Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№17 «Ромашка» г. Ессентуки
Обобщение опыта работы по теме:«Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ»
Дмитриева Е.В.
Педагог - психолог
Ессентуки 2024
«Всё, с чем знакомится современный ребенок в возрасте дошкольного детства, имеет большое значение для его психики и эмоционального развития в будущем. В этом возрасте происходит освоение жизненных ресурсов и знакомство с окружающим миром. В дошкольном детстве активно формируется духовно-нравственная сфера ребенка, усвоение норм и ценностей общества, в котором живет дошкольник. Характеризует дошкольное детство и то, что в этом возрасте высокая эмоциональность ребенка является особенностями формирования его личности. И задача родителей, воспитателей и других специалистов заключается в том, чтобы помочь ребенку быть успешным в современном социуме»
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит
задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому
ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно
использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких
форм является арт-терапия.
Арт-терапия – метод, удивительным образом, подходящий для работы с
детьми. В последнее время арт-терапия всѐ больше включается в
коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными
нарушениями и даѐт положительные результаты.
Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала
его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание
достоинств, понимание потребностей. В ходе взаимодействия с другими
детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений.
В процессе арт-терапии удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и
значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно
тратится ребенком на неэффективные направления. Ребенок начинает
чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм,
агрессия уступает место инициативности, творчеству.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью
лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая
образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и
индивидуальность.
Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере
игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и
профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс
творчества, а не результат.
Показания для проведения детской арт-терапии:
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• изменение места жительства;
• подготовки в детскому саду к школе и периоде адаптации;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
После проведение арт-терапевтических методик у ребенка происходит изменения в эмоциональном настрое, специалист может увидеть реальные проблемы и фантазии, у дошкольника развивается творческое самовыражение, воображение и художественные способности. Арт-терапия — это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Я в своей работе с дошкольниками, использую арт-терапевтические методики
Марания
В буквальном понимании «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения.
Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять
разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно
облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской
вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать
города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными
мелками собственный силуэт, нарисованный на полу. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью
карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае
понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на
поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть
неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и
точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание
предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику
«фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую
подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый
пробовал так «проявить» монетку! Штриховки и каракули помогают
расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка,
снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении,
занимают непродолжительное время. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами
организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в
режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д.
Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка. Монотипия
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой
глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на
который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху
накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается
оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению
с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными
красками.
Рисунок на стекле В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс
рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть, где развернуться.
Рисование пальцами
Рисование пальцами и ладонями не подвержено
влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания
изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой
деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой
форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые
обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным
нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт
рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит поновому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Рисование предметами окружающего пространства
На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками,
соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать
нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется,
если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права
других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка
служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность,
успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления
сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто
весело!
Рисование пластилином.
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая
техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения
внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Рисование под музыку.
Предлагаю детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.
Кляксы.
Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить
лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок.
Рисование на мокрой бумаге.
Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее
смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются
и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое
наслаждение подарит много положительных эмоций.
В результате происходит стабилизация эмоционального состояния детей, проявляющаяся в успешной адаптации к изменяющимся условиям, социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в
группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к
самовыражению, позитивное отношение к себе
Список литературы:
1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.
М: «Психотерапия». 2011г.
2. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и
подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль:
Академия развития,1996.
5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система
занятий. СПБ: Речь. 2003г.
6. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: