kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы.«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с использованием в работе приемов мнемотехники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения  мнемотехнических технологий  в воспитательно - образовательный процесс. В создании условий для повышения эффективности процессов развития речи    дошкольников,  через ознакомление их с устным народным творчеством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы.«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с использованием в работе приемов мнемотехники»»













«Cтeпнoгopcк қaлacының бiлiм бөлiмi» MMГУ

«Oтдeл oбpaзoвaния гopoдa Cтeпнoгopcкa»







Хамитова Лариса Юрьевна

Тақырыбы: «Әсері халық ауыз әдебиеті

негізінде балалардың тілін дамыт пайдалана

отырып, жұмыс тәсілдер мнемотехники»



Хамитовой Ларисы Юрьевны

Тема: «Влияние устного народного

творчества на развитие речи детей

с использованием в работе приемов

мнемотехники»



MKҚK бaлaбaқшa «Apaй»

ГKKП дeтcкий caд «Apaй»

Мазмұны

Содержание

1. Пайда болу жағдайлары мен қалыптасу тәжірибесі...........................

Условия возникновения и становления опыта…………………… 2.Маңыздылығы. Актуальность................................................................. 3.Теоретическая база опыта Теориялық база тәжірибе …………….......

4.Тәжірибеніжаңғырту. Новизна опыта……………………………...........

5.Ведущая педагогическая идея… Жетекші педагогикалық идея............

6.Негізгі тәжірибе. Сущность опыта, его технология……… Күтілетен нәтиже. Результативность опыта........................................ 8.Еңбекқорлық. Трудоемкость…………………………………….............

9.Жұмыстың қорытындысы. Итог работы...................................................

10.Қoлдaнғa нәдибиeт. Список литературы…………..............…………...




























Раздел 1. Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта

Работая в ГККП детский сад «Арай» с детьми дошкольного возраста с 2008 года, в своей работе использую программы, которые помогают полному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности.

Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь не упускать из вида все разделы программы. Но особое внимание уделяю развитию речи детей, т.к. одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи. Исходя из этого, считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, поможет научить его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Учитывая практическую значимость и актуальность темы опыта, поставила цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.

Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

- Развитие всех видов памяти. - Развитие логического мышления. - Развитие образного мышления. - Воспитание связной речи; - Внедрение технологии «Мнемотехника » в образовательный процесс. - Формирование интонационной выразительности речи. – Создание картотеки «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи. Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

1.2. Актуальность

Возраст детей 3-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Важным источником выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, прибаутки, заклички, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

В наше современное время родители мало уделяют времени и сил на воспитание детей. А наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Использование наглядного моделирования: вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ;

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения.


1.3. Теоретическая база опыта.

В исследованиях отечественных педагогов Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Жуковской Р.И., Ушинского К.Д.. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка, как в целом, так и совершенствования связной речи.

В своей работе по развитию речи детей использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, сказка, дидактические игры и др. Но всего перечисленного считаю недостаточно. Изучив литературу, пришла к выводу, что освоить материал детям будет легче с помощью мнемотехники.

Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Еще Ушинский К.Д. писал: « Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».


1.4. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в комбинировании современных и традиционных методик, технологий по формированию связной речи у детей дошкольного возраста; использование схем и таблиц изготовленных самостоятельно.

1.5. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно - образовательный процесс. В создании условий для повышения эффективности процессов развития речи дошкольников, через ознакомление их с устным народным творчеством.



Раздел II. Технология опыта.

Наблюдая за детьми младшей группы, обратила внимание, что у многих детей ограниченный словарный запас, речь невнятная, есть «неговорящие» дети. Дети с трудом запоминают даже маленькие стишки. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование опорных рисунков, картинок для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Данная проблема, заинтересовала меня, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей. Началом работы по моей теме стало проведение мониторинга уровня сформированности речевого развития по картам наблюдения, предложенным программой " От рождения до школы" авторы Веракса Н.Е., Комарова Т.С: умение детей отвечать на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; умение рассматривать игрушки и сюжетные картинки; умение строить предложения. Мониторинг речевого развития детей младшей группы показал: 30 % детей имеют низкий уровень развития, 50% - средний, 20 %- высокий. (Приложение № 1)

Анкетирование родителей по проблеме речевого развития детей показало, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления. Мною было проведено анкетирование родителей, в котором принимали участие 23 (из 26) родителя. Из них - 9 человек считают проблему «важной», а 14 родителей убеждены в обратном. Для улучшения речи, памяти, мышления детей обратилась к мнемотехнике, как эффективному средству развития связной речи дошкольников. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета.

Мнемоквадраты, схемы, картинки стала рисовать сама. Символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу нахожу в интернете, это сокращает время. Для детей среднего дошкольного возраста использую, цветные мнемотаблицы, т. к. они яркие, более интересны детям. Дети должны видеть, что солнце – желтое, елочка – зеленая и т.д. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В группе провела опрос: «Как вы думаете, как легче запомнить стихотворение, по картинке (мнемотаблице), или словесно»? Присутствовало 23 (из 26) ребенка. 15 детей были уверены, что словесно, а 8 детей говорили, что легче по мнемотаблице. Тогда рассказала им новое стихотворение:

«Зайчик по лесу прыг-скок, Спрятался он за кусток. Сидит зайка под кустом, Куст для зайца — это дом».

Артем В, Женя Ч, Регина Х запомнили его после второго прослушивания. Артем В. был убежден, что словесно легче запомнить. Посмотрев несколько мнемотаблиц, опять попросила Артема рассказать это стихотворение. Но он даже начало стихотворения не мог вспомнить. Тогда, показала мнемотаблицу, рассказав стихотворение. И с первого раза запомнили сразу 17 детей. Через какое - то время снова показала эту мнемотаблицу, дети сразу вспомнили стихотворение. (Приложение № 2)


Раздел 3. Результативность опыта.

Результат проведенной работы следующий:

1 В образовательный процесс включена система приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

2 Разработано дидактическое обеспечение.

3 Разработана система мониторинга эффективности деятельности.

Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей.

Изложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию логического мышления, умственных способностей, внимания , памяти, воображения детей.

Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:

- продолжить изучение новых технологий;

-изучить опыт других педагогов и внедрить в практику работы специфику обучения связной речи детей;

-распространение личного опыта

Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

Все выше сказанное подтверждают результаты мониторинга Исходя из результатов мониторинга 2016 года , сделала вывод о том, что у детей недостаточно сформирована связная речь, следовательно используемые ранее методы не были эффективными.

При проведении мониторинга 2017 года получены следующие данные:

Уровень сформированности связной речи выше - среднего увеличился на 20 %, а ниже-среднего уменьшился на 35%.

Анализ результатов мониторинга доказывает, что уровень развития речи будет выше, если для ее формирования использовать приемы мнемотехники


Трудоемкость опыта.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться :

- в планировании и построении системы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня навыков детьми.


Итог работы.

В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму. Багаж знаний детей пополнился новыми произведениями устного народного творчества , в речи чаще используют пословицы, поговорки, появилось желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочиненных рассказах (сказках, загадках, небылицах, считалках и т. п), в пересказе, инсценировании устно-поэтических произведений. Сравнивая результаты диагностики на начало использования мнемотехники и окончание можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам.

Использование мнемотаблиц облегчает процесс освоения связной речи и помогает достичь следующих результатов:

Совершенствуется монологическая речь.

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, нам в развитии речи дошкольника.


Список литературы.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М,, 1995.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: Детство-Пресс, 2005. – 96 с. 3.Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с.16-20.

4.«Дошкольное воспитание» №4,7,10 – 90; №2 – 91.

5. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998.

6.«Дошкольник. Младший школьник», 2008.

7.Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. Астрель, 2009.

8.Чуковский К.И. От двух до пяти._М.: Педагогика, 1990.

9.Mnemotexnika @ narod/ru

10. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.

11. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание, 1990, №10.










8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хамитова Лариса Юрьевна.

Дата: 13.02.2019

Номер свидетельства: 499566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства