Цель: систематизация знаний детей о магните и овладение основами исследовательской деятельности. на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
О.О. «Познание» - знают свойства магнита, проявляют познавательную активность, знают геометрические фигуры, цифры и их последовательность, выделяет лишний предмет;
О.О. «Коммуникация» - умеют слушать взрослого и выполнять инструкции делают выводы
О.О. «Безопасность» - знают правила поведения при проведении опытов с различными предметами.
О.О. «Социализация» - умеют работать в паре, помогать друг другу.
Интегрированные задачи:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Пополнить знания об использовании свойств магнита человеком, познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы», активизировать в речи детей слова «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы»в процессе поисково-познавательной деятельности
3. Закреплять знания детей о прямой и обратной последовательности чисел, пространственные отношения (слева, справа), о геометрических фигурах.
4. Развивать логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.
5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, желание приходить на помощь другим..
Оборудование:
железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты, магнитная доска, магнитные цифры, карандаш, железные рыбки, тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», таблица-схема для занесения результатов эксперимента, сигнальные карточки с геометрическими фигурами, мячик,; иллюстративный материал: набор картинок к игре «Четвёртый лишний»; шапочки волшебников, на пару детей, банки с водой стаканы, скрепки.
Предварительная работа:
опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными цифрами, игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход образовательной деятельности
I. Постановка проблемной ситуации.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно.
В группу входит зайчик «Любознайчик» в руках у него большая коробка с различными предметами. Он рассказывает ребятам о том, что он хочет построить новую машину для сбора урожая, для которой нужны железные детали. Но серый волк все перепутал, и теперь в коробке лежат железные, деревянные, пластмассовые детали все вместе.
- Что же мне делать?
(Ребята предлагают ему помочь разобрать детали).
Но зайчик сомневается: «А как вы сможете отличить железные детали от остальных»?
(Для этого нужно использовать магнит)
- Почему нужно ребята использовать магнит?
- Что мы знаем о свойствах магнита? (ответы детей)
- Как эти свойства можно проверить? (ответы детей)
2. Опыт «Всё ли притягивает магнит? »
-А всё ли притягивает магнит? (ответы детей)
-У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
-Как мы это проверим? (с помощью магнита)
-Как мы это сделаем? (надо провести магнитом над предметами).
Самостоятельная работа.
Дети берут магниты и самостоятельно извлекают с его помощью из коробки железные предметы.
- Приступайте! - Воспитатель в процессе эксперимента выясняет у детей:
-Как называются предметы, притягиваемые магнитом?
-Из какого материала сделаны эти предметы?
-Что осталось в коробке. Почему? (ответы детей)
Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.
(я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нем, значит, магнит притягивает железные предметы)
-А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).
- А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-». (работа на доске)
Притягивается ли магнитом?
Материал
Резина
Дерево
Железо
Пластмасса
Бумага
Ткань
Знак
-
-
+
-
-
-
(Дети ставят условные значки и формулируют выводы)
-Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
Зайчик благодарит детей, берет коробку с железными предметами.
- Молодцы, ребята, вы сегодня постарались, помогли зайчику решить проблему. А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит?
Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук. И тебя зайчик мы тоже приглашаем.
3. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10.
-Тогда не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Но вот незадача. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись. Восстановите его.
- Каких цифр не хватает? 1…3 4….6 ..5.. 6…8 ..7..
Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.
-Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.
4. Зрительная гимнастика.
Побыстрее выходим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили
Землю нашу проводили.
Глазки вверх, смелей вперёд.
В волшебный мир портал ведёт.
Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10 и обратно.
-Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук. Чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.
Топ- топ! Хлоп – хлоп!
Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников
Скорее превратись!
-Вот теперь мы настоящие волшебники.
-Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Давайте вспомним их.
5. Правила поведения и безопасности при проведении опытов.
1. нельзя ничего пробовать на вкус;
2. нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;
3. будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
6. Игра «Притягивает – не притягивает» (с мячом).
-Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите - если магнит его притягивает и прячьте руки - если магнит не притягивает.
8. Д/и «Четвёртый – лишний»
-Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему? (ответы детей)
9.Игра-опыт «Не замочив рук»
Действует ли магнит через другие материалы?
-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. Работаем в паре.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?
-У вас на столах стаканы с водой.
-Что надо сначала сделать? (бросить скрепку в стакан)
-Что потом? (А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана).
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
(Магнитные силы проходят через стекло).
9. Игра «Рыбалка»
-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
Дети по очереди проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
-Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
(Я провел над водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась).
- Значит, магнитные силы проходят через воду.
10. Игра-опыт «Гонки».
-Следующий фокус и состоит в том, чтобы устроить гонки. Но у вас необычные трассы. На что они похожи? (на геометрические фигуры).