Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Параньгинский детский сад №5 «Ласточка» общеразвивающего вида.
НОДпо развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники.
Пересказ рассказа Чарушина «Лисята»
Подготовила:воспитатель
МБДОУ д\с №5
«Ласточка» Ахматханова Э.С
Проверено и разрешено
к проведению
ст. воспитатель Валеева Э. М.
___________________________
п. Параньга, 2016 г.
Цель: формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемосхем.
Задачи:
Образовательные
1. Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники.
2. Продолжать учить отгадывать мнемозагадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные, действий (глаголов) .
Развивающие:
1. Продолжать развивать память, внимание, интерес к занятию.
2. Развивать связную речь детей посредством мнемотехники.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения и уважение друг к другу.
Оборудование:
Картина"Лиса с лисятами", пластилин, картон с изображением мордочки лисенка, мнемодорожка, яркий мешочек для игры, 2 лисенка (игрушки, муз. центр, корзинка, ленточка.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Орг. момент:
(дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту)
Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись.
Влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись!
В:Ребята, посмотрите, здесь тропинка! Давайте мы по ней пойдем,
Секрет наверно там найдем,
Мы секретик разгадаем,
Что нас ждет сейчас узнаем!
Звучит муз. сопровождение, дети идут по ленточке-тропинке и находят корзинку, а там мнемозагадка про лису.
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной,
След хвосточком заметает,
А как ее зовут, кто знает.
Воспитатель загадывает, а дети выставляя карточки "читают" загадку, отгадывают.
В: Молодцы! Ребята, скажите, как зовут детеныша лисы (лисенок, а если у лисы не один, а несколько детенышей (лисята)
В: Правильно, а вам не кажется, что у нас в группе кто-то есть (звучит музыка, дети идут на звуки леса) и находят двух лисят (игрушки)
В: Это кто же к нам пожаловал, ребята.
Д: Лисята.
В: Посмотрите, какие лисята замечательные! Давайте с ними поиграем, вы их передавайте друг другу и говорите, какие они.
Д: (смешные, игривые, веселые, маленькие, озорные, рыжие, шустрые и т. д.)
Дети проходят на стульчики,
В: Давайте придумаем лисятам клички!
Д:(варианты ответов, например: Дик и Рик)
В: Здорово, а вы знаете у меня есть замечательный рассказ Чарушина "Лисята"
Воспитатель проводит работу над смысловой трактовкой слов и выражений (за шиворот и ловкачи, читает произведение.
Работа над текстом:
-как называется рассказ
-о чем рассказ
-как вели себя лисята
-как назвал лисят автор и почему
-чем закончился рассказ
В: Ребята, я предлагаю поиграть с лисятами.
Физ. минутка (Под музыку дети передают лисят друг другу, муз. остановилась, у кого лисята, те дети выходят в круг и танцуют, остальные на местах.)
В: Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают"картинки.
Повторное чтение рассказа. Варианты пересказа:
1-2 ребенка пересказывают текст используя мнемодорожку.
3 ребенка распределяют карточки между собой и пересказывают только свои части,
Игровое упр. "Чудесный мешочек"(ребенок достает карточку и пересказывает сюжет)
Игровое упр. "Исправь ошибку"(дети находят ошибку в последовательности содержания текста и исправляют ее)
В: Что-то наши друзья загрустили, как вы думаете, почему (рассуждения детей)
В: Вы правы, ребята, они скучают по маме, по своей семье, а давайте на память о нашей встрече мы сделаем портреты наших лисят!
Под музыку дети из пластилиновых жгутиков выкладывают мордочки лисят по контуру. Незаметно воспитатель уносит игрушки.
В: Вы сегодня просто молодцы, какие замечательные работы получились! А где-же лисята, не вижу что-то. Хотите узнать, где они (да)
Звучит спокойная музыка, дети делают руками бинокли у глаз, закрывают глазки, воспитатель выставляет картину "Лиса с лисятами".
В: Смотрите, ребята, лисята вернулись к маме (дети смотрят, обсуждают, делятся мнениями и впечатлениями)
В: И наше занятие дети подошло к концу, давайте попрощаемся с Диком и Риком (дети прощаются, вместе с педагогом идут оформлять выставку своих работ.
Итог занятия (вместе разбирают. оценивают свою работу)
Приложение 1
Приложение 2
Лисята
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.
Это были шустрые и беспокойные зверьки.
Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.
Два! — он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…
Заглянул на шкаф — на шкафу нет.
Отодвинул комод — и там нет никого.
И под стульями нет.
И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.