kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД "Запуск вулкана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эксперимент с дошкольниками 5-6 лет "Запуск вулкана"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Запуск вулкана"»

Конспект занятия(старшая группа)

Тема: «Вулкан своими руками»

Цель: Развивать познавательную активность детей, формировать навыки сотрудничества у детей

             

Области интегрирования:

Познание:  

  • Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.

  • Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

  • Изучить строение вулкана.

  • Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Социализация: 

  • Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

  • Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, договариваться между собой.

  • Формировать равноправные, доброжелательные отношения  между сверстниками.

Коммуникация:

  • Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия  на основе общих интересов.  

  • Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире: вулкан, вулканолог, вулканология, жерло, кратер, пепел, лава. Активизировать их в самостоятельных высказываниях.

Труд:

  • Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

  • Формировать у детей опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг другу.

  • Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.

  • Поощрять детей за самостоятельную активность в проведении опытов с помощью схемы.

Безопасность:

  • Закрепить знания детей о мерах предосторожности при пользовании ножницами.

Предварительная работа: 

- Знакомство с физической картой мира.

- Изготовление макета гор из соленого теста.

- Сбор коллекции «вулканических бомб» из соленого теста.

- Рассматривание иллюстраций, картин из энциклопедии.

- Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»

- Изготовление схем – алгоритмов.

- Тонирование  картона.

Материалы и оборудование:

  • картинки с изображением вулканов, вулканологов и бога огня Вулкана;

  • толковый словарь Ожегова;

  • карта  мира;

  • схема;

  • поддоны;

  • картон тонированный;

  • клей;

  • сода;

  • лимонная кислота;

  • сухая красная краска;

  • моющая жидкость;

  • листы бумаги;

  • цветные карандаши (для фиксации наблюдений);

  • чайные ложки;

  • пипетка;

  • салфетки;

  • степлеры

Участники: дети с 5-6 лет, воспитатель.

Место проведения: группа.

Продолжительность: 25.  

Методические рекомендации:

  1. Педагог ведет диалог с детьми. Он задает вопросы, дети находят ответы из наблюдений и экспериментов.

  2.  Педагог не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.

  3. На занятии дети под руководством педагога проводят эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.

Ход:

I. Организационный момент.

Педагог сообщает детям, что он хочет сегодня быть вулканологом и отправиться в экспедицию. Для этого ему нужны помощники. Организовав детей, педагог показывает им картинку вулканолога и спрашивает знают ли они кто это. Выслушав предположения, педагог говорит, что это вулканолог. Затем побуждает детей прочитать в словаре Ожегова значение слова – вулканолог (специалист по вулканологии). Вулканология — наука о вулканах.

- Ребята, теперь мы с вами знаем кто такой вулканолог и что такое вулканология. А вы, желаете узнать много интересного о вулканах?

- Я предлагаю вам побыть некоторое время в роли вулканолога и отправиться в экспедицию для изучения вулканов.

II. Основная часть занятия.

Педагог загадывает загадку:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?      (Вулкан)

- Дети, а что такое  вулкан? (Гора)

- Почти все вулканы находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

- Почему вулкан назвали вулканом? (размышления и ответы детей).

- Как вы думаете, а где мы можем узнать правильный ответ на этот вопрос? (В книге). Педагог выставляет карточку с изображением книги.

  Воспитатель читает легенду о вулкане:

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."

- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана?

Дети:

- Спросить у человека, у взрослого, друг у друга и т.д.

Педагог выставляет карточку с изображением людей и предлагает узнать ответы на эти вопросы у присутствующих гостей. Перед тем как дети пойдут задавать вопросы  гостям, напомнить о правилах вежливости. Дать  рекомендации, что вопрос задавать понятно и четко.

После этого дети садятся и обобщают ответы, рассматривая картинки с изображением вулканов

Примерные варианты обобщений ответов детей:

  • Вулканы бывают:

1)  Действующие - это которые извергают лаву.

2)    Потухшие - не извергающие лаву.

3)    Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

  • Кратер  вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Дети, раз мы с вами вулканологи, то должны узнать и исследовать,   как извергается вулкан. А что нам поможет? (Педагог помогает детям ответить: телевизор, интернет)

- Правильно, молодцы. Я нашла в интернете  фильм про вулканы. А вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…?

Дети слушают рассказ педагога- «Извержение вулкана».

Педагог комментирует: «Вот одна из огнедышащих гор. На первых порах над горой лишь курится дымок, потом он все гуще и гуще, гора начинает содрогаться, дым заволакивает темной пеленой всю округу. Наконец из жерла вулкана, как ядра из пушки, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. А вот и магма! Она начинает переливаться через края вулкана и огненными потоками устремляется вниз по склонам горы. Ее вырвавшуюся из чрева горы и лишившуюся при этом многих своих летучих газов, называют теперь лавой. Она сжигает все на своем пути – деревья, кустарники, дома и т.д. После извержения, как после пожара.

Но утихомирится вулкан, земля начнет потихоньку оправляться от постигшей ее беды. Со временем вновь вырастут леса, травы, запоют птицы, вернутся звери. И так будет до следующего извержения вулкана».

      - А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления.

III. Экспериментальная деятельность:

- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

  • Надо работать аккуратно, не торопиться!

  • Ничего не брать в рот!

  • Осторожно насыпать порошок!

  • Осторожно наливать воду!

  • Лавы не трогать!

  • Использовать салфетку!

- Занимаем рабочие места.

- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим стаканчик из- под йогурта – это будет жерло.

Затем мы начинаем работать с соленым тестом по изготовлению «горы», «вулканических бомб».

Итак, работаем пока у нас не появится «вулканическая гора».

- Из чего же нам сделать лаву?

- У меня есть формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно,  это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – раствор лимонной кислоты (вода лимонная кислота или лимонный сок), и его наливать можно только со взрослым. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети под руководством педагога готовят состав лавы по схеме.

Наблюдение "извержения" вулкана.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы мы оживили.

IV. Заключительная часть.  

- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А   вы расскажете  об этом своим родным, знакомым, другим детям?

Я думаю, что у вас все получится.  А для этого я даю вам схему опыта.

Но прежде, чем проводить эксперимент необходимо обратиться ко взрослому человеку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
НОД "Запуск вулкана"

Автор: Долгова Марина Анатольевна

Дата: 29.01.2023

Номер свидетельства: 624386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства