kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование организационных умений в сюжетно-ролевой игре у детей 5 - 6 лет посредством игровых ситуаций».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практике работы детских садов прослеживаются две тенденции. В одних случаях игровая деятельность детей чрезмерно педагогизирована, т.е. воспитатель сам предлагает игру, диктует средства, способы действий, их последовательность. В других случаях руководство педагога, его направляющая роль вообще отсутствует и игры детей в этом случае приобретают стихийный характер. Поэтому дети дошкольного возраста не могут самостоятельно выделить необходимую последовательность организационных действий, установить причины неудач игровой деятельности, дополнить недостающие знания для того, чтобы повторить сюжетно - ролевую игру в избранном направлении до получения, желаемого результата. Как правило, дети просто теряют интерес к  игре, желание действовать самостоятельно. Данная проблема и явилась толчком к определению темы исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование организационных умений в сюжетно-ролевой игре у детей 5 - 6 лет посредством игровых ситуаций». »

















ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Формирование организационных умений в сюжетно - ролевой игре у детей 5 - 6 лет посредством игровых ситуаций»







Выполнила: Дурынина О.Н.

воспитатель, с\ п «дет. сад»

МБОУ «Новолавельская СОШ №3»













п. Новолавела

2014г.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование организационных умений в сюжетно-ролевой игре у детей 5 - 6 лет посредством игровых ситуаций».



В практике работы детских садов прослеживаются две тенденции. В одних случаях игровая деятельность детей чрезмерно педагогизирована, т.е. воспитатель сам предлагает игру, диктует средства, способы действий, их последовательность. В других случаях руководство педагога, его направляющая роль вообще отсутствует и игры детей в этом случае приобретают стихийный характер. Поэтому дети дошкольного возраста не могут самостоятельно выделить необходимую последовательность организационных действий, установить причины неудач игровой деятельности, дополнить недостающие знания для того, чтобы повторить сюжетно - ролевую игру в избранном направлении до получения, желаемого результата. Как правило, дети просто теряют интерес к игре, желание действовать самостоятельно. Данная проблема и явилась толчком к определению темы исследования.

Актуальность выбранной темы обусловливается тем, что при существующей системе организации детской деятельности в ДОУ организационные умения у детей почти не формируются. Педагог выступает как организатор всего процесса обучения, поэтому дети в связи с этим привыкают к жесткой регламентации различной деятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной ее организации. Но Концепция дошкольного воспитания, направленная на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского образовательного учреждения, главный акцент делает на всемерное развитие самостоятельности и активности дошкольников, воспитание творческого действенно-практического отношения детей к окружающему миру. Формирующим началом личности ребенка выступают не только деятельности, регламентируемые взрослыми, но и разнообразные самостоятельные дела, игры. Научить детей целесообразно проводить и организовывать свое свободное время, организовывать разные виды деятельности - является важной задачей дошкольного воспитания.

Научность педагогического опыта. Исследованиями, посвященными формированию организационных умений, занимались, А.К. Громцева, Н.А. Ершова, В.Н. Рындак, Н.И. Фатеева, Л.А. Чулкова, А.В. Косов, но они исследовали особенности организационных умений у педагогов и школьников и не уделяли внимание организационным умениям детей дошкольного возраста.

Новизна педагогического опыта: данный педагогический опыт работы носит исследовательский характер. Выдвижение новой идеи - формирование организационных умений в сюжетно-ролевой игре у детей 5 - 6 лет возможно при использовании обучающих игровых ситуаций. Самостоятельно была разработана методика диагностики организационных умений детей 5 - 6 лет в сюжетно – ролевой игре, которая представляла собой наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей в естественных условиях, а так же методика проведения игровых обучающих ситуаций, по формированию организационных умений детей.

Цель педагогического опыта: изучить возможности и показать значение обучающих игровых ситуаций в формировании организационных умений в сюжетно – ролевой игре у детей 5 – 6 лет.

Задачи педагогического опыта:

  • Изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме.

  • Выявить особенности организационных умений у детей 5 – 6 лет в сюжетно – ролевой игре.

  • Изучить возможности формирования организационных умений в сюжетно – ролевой игре у детей 5 – 6 лет посредством игровых обучающих ситуаций.

  • Проверить эффективность применения игровых обучающих ситуаций по формированию организационных умений.



Этапы реализации идеи:

  • Информационно - подготовительный этап:

- посещение библиотек, педагогических сайтов в интернете,

- подбор и изучение научно – методической литературы,

- ведение картотеки литературы по теме,

- знакомство с работами других педагогов.

  • Практический этап:

- разработка методики определения уровней развития организационных умений в сюжетно – ролевой игре у детей 5 – 6 лет,

- определение уровней организационных умений в сюжетно – ролевой игре у детей 5 – 6 лет,

- разработка и апробирование методики проведения игровых обучающих ситуаций в группе детей 5 – 6 лет,

- проверка эффективности использования игровых обучающих ситуаций.

  • Итоговый этап:

- выступление на педсовете,

- доклад на научно – практической конференции в С(А)ФУ г. Северодвинск.



На информационно – подготовительном этапе мною изучалась психолого – педагогическая литература по данной теме и было выявлено следующее:

  • организационные умения в сюжетно-ролевой игре (по определению Н.С.Ежковой) это умения, включающие ряд организационных действий, которые тесно связаны между собой и в своей совокупности составляют способ выполнения деятельности. В общем виде способы организации сюжетно-ролевой игры представляют собой следующее: умение наметить цель в игре, умение планировать игру, умение реализовывать намеченное, умение осуществлять контроль.

  • Эльконин Д.Б., дает следующее определение понятию сюжетно -ролевая игра - это «игра детей детского дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме, в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Именно через сюжетно-ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке».

  • Игровая ситуация, по определению С.Н. Николаевой – это полноценная, но специально организованная взрослым сюжетно-ролевая игра, которую характеризуют следующие моменты:

  • игровая ситуация имеет несложный сюжет, который хорошо знаком детям,

  • для игровой ситуации специально организуется игровое пространство и подбирается атрибутика,

  • в содержании игровых ситуаций заложена дидактическая цель, которой подчинены решаемые педагогом задачи,

  • воспитатель проводит игру совместно с детьми, исполняя второстепенную роль,

  • педагог руководит всей игрой и через руководство осуществляет дидактическую цель.

  • По утверждению В.Я. Вороновой, у детей под руководством воспитателя успешно формируется умение самостоятельно организовывать сюжетно - ролевую игру. Что же способствует формированию детской самоорганизации в сюжетно - ролевой игре? Прежде всего, для того чтобы дети сами могли организовать игру, т.е. продумать ее ход, договориться о сюжете, распределить роли и т.д., они должны иметь определенные знания по ее организации. Эти знания педагог передает детям, используя игровые обучающие ситуации, т.к. создание игровых ситуаций предполагает активное руководство воспитателя.

Поэтому главным средством формирования организационных умений в сюжетно-ролевой игре, мною было выделено - обучение в игровых ситуациях.

  • Особенности организационных умений детей 5 - 6 лет в сюжетно - ролевой игре в том, что в структуре игры выделяется подготовительный период, где дети договариваются о теме игры, распределяют роли, обсуждают сюжет, т.е. идет планирование игры. Также старшие дошкольники реализуют план игры, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, т.е. следят за выполнением ролевых действий и правил в игре, а так же корректируют ход игры, т.е. вносят необходимые изменения.

Таким образом, возникла необходимость в выявлении особенностей организационных умений у детей 5 - 6 лет

На практическом этапе для диагностики организационных умений детей в сюжетно - ролевой игре мною была разработана методика (см. Приложение 1), которая представляла собой наблюдение за самостоятельными сюжетно - ролевыми играми детей в естественных условиях и определены уровни организационных умений в сюжетно-ролевой игре у детей 5 - 6 лет.

Для проведения наблюдения за сюжетно - ролевыми играми была создана  соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей игровая среда, которая обеспечила возможность удовлетворения игровых потребностей.

Я наблюдала за сюжетно - ролевыми играми детей и вела протокол, где фиксировала ход игры и отмечала компоненты организационных умений, которые демонстрируют дети.

Организационные умения, которые дети демонстрировали в сюжетно-ролевой игре, анализировались мною по следующим критериям:

1. Умение наметить цель: ребенок формулирует тему игры, обсуждает реализацию сюжета с другими детьми;

2. Умение планировать: ребенок осуществляет выбор места и подбор атрибутов, создает игровую обстановку, распределяет роли с учетом интересов всех играющих, описывает этапы игры;

3. Умение реализовывать намеченное: ребенок организовывает игровые действия в соответствии с планом и ролевое взаимодействие в процессе игры со всеми его участниками;

4. Умение осуществлять контроль: осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль выполнения ролей и правил игры, вносит изменения в ход игры (по необходимости).

После проведения диагностики мною было выявлено, что дети, демонстрируют разные уровни развития организационных умений. Дети, показавшие высокий уровень организационных умений (например, умение наметить цель и умение планировать), тут же демонстрируют низкий уровень по другим организационным умениям (например, умение осуществлять контроль). Данные таблицы № 1 свидетельствуют о том, что на более высоком уровне развития находится умение реализовывать намеченное, это проявляется в последовательном развертывании игровых действий и активном взаимодействии со всеми участниками игры. Менее сформировано умение осуществлять контроль в ходе игры, это проявляется в неумении контролировать выполнение ролей и соблюдение правил игры, а также не осуществление корректировки хода игры, чтобы она имела логическое завершение.


Таблица 1

Уровни развития организационных умений в сюжетно-ролевой игре

детей 5 - 6 лет

(данные таблицы представлены в %)



Организационные умения

Уровни

низкий

средний

высокий

Умение наметить цель

34

48

18

Умение планировать

47

47

6

Умение реализовывать намеченное

13

56

31

Умение осуществлять контроль

63

31

6



После определения уровней развития организационных умений, мною была разработана методика проведения игровых ситуаций по формированию организационных умений детей в сюжетно - ролевой игре, включающая:

- обсуждение с детьми перед игрой сюжета игры, необходимых атрибутов и материалов, места для игры, последовательности игровых действий;

- помощь педагога при распределении ролей, при реализации плана игры, принятием на себя второстепенной роли в игре;

- стимулирование детей к взаимоконтролю и самоконтролю при реализации плана игры и ролевых взаимодействий в процессе деятельности, коррекции игровых действий при необходимости.


Игровые ситуации проводились в групповой комнате детского сада в течение 2 месяцев, с периодичностью 1 игровая ситуация в неделю, где были созданы все необходимые условия для ее организации (игровые зоны, атрибуты и др.). Организовывались игровые обучающие ситуации в два этапа: 1 этап (обучающий), 2 этап (закрепляющий). На первом этапе были проведены 6 игровых ситуаций, по разработанной методике, с целью обучения организационным умениям в сюжетно - ролевой игре (пример конспекта см. в Приложении 3). Детьми на этом этапе были последовательно определены 6 тем игровых ситуаций: «Семья», «Дом», «Путешествие», «Музыканты», « Детский сад», « Больница».

Все игровые ситуации, не зависимо от того какую тему игры определяли дети, проводилась по определенной структуре:

  • Вводная часть.

  • Основная часть.

  • Заключительная часть.

В вводной части игровых ситуаций, с детьми до начала игры обсуждался сюжет, выбор места для проведения игры, подбор необходимых атрибутов и материалов, последовательность выполнения игровых действий, используя метод беседы, объяснение, рассуждение, пояснение, совет. При распределении ролей, использовался прием оказания помощи детям с пояснением того, чтобы учитывались интересы всех играющих, так же установка детям на ведение самоконтроля и взаимоконтроля в ходе игры и логику развития ролевых взаимодействий при реализации плана.

Например, я задавала детям вопрос: «в какую ролевую игру вы хотите поиграть?», с целью самостоятельного выбора и формулирования детьми темы игры. Дети предлагали несколько тем, например, Кристина: «В дом», Таня: «Нет, в парикмахерскую, мы уже играли в «Дом». После того как обе девочки заинтересовали других детей своим сюжетом, было решено объединить оба сюжета: «А давайте эти две игры объединим. Семья, которая живет в доме пойдет в парикмахерскую». После определения темы игры я предлагала обсудить развитие сюжета игры со всеми детьми. Так в игровой ситуации «Путешествие» педагог: «Девочки, вы объясните всем, что будет происходить в игре, ребята заинтересуются ею, и внесут свои предложения», на что девочки наперебой начинали объяснять: «Ну, там можно путешествовать по разным странам», - говорила Аля, а Полина предлагала: «В Архангельск поехать или в Москву, да еще можно карту путешествия нарисовать». Так же в вводной части игровых ситуаций, я обсуждала выбор места для игры через вопросы к детям, в игровой ситуации «Путешествие» экспериментатор спрашивал: «Где будем строить автобус, чтобы не мешать остальным?», «А где будут находиться наши города? », это наталкивало детей на размышления и рассуждения. Затем проходило обсуждение необходимых атрибутов для игры, в игровых ситуациях я уточняла: «Какие еще материалы нам необходимы для игры?». Далее шло обсуждение с детьми последовательность игровых действий в игровых ситуациях: «Ребята нам осталось определить с чего мы начнем нашу игру, что потом будем делать и чем закончим». Это давало возможность высказаться всем детям, например, Руслан: «Давайте сначала поедим, мама нас покормит, а я принесу дров в дом и воды», Дима: «А потом пойдем все в парикмахерскую и нарядимся к празднику», Арина: «Будем праздновать и вас пригласим». Так же в вводной части игровых ситуаций, я оказывала помощь при распределении ролей. В игровых ситуациях акцентировала внимание детей на необходимость распределения ролей, с учетом интересов всех играющих: «А сейчас нам необходимо распределить роли, кто кем будет в игре так, что бы все остались довольны своей ролью». Если в процессе распределения ролей дети не учитывали желания всех участников, я поясняла необходимость распределения ролей по желанию детей. Например, в игровой ситуации «Дом» : «У нас двое желающих на роль мамы Арина и Аля», Алина: «Пусть Арина будет», педагог: «А почему Арина? Аля может обидеться и уйти из игры, а мы должны распределить роли так чтобы никого не обидеть», после этого девочки решают выбрать маму по считалочке. До начала основной части я делала указания на ведение самоконтроля и взаимоконтроля при реализации игровых действий: «Ребята, напоминаю, что в игре все должны выполнять взятые на себя роли, следить за тем, что бы никто, не нарушал правил в игре».

В основной части проведения игровых ситуаций я помогала при реализации игровых действий, через принятие на себя второстепенной роли в игре. Стимулировала детей к взаимоконтролю и самоконтролю при реализации плана игры, через напоминания и поощрения. Косвенно напоминало о логике развития ролевых взаимодействий в процессе игры и коррекции игровых действий при необходимости. В процессе проведения основной части игровых ситуаций дети действовали совместно со мной, под моим руководством.

В основной части проведения игровых ситуаций помогала реализовывать план игры, через принятие на себя второстепенной роли в игре, так в игровой ситуации «Семья», принявши на себя роль бабушки. А так же поощряла самостоятельное ведение контроля за выполнением ролей и правил в игре. Так Полина в игровой ситуации «Семья» заметила: «Диана, кошки в магазин не ходят. Диана раз ты кошка, значит, иди домой», педагог: «Молодец, Полина, правильно заметила». В основной части игровых ситуаций педагог по необходимости напоминала о развития ролевых взаимодействий: «Мама, наверное, кошка и собака голодные, они так кричат», чтобы переключить внимание героев на взаимодействие и с другими участниками игры. Проведение коррекции игры осуществлялось через вопросы к детям: «Уважаемые путешественники придется немного подождать, автобус сломался, или на другом транспорте будем добираться до города ?», после чего дети быстро сообразили, что можно на корабле плыть и ввели изменения в ход игры отправляясь дальше путешествовать на корабле.

На заключительном этапе игровых ситуаций, я совместно с детьми, обсуждала состоявшуюся игру, используя метод беседы, с целью выяснения понравилась ли детям игра, все ли получилось в игре, что запланировали, были или нет нарушения выполнения ролей и правил игры. А так же хвалила детей, указывая на достижения в игре, чтобы у них не пропал интерес к игровым обучающим ситуациям. Например: «Понравилось вам играть? Все ли у нас получилось в игре?», Таня: «Дима сначала сказал, что он маленький, а потом когда его папа хотел в детский сад отвести, он сразу большим стал», педагог: «Молодец, Таня ты очень внимательна. Но Дима исправиться и в следующий раз нарушать правила не будет».

На втором этапе работы моя организующая активность постепенно снижалась, детям предлагалось самостоятельно организовывать сюжетно -ролевые игры по их желанию, с целью закрепления освоенных компонентов организационных умений и самостоятельного применения их в сюжетно -ролевой игре. На данном этапе я не принимала ролевого участия в сюжетно -ролевых играх, а осуществляла косвенное руководство играми детей, через напоминание, указание, совет. Хочется отметить, что при проведении 2 этапа прослеживалась тенденция к самостоятельному применению детьми усвоенных организационных умений.

В заключение практического этапа педагогического опыта была проведена проверка эффективности проведенной работы по формированию организационных умений детей 5 – 6 лет в сюжетно - ролевой игре. Для этого была использована методика диагностики организационных умений детей в сюжетно - ролевой игре. Результаты представлены в таблице 2 (см. Приложение 4 Рис.1. и Рис.2.)

Таблица 2

Развитие организационных умений до и после использования игровых обучающих ситуаций

(данные представлены в %)


Организационные умения

Уровни

низкий

средний

высокий

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Умение наметить цель

34

30

48

30

18

40

Умение планировать

47

17

47

71

6

12

Умение реализовывать намеченное

13

12

56

48

31

40

Умение осуществлять контроль

63

40

31

48

6

12


Сравнительный анализ данных Таблицы 3 свидетельствуют об эффективности проведенной работы, т.е. у детей наблюдается положительная динамика развития организационных умений.


Вывод: таким образом, эффективность проведенной работы позволяет заключить, что игровые ситуации могут быть использованы в работе по формированию организационных умений детей в сюжетно - ролевой игре.

Результаты опыта показывают, что систематическая, целенаправленная, организованная работа по формированию организационных умений обеспечивает рациональную организацию сюжетно - ролевых игр. Умение организовать сюжетно - ролевую игру позволит детям дошкольного возраста в будущем организовать и свою учебную деятельность, что поможет им при обучении в школе, так как роль организационных умений в успешности любой деятельности, в том числе и учебной.

Проведенное мною исследование имеет перспективы дальнейшего развития, что предполагает более широкое изучение проблемы формирования организационных умений в других видах игры посредством игровых ситуаций, и решения вопроса формирования организационных умений на разных возрастных этапах.


Итоговый этап.

  • Выступление на педсовете по обмену опытом «Диагностика организационных умений в сюжетно – ролевой игре у детей 5 – 6 лет».

  • Доклад на научно – практической конференции в С(А)ФУ г. Северодвинск с темой «Формирование организационных умений в сюжетно – ролевой игре у детей 5 – 6 лет посредством игровых ситуаций».
























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Под ред. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012.- 66с.

2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

3. Бойченко Н.А. Григоренко Г.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников/ Под ред. Н.А.Бойченко, Г.И.Григоренко, Е.И.Коваленко, Е.И.Щербакова. - К.: Рад. школа, 1982.- 112с.

4. Виноградрва Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие/ Под ред. Н.А. Виноградовой, Н.В. Поздняковой. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 128с.- (Дошкольное воспитание и развитие)


5. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1983.


6. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.


7. Калинченко А.В. Микляева Ю.В. Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2004.- 112с.- (Дошкольное воспитание и развитие).


8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 9 .- с.48-68.


9. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста, изд. 4-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251с. (Школа развития)


10. Михайленко Н.Я. Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание. - 1989.- №4.- с.23.

11. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре// Дошкольное воспитание. – 1993. - №3. - с.6.

12. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя /Под ред. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - 3-е изд., испр.- М.: Линка-Пресс, 2009. - 96с.

13. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей/  Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 520 с.

14. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - М.: Флинта: НОУ МПСИ, 2012. – 256с.

Словари:

15. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г.Мерещакова, В.П. Зинченко.- 3-е изд. доп. и перер.- СПб.: ЕВРОЗНАК, 2006.- 672с.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23- е изд., испр. – М.: Русского языка, 1991. – 917 с.

17. Педагогический энциклопедический словарь. Глав. ред. Б.М.Бим- Бад; редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 528с.

18. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 494с.


19. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М.:Элайда, 2002.-438с.

Интернет – ресурсы:

20. Косов А.В. Психологические особенности организаторских умений. http://www.childpsy.ru

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Методика диагностики организационных умений детей в сюжетно - ролевой игре

Цель исследования: выявление особенностей организационных умений детей в сюжетно - ролевой игре.

Методика проведения: наблюдение за самостоятельными сюжетно -ролевыми играми детей.

Ход исследования: экспериментатор наблюдает за сюжетно - ролевыми играми детей и ведет протокол, где фиксирует ход игры и отмечает компоненты организационных умений, которые демонстрируют дети. Данные протоколов наблюдений заносятся в сводную таблицу.

Обработка данных:

Компоненты организационных умений, которые дети демонстрируют в сюжетно - ролевой игре, анализируются по следующим критериям:

1. умение наметить цель: ребенок формулирует тему игры, обсуждает реализацию сюжета с другими детьми,

2. умение планировать: ребенок осуществляет выбор места и подбор атрибутов, создает игровую обстановку, распределяет роли с учетом интересов других детей, описывает этапы игры,

3. умение реализовывать намеченное: ребенок организовывает игровые действия в соответствии с планом и ролевое взаимодействие в процессе игры со всеми его участниками,

4. умение осуществлять контроль: осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль выполнения ролей и правил игры, вносит изменения в ход игры (по необходимости).

Умения оцениваются по критериям, которые соотносятся с уровневыми показателями организационных умений.

Уровневые показатели оценки компонентов организационных умений:

  1. Умение наметить цель.

Низкий. Выбор темы игры самостоятельно не осуществляет (игра «с ходу»), как правило, сюжет игры не обсуждается с другими детьми.

Средний. Самостоятельно определяет тему предстоящей игры, старается завлечь сюжетом других детей, но не всегда обсуждает сюжет с партнерами по игре.

Высокий. Обдуманно подходит к выбору темы игры, обсуждает развитие сюжета с партнерами по игре, завлекая им других детей.

2. Умение планировать.

Низкий. Не может самостоятельно осуществить выбор удобного места для игры (мешает другим детям) и подбор атрибутов (использование предметов заместителей вызывает затруднение, предпочитает действовать с реальными предметами), создать игровую обстановку (в подготовке к игре участвует не активно), самостоятельно роли не распределяет, не описывает этапы игры.

Средний. Не всегда выбирает удобное место для игры, самостоятельно подбирает атрибуты в соответствии с задуманным сюжетом, самостоятельно создает игровую обстановку (участвует в подготовке к игре), при распределении ролей не всегда учитывает интересы всех играющих, иногда описывает этапы последовательности игры.

Высокий. Самостоятельно, в соответствии с сюжетом, выбирает удобное место для игры (что бы не мешать другим детям), подбирает необходимые атрибуты, предметы-заместители или изготовляет их по необходимости, проявляет инициативу и творчество в создании игровой обстановки и дополняет ее по ходу игры, четко и согласованно, учитывая интересы других детей, распределяет роли, выделяет и описывает этапы последовательности действий в игре.

3. Умение реализовывать намеченное.

Низкий. Игровые действия реализуются не в соответствии с планом, легко нарушается логика ролевых действий, не взаимодействует в процессе игры с другими детьми, оставляет игру до ее завершения.

Средний. Игровые действия не всегда соответствуют плану игры, логика действий определяется их последовательность в реальной действительности, организовывает ролевое взаимодействие в процессе игры не со всеми ее участниками.

Высокий. Развертывает игровые действия последовательно в соответствии с планом игры, активно взаимодействует со всеми участниками игры, в соответствии с принятой на себя ролью.

4. Умение осуществлять контроль.

Низкий. Не контролирует выполнение ролей и соблюдение правил игры, не корректирует ход игры,

Средний. Следит за выполнением взятых на себя ролей и установленных правил игры, (выражает недовольство при несоблюдении), не корректирует ход игры.

Высокий. Контролирует выполнение ролей и соблюдение правил игры, дает советы по выполнению взятой на себя роли, меняет, корректирует при необходимости ход игры, чтобы она имела логическое завершение.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Особенности организационных умений детей 5 – 6 лет в сюжетно – ролевой игре.




6









ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Конспект № 5

Игровой ситуации « Детский сад»

Цель: обучить организационным умения в сюжетно-ролевой игре.

Задачи: 1. Развивать у детей умение самостоятельно определять тему игры, распределять роли исходя из интересов всех играющих, готовить игровую обстановку, подбирать место для игры и атрибуты.

2. Формировать умение обсуждать развитие сюжета с другими детьми; планировать последовательность событий и следовать плану в ходе игры, осуществлять взаимоотношения детей в игре со всеми участниками, контролировать выполнение ролей и правил игры, при необходимости корректировать ход игры.

Ход игры:

Э: Здравствуйте дети! Будем сегодня играть?

Дети: Да!

Э: В какую игру вы предлагаете поиграть сегодня?

Настя: В кукольный театр.

Кристина: В детский сад

Э: Девочки предлагают две игры, давайте обсудим, в какую игру будем играть.

Кристина: в детский сад, там мы будем кушать, гулять и спать.

Настя: А в театр тоже интересно, сказки показывать за ширмой.

Э: Ну что же делать обе игры интересные, мы можем их объединить?

Алина: Да! Детский сад пойдет на сказку в театр.

Э: Это очень интересно все согласны?

Дети: Да!

Э: Как же будет проходить наша игра, что за чем мы в ней будем выполнять?

Дети: Мы поедем а театр.

Э: Но сначала дети наверное должны позавтракать или они голодные поедут?

Алина: Да сначала покушаем и поедем.

Э: где же мы будем играть? Где будет театр, а где детский сад?

Дети: Театр здесь (показывают на игровую зону «Театр сказок». Стол поставим, на него ширму и будем сказку показывать.

Э: Какие еще материалы необходимы для театра?

Дети: Все наверное

Э: А зрители на чем сидеть будут?

Настя: Да еще стульчики надо.

Э: А детский сад где будет?

Алина: Давайте за столами, мы там кушать будем.

Э: Место для игры определили, давайте сейчас создадим игровую обстановку: построим театр.

Э: Все для игры готово осталось роли распределить.

Настя и Диана: Давайте мы в театре сказку будем показывать?

Э: Я не возражаю, а остальные согласны?

Алина: Да, Настя предложила эту игру, пусть в театре показывают.

Кристина: А мы что все дети будем?

Э: Ну нам еще надо воспитателя для детского сада выбрать.

Дети: Ольга Николаевна, вы будете.

Э: А может кто то из девочек хочет, быть воспитательницей?

Дети: не-е-т.

Э: ладно я согласна. Давайте играть, только помните, что правила игры нарушать нельзя и каждый должен выполнять свою роль.

Дети: помним, помним.

Диана и Кристина идут в театр готовятся к показу сказок.

Э: Дети, сегодня после завтрака мы с вами идем в кукольный театр, будем смотреть сказки.

Дети: Ура!

Э: а сейчас собирайте игрушки, будем кушать. Алина и Кристина дежурные накройте на столы, пока остальные моют руки.

Дети садятся за столы кушают кашу.

Дети: спасибо!

Э: Все поели? Пока дежурные убирают со столов, сходите к зеркалу приведите себя в порядок, что бы в театр идти красивыми.

Э: Строимся парами и идем в театр. По дороге в театр и в театре не баловаться, вести себя культурно.

Заходим в театр, встречают Настя и Диана, всех рассаживают на стульчики.

Первая сказка «Три поросенка». Дети балуются, воспитатель делает замечание.

Настя: первая сказка закончилась, сейчас вторую будем показывать.

Э: пока вы готовитесь ко второй сказке, мы немного отдохнем, а то дети устали сидеть.

Воспитатель проводит физкультминутку «Буратино потянулся».

Вторая сказка «Колобок».

Настя: Вот и сказочке конец.

Э: Дети давайте поблагодарим девочек за показ сказок

Дети: Спасибо, досвидание.

Э: стройтесь парами, мы идем в детский сад.

Э: ну вот ребята наша игра закончилась, все что мы в ней запланировали исполнили. Вам понравилось?

Дети: Да, но мы еще хотим поиграть.

Оля, Аля и Маша: а мы не хотим, мы пойдем рисовать.

Э: А кто еще хочет играть могут, например, семьей купить билеты и в театр сходить и ваша игра продолжиться.

Дети: Точно.

Э: А я на этом с вами прощаюсь, досвидания.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Динамика развития организационных умений в сюжетно – ролевой игре у детей 5 – 6 лет

Рис.1. Результаты до начала работы по формированию организационных умений


Рис.2. Результаты после проведения работы по формированию организационных умений


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дурынина Ольга Николаевна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства