kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме: «Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о обобщение опыта работы педагога - психолога по теме арт - терапия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

17 «Ромашка» г. Ессентуки


Обобщение опыта работы по теме: «Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ»




Дмитриева Е.В.

Педагог - психолог



Ессентуки 2024

«Всё, с чем знакомится современный ребенок в возрасте дошкольного детства, имеет большое значение для его психики и эмоционального развития в будущем. В этом возрасте происходит освоение жизненных ресурсов и знакомство с окружающим миром. В дошкольном детстве активно формируется духовно-нравственная сфера ребенка, усвоение норм и ценностей общества, в котором живет дошкольник. Характеризует дошкольное детство и то, что в этом возрасте высокая эмоциональность ребенка является особенностями формирования его личности. И задача родителей, воспитателей и других специалистов заключается в том, чтобы помочь ребенку быть успешным в современном социуме»

В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит

задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому

ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно

использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких

форм является арт-терапия.

Арт-терапия – метод, удивительным образом, подходящий для работы с

детьми. В последнее время арт-терапия всѐ больше включается в

коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными

нарушениями и даѐт положительные результаты.

Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала

его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание

достоинств, понимание потребностей. В ходе взаимодействия с другими

детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений.

В процессе арт-терапии удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и

значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно

тратится ребенком на неэффективные направления. Ребенок начинает

чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм,

агрессия уступает место инициативности, творчеству.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью

лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая

образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и

индивидуальность.

Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере

игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и

профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс

творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии:

• упрямство;

• агрессия;

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки в детскому саду к школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;


После проведение арт-терапевтических методик у ребенка происходит изменения в эмоциональном настрое, специалист может увидеть реальные проблемы и фантазии, у дошкольника развивается творческое самовыражение, воображение и художественные способности. Арт-терапия — это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Я в своей работе с дошкольниками, использую арт-терапевтические методики

Марания

В буквальном понимании «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения.

Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять

разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно

облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской

вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать

города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными

мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Штриховка, каракули

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью

карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае

понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на

поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть

неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и

точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание

предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику

«фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую

подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый

пробовал так «проявить» монетку! Штриховки и каракули помогают

расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка,

снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении,

занимают непродолжительное время. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами

организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в

режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д.

Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
Монотипия

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой

глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на

который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху

накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается

оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению

с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными

красками.

Рисунок на стекле
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс

рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть, где развернуться.

Рисование пальцами

Рисование пальцами и ладонями не подвержено

влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания

изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой

деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой

форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые

обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным

нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт

рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит поновому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Рисование предметами окружающего пространства

На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками,

кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными

соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать

нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется,

если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права

других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка

служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность,

успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления

сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто

весело!

Рисование пластилином.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая

техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения

внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Рисование под музыку.

Предлагаю детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Кляксы.

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить

лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок.

Рисование на мокрой бумаге.

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее

смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются

и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое

наслаждение подарит много положительных эмоций.

В результате происходит стабилизация эмоционального состояния детей, проявляющаяся в успешной адаптации к изменяющимся условиям, социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в

группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к

самовыражению, позитивное отношение к себе

Список литературы:

1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.

М: «Психотерапия». 2011г.

2. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и

подросткам. М: Когото-центр. 2012г.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль:

Академия развития,1996.

5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система

занятий. СПБ: Речь. 2003г.

6. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с

детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М:

Генезис.2006г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дмитриева Елена Валерьевна

Дата: 26.05.2024

Номер свидетельства: 651425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства