kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД "Народные узоры селькупов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группы по декоративно-прикладному творчеству коренных народов Томской области «Народные мотивы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Народные узоры селькупов"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 ГОРОДА ТОМСКА







Организация непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы

по теме «Народные узоры селькупов».



Автор конспекта: Глебова Светлана Владимировна.















г. Томск

2022 г


Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группы по декоративно-прикладному творчеству коренных народов Томской области «Народные мотивы»

Подготовила: Глебова Светлана Владимировна.

Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания природы; создание условий для свободного творчества (орнамент, которым селькупы украшали свою одежду).


Задачи ОО в интеграции

Социально – Коммуникативное развитие:

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.


Познавательное развитие:

Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных народов (селькупов), воспитывать уважение к людям другой культуры. Дать представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на Томской земле; показать взаимосвязь между мотивом орнамента и животным миром севера; помочь запомнить значение орнаментов селькупов (утка, медведь, лягушка, змея).

Речевое развитие: развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Физическое развитие: обогащать двигательный опыт, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности детей; формировать интерес к подвижным играм.


Предпосылки учебной деятельности: может договариваться о сотрудничестве с другими детьми разного возраста, со взрослыми. Формирование произвольности действий и поведения. Ребенок умеет планировать и контролировать свое поведение в соответствии с правилами и нормам. Личное осознание своих возможностей в обучении.

Оборудование для педагога: экран, проектор, Образцы орнаментов народов ТО, изображения животных ТО, кукла в северной одежде.

Оборудование для детей: клеенки, салфетки, клей, заготовки из бумаги в форме корзинки (затонированной «под бересту»), силуэтные изображения одежды; цветная бумага, клей, трафареты орнамента, бисер, глиняные дощечки, стеки.



















Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети входят и начинают рассматривать картину. (На стене). Смотрите, ребята, у нас гость.

Как вы думаете, откуда (с юга или севера) он прибыл к нам?

Как вы поняли это?

На ком он приехал? (На олене)

Как одет наш гость? (В шубе, в унтах)

Как вы думаете, чем занимается человек в суровых условиях севера?

Охотник принес нас письмо. Он приглашает нас на праздник охотников Большой Амикан.

Хотите побывать на этом празднике?

Собираются на праздник не просто охотники, а люди, которые издавна живут в нашей области. Посмотрите, как одеты охотники?


Социально – Коммуникатвное развитие

(Коммуникативная деятельность, )

Беседа, обсуждение, оценка (коллективная деятельность)

картинки с видами праздника охотника

Большой Амикан.

Пробудить в детях интерес, желание отвечать на вопросы,

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Расширение кругозора детей


Сформированность представлений о социальной действительности































Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Посмотрите пожалуйста на экран. Вот так выглядели коренные жители Т.О.- селькупы (в переводе «лесные люди») (слайд 1)

Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?

Где брали все необходимое для жизни?

Основное занятие коренных жителей - охота и рыболовство, на севере еще и оленеводство. (слайд 2)

Из оленьего меха люди шили себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день охотиться будешь. (слайд 3)

И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад. Раньше из оленьего меха делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер- вот и дом. (слайд 4)

«Олень возит, олень кормит, олень одевает», - говорят селькупы

Физминутка

Давайте сделаем рожки над головой и превратимся в оленят (руки перекрестить над головой, пальцы растопырены).

Оленята потянулись,

(руки в том же положении, поднимаем руки вверх, потягиваемся)

Вправо, влево повернулись

(повороты вправо, влево)

Скачут быстро по дорожке

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Молодых оленей ножки

(стучим кулачками друг о друга)

Мы оленя догоняли,

Наши ножки и устали.

Ведь олени быстро мчатся,

С ними трудно состязаться.

Мы оленей не догнали

И в большой сугроб упали.


А когда в семье рождался ребенок, для него делали колыбельку из бересты. Ее передавали из поколения в поколение и ни в коем случае не выбрасывали!

(слайд 5)

–Что такое береста (рассуждения детей).

Что общего вы заметили во всех этих предметах быта, одежды?

Дети: Узоры, орнаменты.

Что такое орнамент? (Узор, который повторяется)

Д/игра «Подбери пару» (соотнесение предмета и узора).

О значении орнаментов нам расскажет кукла Ниша.

Кукла Ниша: Каждый орнамент что-то означает. Давайте познакомимся с некоторыми орнаментами народа селькупов. Узоры селькупов просты, они могут использоваться как на ткани, мехе, так и на бересте, дереве.

1 Узор «Солнце»

Показ: На что похож этот орнамент? (Колесо)

Не простое это колесо. Катится оно по небу, все освещает. Любили селькупы солнышко. Само солнышко состояло из 3 кругов. Лучиков 5 или 9.

приносили удачу

2. Узор «Лягушка»

На что похож этот узор? (На девушку) У селькупов лягушка называлась «между кочек живущая женщина. Этот орнамент встречается только на женской одежде, желает хозяйке шубки или платья семейное счастье, дарит деткам здоровье и долголетие.

3. Узор «Змея»

Изображение змеи могли «высосать болезнь», увидеть змею во сне – «болезнь глазами увидел», человек выздоравливает. Нашивали узор для защиты от болезней.

4. Узор «Уточка» помогает женщине – матери. Как у уточки утят, столько у мамы желают деток.

5 Узор «Щучьи зубы»

Дети: Забор, треугольники, зубы.

Воспитатель: Почти угадали. Это щучьи зубы. Обратите внимание, что все орнаменты, так или иначе, связанны с природой.

Д/и «Найди пару».

Дети подойдите к столу и найдите к орнаменту то животное, птицу, природный объект, на которое он похож. ( «Уточка», «медведь», «солнце», «Лягушка», «Щучьи зубы».

-Почему у этих узоров такие необычные названия, откуда они взяты? (Из природы)

Кроме бересты и меха, селькупы умели работать с глиной (слайд 7) –На что это похоже? как украшено изделие? Узоры выдавливали на сырой поверхности посуды палочкой, косточкой или камешком. Они умели создавать бесконечное количество узоров из обыкновенных черточек, квадратов, ромбов, точек. Как сильна была у них тяга к украшению своего бытия!

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам разделиться на три стола: одни будут украшать шаблоны шубки, а другие – корзиночку из бересты, третьи – будут рисовать узоры палочкой по сырой поверхности глины. Я предлагаю вам сначала хорошо подумать, представить, какой орнамент вы хотели бы изобразить на шаблоне, что бы вы хотели пожелать тому, кто будет носить эту одежду? Только после этого приступать к работе.

Познавательное развитие

Беседа, обсуждение, оценка (коллективная деятельность)














Двигательная деятельность

(В интеграции с речевым развитием)
















Познавательное развитие (В интеграции с художественно - эстетическим

развитии)









(Художественно – эстетическое развитие (В интеграции с познавательным развитием)























(Художественно – эстетическое развитие в интеграции с познавательно - поисковой

Игровая деятельность








Изобразительная деятельность (рисование с помощью трафаретов и палочек)

Просмотр презентации

















физминутка




















Рассматривание










Кукла Ниша




Рассказ воспитателя.



























Д/игра «Найди пару»














Совместная деятельность, самостоятельная продуктивная деятельность детей





зрение

слово

















Слово

Движение





























































карточки с узорами и предметами живого и неживого мира










трафареты одежды

корзиночек

пластин из глины

фломастеры

карандаши

Конкретизировать социальную действительность через предметы рукотворного мира и наглядные образы

Познакомить с народно-прикладным искусством родного края








Формирование умения у детей выполнять движения в соответствии с заданным ритмом













Познакомить с народно-прикладным искусством родного края





























Включить детей в разнообразную деятельность и общение






Закрепить соотнесение орнамента и предмета живого и неживого мира.





















Ребенок подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими.














Ребенок обладает начальными знаниями о природном мире; склонен наблюдать, давать объяснения явлениям происходящим в природе.
























Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построение речевого высказывания в ситуации общения.














Овладение способами творческой деятельности, общения на этой основе.




Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

-Молодцы, дети, какие красивые узоры у вас получились. Кто расскажет, что он хотел бы пожелать своим узором?

Вам понравилось разгадывать узоры на одежде селькупов?

Хотите вы узнавать о значении узоров у других народов?

Что было сложно? Что легко получилось?

Какое настроение было у вас?


Приглашаю вас в кинозал, давайте послушаем и посмотрим песню на селькупском языке «Олененок»

Социально – коммуникативное развитие (в интеграции с речевым)

Ситуативный разговор








Зрение

Слово


Слово

Движение

Зрение

Слово









Ведерки, удочки с магнитами,

Картинки рыб со скрепками.




Конкретизировать социальную действительность через предметы рукотворного мира и наглядные образы






Включить детей в разнообразную деятельность и общение

Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построение речевого высказывания в ситуации общения.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру.

Обладает начальными знаниями о природном мире.



Список использованной литературы.

1. Селькупы: Очерки традиционной культуры и селькупского языка: монография / Н. А. Тучкова, С. В. Глушков, Е. Ю. Кошелева, А. В. Головнев, А. В. Байдак, Н. П. Максимова, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2012.- 318с.

2. Изображение элементов природы в селькупском орнаменте. / Алешина В. С. МБУ ДО «ДЭБЦ» - https://school-science.ru/2/18/29887

3. Ансамбль фольклорный песни "Варг Кара" https://parabel.tom.muzkult.ru/8selpuskij-ansambl-ehtnicheskoj-pesni-i-tanca-varg-kara

4. Орнамент народов Западной Сибири. Сб статей /под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том ун-та 1992, - 150 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
НОД "Народные узоры селькупов"

Автор: Глебова Светлана Владимировна

Дата: 25.11.2022

Номер свидетельства: 618389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства