Просмотр содержимого документа
«НОД в старшей группе "Пу тешествие у космос"»
Космическое путешествие». Конспект занятия с детьми старшей группы
Цель: продолжать знакомство с Космосом, планетами; расширять словарный запас и активизировать лексику детей, познакомить с новыми словами (орбита, солнечная система, созвездия, телескоп, астроном) ; развивать умение применять знания на занятиях, активизировать интерес; в работе с бумагой и клеем проявлять аккуратность.
Предварительная работа: чтение стихов о Космосе, разгадывание загадок; беседы о космонавтах, космическом пространстве; рассматривание «Карты Звёздного неба»; показ презентации «Необыкновенный космос»; рисование «Космические корабли и планеты»; конструирование «Ракеты»; С. р/и «Космонавты».
Материал: карта Солнечной системы, видеоролик «Космос», демонстрационный материал «Космические корабли», цветная бумага, клей, салфетки.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в небольшое путешествие. А куда мы с вами отправимся, отгадайте загадку : Состоит из точек свет,
Полна горница планет (космос)
Скажите дети, на чём мы с вами можем полететь в космос? - На ракете!
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут-
Ведь полёт нелёгкий труд.
Физкультминутка:
5, 4, 3, 2, 1! Вот мы в космосе летим! (руки в стороны)
Мы взлетаем высоко, (руки сзади в замок)
Мчит ракета быстро. (руки вверх)
Полетим мы далеко (руки в стороны с поворотами)
К звёздочкам лучистым.
Вот мы и в открытом космосе. (звучит песня группы «Земляне»)
Дети, скажите вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть ночью? –Звёзды.
Вы можете сосчитать, сколько на небе звёзд? –Нет. Почему?
Да, их огромное количество, даже астрономы не могут их все подсчитать. На небе усыпано тысячи звёзд. Когда мы на них смотрим, нам они кажутся крошечными светлячками в ночном небе. Ребята, но на самом деле они очень большие. Некоторые большие звёзды соединяются в созвездия и имеют своё название (воспитатель приводит примеры). Звёзды бывают холодными и горячими, т. е. имеют свою температуру.
Дети, посмотрите на карту «Солнечная система». Скажите, что расположено вокруг Солнца? – Планеты.
Правильно ребята. А вы знаете, что у каждой планеты есть своя «орбита» (путь) по которой она вращается в солнечной системе. Солнечная система- это то, что находится вокруг Солнца.
как вы думаете: солнце – это звезда или планета? –Звезда.
Да, это звезда, большая и яркая.
А где находятся, солнце, звёзды, планеты? – В космосе.
Молодцы! Сейчас мы с вами познакомимся с планетами и их названиями. А чтобы легче вам было их запоминать, повторяйте за мной стихотворение: - На Луне жил звездочёт он планетам вёл учёт.
Меркурий- раз, Венера – два, Три – Земля,
Четыре - Марс, пять - Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун, а за ним уже потом,
Самый маленький Плутон.
Все планеты разные по размеру, температуре, цвету - это можно увидеть, если смотреть на них в телескоп.
Планеты, которые ближе к солнцу – горячие, а те, что далеко от солнца – холодные. Ребята, как вы думаете почему? (ответы детей) На всех этих планетах нет жизни, кроме одной. Какой? –Земля. А что же такое Земля? Земля – это наша планета, мы на ней живём. Верно! Земля – наш родной дом! И нам всем надо её беречь, заботится о ней. Ребята скажите, как мы с вами можем сберечь нашу планету? (ответы детей) Молодцы!
А сейчас мыс вами отправляемся в обратный путь! Приготовились?
Ну, вот мы и снова дома. Ребята вам понравилось наше путешествие? А сейчас я вам предлагаю на память о нашем путешествии выполнить аппликацию «На встречу к звёздам».
Дети, вам понравилось сегодня наше занятие?
Что вас сегодня удивило, а может быть обрадовало?
Чего бы вы хотели ещё узнать по этой теме? (ответы детей) Я очень рада, что вам понравилось наше занятие – путешествие в космос, и вы узнали много нового и интересного!
Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космос - это здорово!» В технике рисование пластилином, аппликация, коллажирование.
Автор: Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ детский сад №16 «Малышок», М.О. г. Серпухов, воспитатель
Программные задачи:
Художественное творчество:
- продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином,
- развивать умения разрезать бумагу для получения различных геометрических фигур, составлять из этих фигур изображения разных предметов,
- закреплять умение передавать в лепке выразительность образа,
- формировать технические умения и навыки работы с различными материалами для лепки.
Познание:
- развивать восприятие цвета, формы, свойств предметов и материалов,
- продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами,
- формировать умение использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
Коммуникация:
- расширение представления детей о многообразии окружающего мира,
- поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями,
- обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства качества предметов.
Материалы:
- Для воспитателя: ноутбук, экран и проектор, образец работы, доска или мольберты для показа техники выполнения.
- Для детей: основа для композиции (лист цветного картона тёмно-синего или фиолетового цвета), пластилин, бусины, паетки, вырезки с космонавтами и космическими кораблями, клей.
В. – Здравствуйте, ребята. (здравствуйте)
В. – Скажите, пожалуйста, какой праздник скоро приближается (День космонавтики), правильно, ребята, он отмечается 12 апреля. И я предлагаю вам сегодня вместе со мной не надолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.
- Но для этого нужно крепко зажмурится и громко – громко сказать поехали! Три, четыре!
(Гасится свет, на экране загораются слайды. Воспитатель рассказывает.)
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.
- Ребята, понравилось вам в космосе?
- Что особенно запомнилось?
- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восход»)
- Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.
В. – Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас сесть за столы, и вместе со мной слепить наш удивительный космос.
(дети переходят в рабочую зону)
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться о опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
В. – Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах (звезды, космические корабли, пластилин, бусины, клей, фотографии Ю.Гагарина). Из все этого можно сделать целое космическое пространство, например от такое. (воспитатель демонстрирует детям образец)
Сейчас я расскажу вам как сделать из пластилина вот такие планеты и кометы.
Алгоритм выполнения работы.
- Выбираем главный объект (вырезка космонавта, космического корабля), приклеиваем в центр работы,
- чтобы слепить из пластилина нашу планету нам понадобится 3 цвета: кусочек зеленого, белого, и синего. Смешиваем все три цвета так, чтобы на комочке появились разводы. Сплющиваем. Прикрепляем к работе.
- Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.
- Бусины и паетки помогут нам сделать наш космос ярким и сияющим, их мы вот так крепим на пластилин.
- Но, знайте что в космосе не обойтись без верного товарища и друга, поэтому работать вы сегодня будите парами, а в конце мы посмотрим чья же команда лучше всех справилась с работой.
В. – Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
(самостоятельные деятельность детей)
Во время работы звучит лёгкая музыка.
В конце все работы выкладываются на ковре, получается космическое пространство.
В. – Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательный работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.
В. – Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?
В. – Понравились вам в космосе?
В. – Ребята, я думаю, нашим космонавта бы очень понравились ваши работы, космос получился ка настоящий. Ну, а нам свами пора отправляться на Землю, ведь здесь на земле нас ждет еще много интересного.
-Ребята, куда мы отправимся путешествовать? (Ответы детей)
Вопросы:
Что такое космос?
Какие вы знаете планеты?
Что такое галактика? (Рассуждения детей)
Итог рассуждений: космическая галактика - это большое скопление звезд.
Тема нашего занятия: «Путешествие по математической галактике».
Сообщение цели:
- Во время путешествия по математической галактике, мы узнаем много нового о планетах, закрепим умения и навыки в счете, закрепим умение соотносить количество предметов с цифрой, умение в ориентировке на листе бумаги, будем составлять закономерности и отгадывать загадки, познакомимся с новым словом, будем продолжать учиться решать задачи.
- Вы хотите в галактику побывать? Занимайте свои места и начнем подготовку к полету.
-Кто живет на планетах в математической галактике? (рассуждения детей).
-Правильно, там живут и числа, и цифры, и геометрические фигуры, и знаки, и загадки, и задачки.
- А что там делают? (рассуждения детей).
- Верно, считают, составляют и решают задачки, отгадывают загадки, играют в игры. - Чтобы попасть туда нам надо уметь быстро выполнять задания. Я предлагаю провести мозговой штурм.
Дидактическая игра «Назови лишнее слово».
Задание: из набора слов надо выбрать слова относящиеся к полету.
Набор слов:лететь, полет, лето, летчик, летательный (ответы детей).
Молодцы ребята, быстро отвечали.
-Вы боитесь трудностей? (ответ детей).
-Тогда отправляемся в полет. Чтобы узнать, на чем мы полетим, надо выполнить первое задание.
Дидактическое упражнение «Соедини числа по порядку».
Задание: соединить цифры от 1 до 10и назвать получившейся предмет.
- Чтобы наши пальцы не ошибались в управлении, проведем пальчиковую гимнастику:
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Дидактическое упражнение «Добавь не достающие фигуры».
Задание: в пустых клетках нарисовать недостающую фигуру.
Какую фигуру нарисовали в первом ряду?
Какую фигуру нарисовали во втором ряду?
Какую фигуру нарисовали в третьем ряду? (ответы детей)
- Если у кого есть ошибка, исправьте, иначе ваша ракета не полетит.
Самоконтроль по образцу.
- Поздравляю, вы и с этим заданием справились.
- Как называют человека, который управляет ракетой? (ответ детей - космонавт).
- Значит и мы с вами космонавты.
- Для запуска ракеты нужен обратный отчет. Космонавт Вика начнет обратный отчет от числа 5, космонавт Сережа – от числа 7.
Благодарю Вику и Сережу за проведенный обратный отчет.
- Закрыли глаза, приготовились к полету. Начнем все вместе обратный отчет от числа 10, на слово «пуск» делаем хлопок.
Звучит космическая музыка.
-Мы с вами в космической галактике. Но что-то здесь мерзнут руки, давайте погреем ладошки.
Дыхательное упражнение:
руки, ладошками вверх, ставим перед лицом, делаем глубокий вдох через нос, а на выдохе произносим слог «ха» (2-3раза)
- Вот руки наши и согрелись.
-Математическая галактика любит умных и сообразительных ребят.
Посмотрите на эту иллюстрацию – это Солнечная система. В солнечной системе вращается много разных планет.
- А кто это такой интересный? (ответ детей – звездочет). А почему он такой грустный? (размышления детей).
- Правильно, он любит изучать планеты и считать звезды, наблюдать за ними в свою подзорную трубу, но не умеет пользоваться математическими знаками.
- А почему планеты не вращаются? Погасли все звезды.
- Ребята, звездочету надо помочь? (ответы детей)
Дидактическое упражнение «Расставь знаки».
Задание: определить количество предметов в каждой группе и поставить соответствующий арифметический знак.
И это задание мы выполнили правильно.
- Начала вращаться самая большая планета.
- Как она называется? (ответ детей – Юпитер).
-Рядом с ней - самая маленькая планета.
- Как она называется? (ответы детей - Плутон).
На синем панно открываются по очереди иллюстрации планет.
- Чтобы начала вращаться следующая планета, надо выполнить новое задание. Дома на этой планете необычные: в каждом доме живут числа соседи, которые в сумме дают номер дома. Но пришел цифраежка и съел некоторые цифры на домах. Надо вернуть цифры.
-На какой планете есть жизнь, вода, воздух, дома? (ответ детей - на планете Земля).
- Что делают дети на планете Земля? (ответ детей – играют).
-И мы с вами сейчас поиграем.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре
В космос мы лететь решили.
Чтобы в космос полететь
Надо многое уметь!
Вправо, влево наклонись
И несколько не ленись!
Руки вверх, вперед и вниз.
Космонавтом становись!
Дидактическое упражнение: «Найди число».
Задание: определить соседей указанной цифры.
- Начала вращаться еще одна планета – Земля.
Наш звездочет очень любит загадки.
Загадки о планетах (иллюстрации планет или слайды).
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает. (Солнце)
Ребята, а вы знаете, что солнечный свет полезен для человека, он убивает бактерии на коже человека, и помогает бороться организму с инфекциями. А можно ли долго загорать на солнце? (рассуждения детей).
2.На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
3.То худеет, то толстеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной,
Вечно смотрит стороной. (Луна)
Луна – спутник, какой планеты? (ответы детей)
- Звездочет начал улыбаться и замечать, что все больше и больше вращается планет.
- Если мы научим звездочета решать задачи, то и другие планеты тоже начнут вращаться.
Решение задачи.
- Посчитайте планеты, которые вращаются (ответ детей – всего 6 планет).
- А звездочет говорит, что в солнечной системе всего 9 планет.
- Поможем звездочету? (ответы детей).
- Выполните последнее задание.
Дидактическое упражнение «Нарисуй картину».
Задание: нарисуйте названные предметы в указанном положении на листе бумаги.
- Вот теперь вращаются все планеты.
- Посчитайте все вращающиеся планеты.
- Сколько всего планет? (ответ детей – всего 9 планет).
- Покажите соответствующую количеству планет цифру (дети показывают цифру 9).
Считалка о планетах (читают дети и показывают планеты на плакате).
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Молодцы! Спасибо!
- Ребята, пора возвращаться на Землю.
Прощание со звездочетом и подготовка к возвращению.
- Закрыли глаза, начинаем обратный отчет от 10, а на слово «пуск» делаем хлопок.
Звучит космическая музыка.
- Открываем глаза, мы приземлились на планете Земля.
Воспитатель берет в руки микрофон и превращается в корреспондента детской газеты «Почемучка».
Я очень рада, что вы удачно приземлились.
Где вы были?
Кто живет в математической галактике?
Чем вы занимались?
С кем вы встречались?
Что узнали нового и интересного?
Вам понравилось?
Еще хотите полететь?
Спасибо вам за интервью. Теперь вы настоящие космонавты! Вы без страха преодолели все трудности, и каждый прошел все испытания в математической галактике. Я желаю вам здоровья и успехов в будущей учебе. Наша газета награждает каждого из вас звездой за отвагу.
Поздравьте друг друга!
Сделаем фото для нашей газеты.
Спасибо за внимание!
Самоанализ моделированного занятия по математике в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие по математической галактике».
Присутствовало 17 детей из общего количества детей 23.
особенностей детей своей группы (ярко выраженный интерес к космическим просторам, желание узнать много нового о планетах и звездах);
возможностей детей (работа проводится на этапе закрепления и уточнения);
опоры на наглядно – действенное и наглядно – образное мышление детей.
Предварительная работа велась в течении недели:
познакомились с содержанием статей в энциклопедии составителя Л.Я.Гальперштейн;
рассматривали иллюстрации о космосе;
подбирали д/игры, схемы, задания;
обыгрывалась с.р.и. «Космонавт»;
разучивали стихи, считалки;
провели конкурс рисунков на тему «Звездное небо»;
изготовили макет «Ракеты в полете»;
выполнили аппликацию по теме «Инопланетяне»;
закрепляли знания о космосе.
Образовательные задачи.
Область «Познание»
обучающие: систематизировать знания детей
о соответствии между количеством предметов и цифрой;
об умении определять порядок чисел в числовом ряду;
об умении вести прямой и обратный счет;
об умении ориентироваться на листе бумаги;
об умении решать задачи, отгадывать загадки.
развивающие: развивать желание с помощью воспитателя попасть в космическое пространство, желание узнать много нового.
воспитывающие: воспитывать интерес к космическим просторам.
Область «Коммуникация»
обучающие: совершенствовать речь как средство общения. Учить высказывать свои мысли предложениями, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
развивающие: развивать умение воспроизводить по памяти, ранее полученную информацию. Развивать речь, воображение, фантазию; приучать детей к самостоятельности суждений;
воспитывающие: воспитывать умение оценивать свои возможности, воспитывать доброжелательность, готовность выручить и помочь.
Область «Социализация»
развивающие: способствовать развитию умения соблюдать во время игры элементарные правила;
обучающие: формировать социальные навыки;
воспитывающие: вызвать желание помочь Звездочету.
Область «Здоровья»
развивающие: развивать навыки использования в жизни основ безопасности;
обучающие: систематизировать знания детей о пользе солнечного влияния на организм человека;
воспитывающие: воспитывать желание сохранять здоровье, желание использовать здоровье сберегающие технологии совместно с взрослыми.
Область «Физическая культура»
Обеспечить оптимальную двигательную активность при проведении НОД, а так же смены деятельности.
Время соответствует СанПину и гигиеническим требованиям, длительность занятия 35 минут.
Содержание основано на требованиях программы под редакцией М.А. Васильевой, областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникации», материал подобран в соответствии с ФГТ.
Использовала здоровье сберегающие технологии: смену разных видов деятельности, физминутки, пальчиковую гимнастику.
Формы организации:
релаксация, игры словесные, игровые моменты, физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, элементы самостоятельной деятельности, чтение стихотворения, рассказывание считалки.
Занятие несет развивающий характер, так как дети использовали приобретенные навыки.
При проведении занятия я учитывала одну из основных позиций педагога и детей – равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Обучение проходило в игровой форме, с использованием игр, которые развивают внимание, познавательные процессы, формируют социально –коммуникативные умения и навыки, активизируют физические силы и умственную деятельность детей.
При проведении занятия учитывала четкость, компактность учебного материала, логическую взаимосвязь частей НОД.
НОД состоит из 3 частей: вводной, основной, заключительной.
Предназначением вводной части является создание у детей благоприятного психологического настроения, концентрации их внимания на совместную деятельность. Для этого я использовала релаксацию; чтение стихотворения Оксаны Ахметовой «В космосе так здорово». Этим я мотивировала детей на реализацию поставленных задач, вызвать познавательный интерес. По содержанию, дети догадались, что мы отправляемся в космическое путешествие. Задачей моего занятия является: закрепление математических знаний и умений, посредством игры – путешествия.
Основная часть занятия прошла согласно поставленным целям, в результате чего, дети получили дополнительные знания о космосе, закрепили умения и навыки полученные ранее. Дети вели четко прямой и обратный счет, составляли числовой ряд, без ошибок ориентировались на бумаге, составляли закономерности, установили соотношения количества предметов с цифрой. У детей пополнился словарный запас. Дети самостоятельно выполняли все задания и оценивали себя. Следует обратить внимание на решение задач, так как данная тема изучается не так долго.
Я считаю, что задача и цели занятия выполнены. Для закрепления знаний я использовала игру «Корреспондент», где дети делали свои выводы, оценивали свои возможности, порадовались за своих друзей.
Я избежала на занятии перегрузки и переутомления, так как использовала различные методы:
игровые поручения и моменты (полет в космос и возвращение на Землю);
наглядные – иллюстрации, соответствующие тематике занятия;
словесные - объяснение заданий;
метод контроля – самооценка;
стимулирования – похвала;
проблемный;
физминутки;
пальчиковая гимнастика;
дыхательная гимнастика.
В результате проведенного занятия были расширены знания детей о космосе, закреплены, полученные ранее. Мне удалось мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности.
Активность и заинтересованность сохранилась до конца занятия.
Я считаю, что задача, поставленная в начале занятия, выполнена, дети были активны, все задействованы, с поставленными задачами справились.
Использованная литература:
1.Природоведение. Первый учебник вашего малыша / Г.П. Шалаева. – М,: Слово, ЭКСМО,2006. – 176с.
2.Моя первая энциклопедия: Науч. – поп. издание для детей / Гальперштейн Л. Я, - М.: ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС»;2010. -256с.
4.Д.И. Ермакович. «хочу все знать». Большая детская энциклопедия, - Минск: Харвест, 2011. – 320 с.: иллюстрации.
5.Использовался материал сайтов.
6.Метлина «Математика в детском саду».
конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира "Первые в космосе" с презентацией Цель занятия:
уточнять и расширять представления детей о космосе. Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах, планетах. Закрепить представления о том что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за родную страну.
Наглядный материал:
портрет Юрия Гагарина, изображение собак Белки и Стрелки, изображение демонстрации в честь первого полета в космос человека.
Ход занятия: Дети сидят полукругом на стульчиках. Рассказ воспитателя о Солнечной системе, первом полете собак в космос и о полете Ю. Гагарина. Все сопровождается показом иллюстраций. Показ презентации "Первые в космосе".
Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире.
Задачи:
образовательные:
1. Сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство».
2.Закрепить первоначальное представление о планетах, их расположении к Солнцу, некоторых особенностях.
Развивающие:
1.Расширять кругозор, активизировать и обогащать словарь дошкольников.
2.Развивать познавательную и творческую активность.
3.Формировать патриотические чувства, прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике.
воспитательные:
1.Воспитывать любовь, бережное отношение к планете Земля, интерес к космосу.
2. Формировать навыки активного контроля и оценки результатов деятельности.
Ребята,я предлагаю вам отгадать загадку:
-У ракеты есть водитель, невесомости любитель, по-английски – астронавт, а по-русски… (космонавт). (слайд 1)
Воспитатель: Вы правильно ответили. Людей, покоривших космос, называют космонавтами.
Кто сможет ответить, какой праздник отмечал недавно весь мир 12 апреля? (Ответы детей). Все люди нашей планеты отмечают 12 апреля праздник «День космонавтики».
Кто был первым космонавтом планеты? (Ответы детей). 50 лет назад свой первый космический полет совершил Ю.А. Гагарин. Весь мир ликовал: человек покорил космос. На корабле «Восток-1» лётчик-космонавт СССР Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Корабль совершил один оборот вокруг Земли. (слайд 2)
Через год, после полета в космос Ю.Гагарина, в космическое пространство отправился гражданин Чувашии –Андриян Григорьевич Николаев. Это был третий в мире полет в космос. Николаев был одним из первых космонавтов планеты Земля. (слайд 3)
Как вы думаете, на чем космонавты летают в космос? (слайд4) (Ответы детей) В космос отправляются на космических кораблях – ракетах. Ракета – самый быстрый вид транспорта на земле. Ребята, посмотрите на экран: на нем вы увидите первые ракеты и ракеты, на которых космонавты летают сейчас. Космонавты возвращаются на землю в капсулах. (Слайд5).
(Слайд6) Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых может жить и работать несколько космонавтов. Орбитальные станции – это летающие дома в космосе. А как вы считаете, космонавты могут выходить в открытый космос? (Ответы детей)
Космонавты не только живут на орбитальных станциях, но и выходят в открытый космос для работы. Для этого им необходима специальная одежда – скафандр, т.к. в открытом космосе нет воздуха, а человек без воздуха под жаркими лучами солнца жить не может. Раньше, когда первый раз летал А. Николаев, скафандры не были предназначены для работы в открытом космосе (посмотрите, какими они были), сейчас они полностью защищают космонавтов в космосе, где нет воздуха (посмотрите на экран). (Слайд7)
Ребята, скажите, готовят ли себе еду в космосе космонавты, кушать нам надо каждый день? (Ответы детей) Они там зажигают газовую плиту, чтоб приготовить пищу?
Нет, конечно, еду им доставляют в космос на грузовых кораблях. Еда для них измельчается в пюре, помещается в тюбики, как зубная паста или в плотно закрытые пакетики. Из этих пакетиков космонавты выдавливают пищу прямо в рот. Посмотрите на экран. (Слайд8)
Вот такую космическую пищу ели все наши космонавтыМы с вами узнали сейчас о космонавтах, о космосе. А хотите вы отправиться в космическое путешествие?
(Слайд9).
Чтобы стать космонавтами, давайте наденем наши скафандры. (На детей надеваются накидки – звездочки). Вот мы с вами стали космонавтами.
Все космонавты любили спорт, были здоровыми. Давайте перед стартом сделаем с вами небольшую разминку.
.Гимнастика для глаз по методу Базарного: посмотреть на звезду на стекле, потом посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
Чтобы отправиться в полет, нам нужны ракеты. Давайте построим их. Проводится дидактическая игра «Собери ракету». (Дети собирают разрезные картинки с изображением ракеты).
Ракеты наши готовы к полету. Пристегните ремни. Раз, два, три, четыре, пять, в космос нам пора взлетать.
Вот мы с вами преодолели земное притяжение. Мы в космосе. Там нет воздуха. Наши тела стали легкими, невесомыми. Отстегните ремни. Давайте с вами полетаем. Мы стали легкими, как пушинки. (Проводится ритмопластикапод музыку).
Давайте с вами вылетим в открытый космос. (Дети «подлетают» к столу педагога. На столе у воспитателя – картинки с изображением космических объектов).
Задание: Посмотрите на картинки и выберите по одной с изображением космического объекта, который можно увидеть в космосе. (Проводится дидактическая игра «Что лишнее»).
Наше путешествие подошло к концу. «Подлетайте» к своим креслам ваших ракет. Сейчас начнется спуск на землю.
Раз, два, три, четыре, пять, мы летим к земле опять.
А на земле (так делают все космонавты) мы должны доложить кома
ема: Путешествие в космос.
Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире.
Задачи:
образовательные:
1. Сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство».
2.Закрепить первоначальное представление о планетах, их расположении к Солнцу, некоторых особенностях.
Развивающие:
1.Расширять кругозор, активизировать и обогащать словарь дошкольников.
2.Развивать познавательную и творческую активность.
3.Формировать патриотические чувства, прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике.
воспитательные:
1.Воспитывать любовь, бережное отношение к планете Земля, интерес к космосу.
2. Формировать навыки активного контроля и оценки результатов деятельности.
3.Практический (дети самостоятельно производили опыты, использовали различные инструменты и материалы )
4.Эвристический(развивали находчивости и активности)
5.Проблемно - мотивационный (стимулировали активность детей за счет включения проблемной ситуации).
Приемы:
1.Беседы.
2.Сюрпризный момент.
3.Художественное слово.
4.Показ.
Формы и виды детской деятельности:
1.Продуктивная деятельность (рисование).
2.Познавательно – исследовательская деятельность( опыты и экспериментирование).
3.Музыкально – художественная деятельность ( слушание музыки).
Предварительная работа: чтение художественной и научной литературы, заучивание наизусть стихов, песен, закличек, поговорок, скороговорок; проведение викторины «Сейчас узнаем», кратковременные и длительные наблюдения на прогулках за небесными светилами; слушание песен и музыки о космосе; дидактические игры ( «Летает - не летает», «Отгадай-ка», «Придумай сам»); подвижные игры («Космонавты», «Веревочка»); рисование, конструирование: из бумаги, строительного материала, «Лего» на тему «Космос».
Здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Оформление: модель солнечной системы, набор картинок о космосе, глобус, настольная лампа, «шарики на ниточках», фонарик, лист бумаги, стул, мячик. На каждого ребёнка 1 лист бумаги чёрного цвета, краски, кисти, салфетки.
Программное обеспечение:
«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
«Радуга» программа воспитания , образования и развития детей от 2-х до 7 лет в условиях детского сада [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научный руководитель Е.В. Соловьева].-М.: Просвещение, 2010.
Реализация Федеральных государственных требований:
интеграция областей ( чтение художественной литературы, коммуникация, художественное творчество).
Образовательные ресурсы:
Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 2-7 лет» Москва «Просвещение» 2010г.
Т.М. Бондаренко «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» Воронеж 2012г.
Интернет ресурсы:
qo.mail.ru
Сценарий организации НОД:
1 часть: дети стоят полукругом около модели солнечной системы.. Воспитатель:
Люди мечтали и мечтают лучше узнать космическое пространство, в котором кружит наш общий дом – планета Земля. Знания о космосе были бы невозможны без заинтересованного участия человека. Для этого люди изобрели много приспособлений: от простого телескопа до космических спутников, кораблей и станций (демонстрация карточек, фотографий). Благодарность и почёт тем, кто стал первым на пути открытия космоса. Навсегда в памяти людей останется имя первого космонавта Земли –Юрия Гагарина.
Чтение стихотворения Б. Божилова
« Двадцатый век, к галактикам взлетая,
несёт нам всем торжественную весть:
есть космонавт – профессия такая,
уже такая должность в мире есть».
Давайте ребята, и мы с вами отправимся в путешествие в космическое пространство.
Воспитатель: Какой увидел Гагарин нашу Землю из космоса? (ответы детей) Кто знает, какого цвета Земля из космоса? Почему? (объяснения и предположения ребёнка с использованием картинок космической съёмки Земли) .
Воспитатель: Как называется уменьшенная модель Земли? (ответы детей, рассматривание глобуса). За 50 лет в космосе много побывало космонавтов, космических станций и кораблей, спутники бороздят космические просторы. Что передают они на Землю, какую информацию? (ответы детей). 2 часть: Включается запись голос звездочета на фоне космической музыки:
приглашение детей в планетарий .(Выключить свет, модель солнечной системы подсвечена настольной лампой).
На луне жил Звездочет
Он планетам вел учет…
Звездочет: Что находится в центре солнечной системы? (ответы детей «Солнце» самая большая звезда). Что располагается вокруг солнца? (ответы детей)
Сколько планет солнечной системы, вы знаете? (инд. ответы) .Назовите и покажите их, начинайте с ближних к Солнцу? (ответы детей) Как и чем удерживает Солнце девять планет вокруг себя? (предполагаемые ответы детей). Давайте проведём опыт «Шарики на ниточках». Каждый ребёнок играет роль Солнца, а шарики - это планеты. Вращаем шарики, останавливаем движение. Что происходит с шариками? Слово «планета» означает «блуждаю», но это не так, каждая планета строго двигается по своей орбите .Солнце притягивает планеты, и эта сила притяжения удерживает планеты так, как – будто они привязаны на веревочке. Благодаря гравитации , каждая планета в Солнечной системе вращается вокруг Солнца и не может улететь в космическое пространство.
Солнце – это огромный раскаленный шар, который излучает свет и тепло как электрическая лампочка.
Сейчас мы с вами проведём ещё один опыт. Включаем настольную лампу- «Солнце», каждый из вас по очереди приблизит и удалит руку. Какие ощущения вы испытываете? Почему?
Итог опыта подводят дети: чем ближе к Солнцу, тем горячее; чем дальше от Солнца, тем холоднее.
Физминутка:
Раз-два, стоит ракета.
Три- четыре, скоро взлёт.
Чтобы долететь до солнца, космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, каждый ведь из нас атлет.
Пролетая над землёю, ей передадим привет.
Путешествие продолжается, информация не кончается. Солнце яркое согревает, раскаляет, а космос тёмный, в чём вопрос? Эксперимент «Тёмный космос».
Цель: узнать, почему в космосе темно.
(фонарик, стол, лист бумаги, маленький мячик).
Положить фонарик на край стола.
Затемнённая комната, включен только фонарик.
Взглянуть на луч света и попытаться проследить его.
Поднести поочерёдно руку, лист бумаги, затем мячик на расстоянии 30 см. от фонарика.
Итог: на руке, листе бумаги, мячике появится круг света, но между фонариком и плоскостью почти совсем не видно света.
Как вы думаете, почему так происходит? (предположения детей)
Объяснение результата: рука, лист бумаги, мячик отразили свет, и мы его увидели. Солнечный свет постоянно пронизывает космос, но там темно. Почему? В космосе нет ничего, что могло бы отражать свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-то предмета ( в нашем случае: рука, лист бумаги, мячик).
(Включается свет)
Гимнастика для глаз «Нарисуй звезду» (дети «рисуют глазами» звезду).