


Конспект НОД: «Экскурсия на выставку птиц»
Познавательное занятие с элементами ручного труда для старшей группы.
Образовательная область: Познавательное развитие (ФКЦМ) и коммуникация.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 5-6 лет.
Формы организации: группа.
Цель: формировать обобщенные представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразии. Способствовать умению классифицировать птиц (перелетных и зимующих) с использованием карточек. Знакомство с зимующей птицей – клест.
Формировать у детей обобщенные способы действия, умение самостоятельно находить ответы на вопросы воспитателя о птицах, умение применять приобретенные знания в ответах на вопросы о питании зимующих птиц, формировать экологическую культуру.
Создавать условия для детей делать угощение для птиц разными способами . вызвать у детей желание помогать птицам в трудное для них время
Развивающие: Продолжать развивать речь, как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать у детей мелкую моторику рук, при помощи круп и семян; развивать творческое воображение, художественный вкус, аккуратность.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах в зимнее время.
Воспитывать у детей добрые чувства. Приучать их заботится о птицах, испытывать радость от своего труда.
Методы и приемы: Словесный, игровой, наглядный, практический, загадывание загадок, беседы, вопросы.
Словарь новых слов: насекомоядные, зерноядные, клест,
Оборудование и материалы: ноутбук; проектор; презентации «Зимующие птицы», «Птичья зарядка» - (физминутка); доска магнитная, картины птиц, пригласительные билеты, карточки на каждого ребёнка "Какая птица лишняя",силуэты птиц для игры "Угадай птицу по силуэту",заготовки для приготовления угощения для птиц( семена круп, кусочки хлеба и сала, зубочистки, яблоки)
Ход НОД:
Организационный момент: Видео-письмо от Совушки-совы
"Здравствуйте, ребята, в нашей лесной школе работает "Выставка зимующих птиц". Приглашаю Вас посетить её. Скоро сорока принесёт пригласительные билеты, вас ждут сюрпризы и секреты!"
Влетает сорока( ребёнок подготовительной группы) отдаёт пригласительные билеты, схему пути и задания.
Воспитатель: Ребята. у нас есть пригласительные билеты от Совушки-совы, значит ждут её сюрпризы. Как узнать , всем ли хватит пригласительных?
Дети: сосчитать или раздать каждому по одному билету
Воспитатель: одного билета не хватает! Как же быть? Может кто-то не пойдёт?
Дети : нет
Воспитатель: Конечно пойдём все, чтобы никого не обидеть, и постараемся заслужить ещё пригласительный билет для нашего друга.
(Психологический этюд под музыку)
А чтобы у вас было хорошее настроение возьмитесь за руки, закройте глаза. Почувствуйте , как передаётся вам тепло ваших друзей и проходит от ладошек к телу. У нас хорошее настроение! Мы готовы к любым испытаниям. В путь!( дети проходят по узенькой тропинке. (Идут по ребристой доске).
Воспитатель: А вот и первый сюрприз-задание "Угадай птицу по силуэту" ( воспитатель показывает силуэты -дети угадывают)
Воспитатель: Продолжим наш путь. Вот какие снежные сугробы намела зима! (Переступают через кубики).А вот и ещё сюрприз(мяч для игры) Д/и «Скажи одним словом»
Воспитатель:
- У сороки белые бока, поэтому она какая? … сорока белобокая.
- У сороки длинный хвост, поэтому она какая? … сорока длиннохвостая.
- У синицы желтая грудка, поэтому она какая? … синица желтогрудая.
- У вороны черные крылья, поэтому она какая? … ворона чернокрылая.
- У дятла длинный клюв, поэтому он какой? … дятел длинноклювый.
- У снегиря красная грудка, поэтому он какой? … снегирь красногрудый.
- У воробья короткий хвост, поэтому он какой? … воробей короткохвостый.
- У дятла длинный хвост, поэтому он какой? … дятел длиннохвостый.
Воспитатель: Молодцы справились и с этим заданием. Двигаемся дальше! А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Подлезают под дугу находят задание)
Воспитатель: А вот и последнее задание "Какая птица лишняя?"( детям даётся задание на карточках под последней карточкой лежит пригласительный билет)
Ребята вот и пригласительный билет для Серёжи.!
Совушка-сова: Замечательно ,ребята , теперь у вас у всех есть билеты. Занимайте свои места. Вы настоящие друзья ,вместе преодолели препятствия и заработали билет для Серёжи. Он может на вас рассчитывать в трудную минуту. Ох-ох стара я стала уже и позабыла зачем вас позвала. Помогите мне рассказать что это за птицы. А поможет вам вот эта схема для экскурсовода
Воспитатель: Ну что ,дети , поможем Совушке -сове?
Дети: ДА
Воспитатель: А пока отдохнут наши глазки
Зарядка для глаз «Птички»
Представьте, что на указательный пальчик вам села птичка, понаблюдайте за ней:
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
Воспитатель: Зимующие птицы – те, которые зимой не улетают на юг. Эту группу составляют все оседлые птицы и птицы, перекочевавшие в данную местность на зимовку. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.
Воспитатель предлагает разгадать загадки, найти изображение отгаданных птиц и описать их внешний вид. Затем рассказывает об их повадках.
1. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Дети: Грудка у синицы желтая, а посредине грудки- черный галстук, на голове черная шапочка.
Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
- Синица издает звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам и паркам и садам, уничтожают вредных насекомых.
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (снегири)
Дети: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове «шапочка», крылышки и хвостик черные
-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка снегирей, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка прячется в кустах или на деревьях, где и ночуют, скрытая в ветвях.. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, не суетливы, держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы
3.Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)
Дятел - это небольшая птица. Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв острый и прочный. Лапы короткие - два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев.. Выглядят эти птицы очень по-разному - одна, пестрая с красным хохолком, другая - белая с серыми крыльями, их окрас - красная шапочка на голове или румяные щечки. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу. Когда дятел стучит по дереву, он закрывает свои глаза, таким образом, защищает себя от щепок и древесной пыли. Нос птицы создан так, чтобы внутрь не попадали стружки. Поедают муравьев, жучков, гусениц бабочек и различные личинки.
4. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет?. (сорока)
Дети описывают сороку
-У сороки есть прозвище- белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост черные. Очень красив у сороки хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна ее привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится на открытом месте с множеством деревьев и кустов. Поверье гласит: сорока под крышу лезет – к вьюге.
5. А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу:
Гнездо на ели птицы той,
Птенцы выводятся зимой,
У птицы нос крестом,
Зовут ее… (клестом)
Клест - удивляет в клестах то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить» произошло и слово «клещи», их передняя часть тоже сжата, сдавлена). Питается клест семенами из шишек.
Воспитатель: скажите ребята, какой корм мы можем насыпать в кормушки для наших птиц?
Дети: сало, овес, семечки, ягоды шиповника, хлебные крошки.
Физминутка «Птичья зарядка».( музыкальная)
Воспитатель: посмотрите у меня на столе лежат картон, клей, различные семена (семечки, овес, пшено, сухофрукты, проволока. Подойдите и выберите то из чего вы будите делать угощения для птиц, присаживайтесь за столы и начинайте работу, кому будет нужна помощь – зовите.
В конце занятия рассматриваем получившиеся угощения.
Рефлексия.
Воспитатель: дети скажите мне где мы побывали и чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше понравилось?
Дети: о перелетных и зимующих птицах.
Воспитатель: с какими птицами вы сегодня познакомились?
Дети: клест.
Воспитатель: что еще узнали сегодня?
Дети: чем питаются птицы зимой.
Воспитатель: какую помощь вы оказали сегодня птицам?
Дети: сделали угощение для птиц.
Воспитатель: ребята, когда пойдем на прогулку давайте порадуем птиц – наших гостей.
Дети: давайте.
Воспитатель: на этом наша экскурсия закончена, все молодцы.