Просмотр содержимого документа
«НОД по обучению грамоте "Буква -Ц-.звук-Ц-."»
Конспект по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности
на тему : «Буква –Ц-, звук –Ц-»
Возраст: подготовительная группа, 6-7 лет
Цель: создание условий для ознакомления с буквой –Ц,(звуком-Ц-), развития фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, обучения грамоте через использование дидактических игр и пособий по обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: познакомить с буквой Цц и звуком [ ц]. Формировать навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза. Совершенствовать навык конструирования и печатания.
Коррекционно-образовательная : Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, зрительный гнозис, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
наглядные: Магнитная доска, контейнер с палочками Кюизенера, материалы для определения места звука в слове, синие флажки, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, контейнер с песком, предметные картинки.
практические: выкладывание пазлов и букв, печатание.
Организационный момент.. Педагог встречает детей, здоровается с ними и предлагает подойти к емкости с песком. Педагог . Опустите руки в песок и постарайтесь найти по одной картинке. Дети выполняют задание.
Педагог . Назовите свои картинки.
1-й ребенок. Птенец. 2-й ребенок. Огурец. 3-й ребенок. Колодец. 4-й ребенок. Заяц.
Педагог . Каким звуком заканчиваются все эти слова?
Дети. Звуком [ц].
Педагог . Верно. Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и поговорим сегодня.
2.Игра «Синие флажки». Педагог достает контейнер с флажками.
Педагог . Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю при произношении. Педагог читает стихотворение, акцентированно произнося звук[ц]. Цапля в цирке выступала, Трех цыплят дрессировала.
Дети. Это звук [ц].
Основная часть:
Давайте произнесем этот звук все вместе. Дети вместе с педагогом произносят звук [ц]. Педагог . Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [ц] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Педагог . Верно. Его нельзя петь. Кроме того, он глухой и всегда твердый. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Педагог . Правильно. Возьмите в руки по флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ц]. Для упражнения предлагается следующий материал: ц, т, с, т, ц, т’, ц, с, ц, с’, конец, цапля, пальцы, сосна, тяпка, молодец, тапки, циркуль, морозец, тина.
Педагог . Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Работа по книге «Мой букварь». Педагог раздает детям «Мой букварь». Педагог . Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части страницы слева вы видите букву Цц. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один синий кружок?
Дети. Значит, буква Цц обозначает только один твердый согласный звук [ц].
Педагог . Я надеюсь, что вы запомнили: звук [ц] — согласный глухой и всегда твердый. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней еще раз.
Цапля в цирке выступала,
Трех цыплят дрессировала.
Педагог ставит на стол контейнеры с карандашами.
Педагог . Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Цц. Педагог . Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Помогите цыпленку найти предметы со звуком [ц] в названиях. Перечислите их.
Дети. Циркуль, огурец, цепочка, яйцо, кольцо, ножницы. Педагог раздает детям полоски-слова и фишки.
Педагог . Давайте определим место звука [ц] в этих словах. Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [ц] на полоске-слове.
Педагог оценивает их работу и убирает полоски и фишки.
Упражнение «Кто скорее?» Конструирование буквы Цц из палочек. Педагог ставит на стол контейнер с палочками Кюизенера.
Педагог . Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит букву Ц из палочек. Какие палочки вам нужны для этого?
Дети. Нам нужны две длинных палочки, одна средняя и одна короткая. Дети берут палочки.
Педагог . Вы готовы? Раз, два, три. Начали.
Педагог . Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями. Сложите палочки в контейнер. Дети складывают палочки в контейнер.
5. Печатание буквы Цц в воздухе и в тетради. Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками. Педагог . Откройте тетради на с. 8. Что вы видите в верхней части страницы? Дети. Цыпленка, цепь и букву Цц. Педагог . Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Цц, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу
Подвижное упражнение «Карусели». Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение.
В парке нашем карусели. На лошадок дети сели.
Раскрутились карусели, Поскакали, полетели.
Не коснувшися земли, Полетели, как могли,
Над полями, над лесами, Над горами и морями.
Только кончился завод, Замедляют кони ход.
Вот и кончилась игра. Отдыхать коням пора.
Упражнение «Разноцветные линии». Педагог предлагает детям перевернуть страницу. Педагог . Какую букву вы видите в верхней части страницы слева?
Дети. Букву Ц.
Педагог . А в нижней части страницы справа?
Дети. Букву С.
Педагог . Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Ц те картинки, в названиях которых есть звук [ ц], оранжевым карандашом, а с буквой С соедините те картинки, в названиях которых есть звук [с], фиолетовым карандашом. Педагог оценивает их работу.
Заключительный этап:
Вот и подошло к концу наш разговор о буквах.
-Перечислите задания, которые мы выполняли.
-Какие задания вам запомнились больше всех?
-Какие из заданий вам было выполнять труднее всего?