Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
данная разработка раскрывает теоретические особенности нравственно-патриотческого воспитания детей дошкольного возраста, а также показывает практическое применение русских народных сказок для формирования нравственности и патриотизма
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Гиниятова Светлана Юрьевна – воспитатель 1 категории МБДОУ Д/С № 375 г. Челябинска
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна во все времена.
Изучением проблемы нравственности и патриотизма занимались многие психологи, педагоги и философы, наиболее эффективно данную тему рассматривали К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, А. Дистерверг, П. Ф Каптерев, и многие другие.
Нравственно-патриотическое воспитание в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) рассматривается как составляющая образовательной области социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [11].
В наш мультилингвальный (многоязычный) и поликультурный век Россия включает в себя традиции, обычаи, нормы и ценности, заимствованные за рубежом, которые часто противоречат исторически сложившейся идеологии, передающейся из поколения в поколение. Давайте же подробнее остановимся на понятиях «поликультурность» и «мультилингвальность».
Современные педагоги также уделяют большое внимание понятию поликультурности. По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическая категория «поликультурность» означает создание различных культурных сред, где будет осуществляться развитие человека, и где он будет приобретать опыт культуросообразного поведения и ему будет оказана помощь в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей [Бондаревская А.И.]. Под поликультурностью Н.А. Евлешина, Н.Н. Никитина, В.Р. Ясницкая и др. понимают совокупность социально-психологических характеристик, обеспечивающих возможность мирного сосуществования субъектов как представителей различных культур в условиях демократического гетерогенного социума.
Необходимо отметить, что в то время как в России вопросы мультилингвального обучения стали приобретать особую актуальность примерно с середины первого десятилетия текущего века в связи с возрастающей интеграцией нашей страны в мировое экономическое и образовательное пространство, мультилингвальность, а вместе с ней и вопросы мультилингвального обучения стали фактом языковой политики Европейского Союза еще в середине 90-х годов прошлого столетия как раз в связи с заметным усилением процессов глобализации и интернационализации [9].
Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре [1].
Патриотическое воспитание – процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО[5].
Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1. Привитие детям чувств любви к своему родному краю, своей семье, к родной природе, культуре и традициям;
2. Создавать эмоционально-благополучную атмосферу во взаимоотношениях между взрослыми и детьми;
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимания к родным людям.
Русские народные сказки и их влияние на нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка [2].
А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей-дошкольников. В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и патриотизма [7].
Библиографический список
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
2. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 175 с.
3. Береславцева, А.М Солнышко в окошке / А.М.Береславцева. - М.: Владос, 2011. - 198с.
4. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2012. - 235 с.
5. Божович Л.И., Конникова Ф.E. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психол. 1975. №1. С. 80-90.Магнитогорск, 2011. - 23 с.
6. Васильева М.А., Программа воспитания и обучения в детском саду / отв.ред. М.А. Васильева – М.:Просвещение, 1987. – 191с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ / Под ред. А.М. Виноградовой., М.: Просвещение, 1991. – 96с.
8. ВЦИОМ: Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание.
10. Запорожец А. В. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1987. 416 с.
11. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991. 63 с.
12. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит, 2000. 256 с.
13. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Институт Психотерапии, 2005. 480 с.
14.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013 – 25.11 (№ 265).
15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
16. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net/1718801/psihologiya/vozrastnye_osobennosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
17.Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста Ф.Фребель // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5825683/page:16/
18.Экономическое положение современной России // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2015/01/26/6327017.shtml
19. Этимология понятий нравственность и патриотизм [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://matynin-denis.livejournal.com/2278051.html
Приложение
Русские народные сказки, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию
№
п/п
Название русской народной сказки
Нравственно-патриотические качества
1
сказка «Репка»
учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми
2
cказка «Маша и медведь»
предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
3
cказка «Теремок»
учит детей жить в дружбе, помогать друг другу
4
cказки «Гуси-лебеди» ,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»