2. . Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Применение квалиметрического подхода в управлении региональной экономикой // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 4 (175). 2013. С. 45-52.

  3. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2006.

  4. .Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2001. - 212с.

  5. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). - М.: Прогресс, 2007. - 288с.

  6. Азгальдов Г.Г., Азгальдова Л.А. Количественная оценка качества (Квалиметрия). Библиография. – М.: Изд-во стандартов, 1971.

  7. Н. Старков, Д.И. Филиппов // Современные проблемы науки и образования: Тезисы докладов XLIV внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – С. 206-207.

  8. Гулюкина Н.А., Клишина С.В. Педагогический тест: этапы и особенности конструирования и использования: пособие для преподавателя -Новосибирск: НГТУ, 2001. - 131 с. 

  9. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. - М.: Логос. - 176 с. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жусупова Мадина Канашевна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства