Формировать умение создавать изображение по мотивам дымковской игрушки. Развивать образное восприятие и воображение. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками. | Беседа с детьми. Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?Так давайте полетим. На чем летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов) . Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром – самолетом. На нем мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковер) . -Вы готовы? Ковер взлетает. Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковер взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами, Мы быстрее ветра мчимся, Глядь – и мигом приземлимся! Рассказ воспитателя: Звучит тихо мелодия на народную тему. Смотрите-ка река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же название носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы – Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей – Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник – ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Чтение стихотворений. Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. Воспитатель: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становимся в круг. Как только я называю какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении. Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня! », и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь! », и дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк! », и дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями, надувая щеки. Обсуждение способов лепки. Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы. -Из чего делают дымковские игрушки? -Какие еще нужны материалы? -какие нужны инструменты для работы? Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места. Воспитатель: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают). Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить. Стоит на стройных ножках – Вся краса в рожках. Правильно, это олешек. Обратите внимание на схему! (на плакате – образцы и приемы лепки) . Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Физкультминутка. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой) Ну-ка за работу, чудо – мастера! (руки вперед, в стороны) Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии) Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками») Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, (машут указательным пальцем) А в печи игрушки! (руки вперед) . -Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь». Вот теперь можно приступить к работе. Самостоятельная работа. -А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. Индивидуальная работа. Дети приступают к работе. Воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы. | Социально-коммуникативное коммуникативная. Физическое; двигательная. Художественно эстетическое; конструирование; Познавательное; познавательно-исследовательская | Специальное моделирование ситуаций общения. Физминутка Лепка на заданную тему Лепка рассматривание | Слово педагога, речь детей. Картинка с изображением дымковских игрушек. Пластилин, стека, доска, салфетки. | Проявляет активность в беседе. Вступает в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками. Подбирает слова для характеристики предметов. Проявляет эмоциональный отклик на рассматривание поделок сверстников. |