Посмотрите пожалуйста на экран. Вот так выглядели коренные жители Т.О.- селькупы (в переводе «лесные люди») (слайд 1) Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди? Где брали все необходимое для жизни? Основное занятие коренных жителей - охота и рыболовство, на севере еще и оленеводство. (слайд 2) Из оленьего меха люди шили себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день охотиться будешь. (слайд 3) И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад. Раньше из оленьего меха делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер- вот и дом. (слайд 4) «Олень возит, олень кормит, олень одевает», - говорят селькупы Физминутка Давайте сделаем рожки над головой и превратимся в оленят (руки перекрестить над головой, пальцы растопырены). Оленята потянулись, (руки в том же положении, поднимаем руки вверх, потягиваемся) Вправо, влево повернулись (повороты вправо, влево) Скачут быстро по дорожке (сжимаем и разжимаем пальцы) Молодых оленей ножки (стучим кулачками друг о друга) Мы оленя догоняли, Наши ножки и устали. Ведь олени быстро мчатся, С ними трудно состязаться. Мы оленей не догнали И в большой сугроб упали. А когда в семье рождался ребенок, для него делали колыбельку из бересты. Ее передавали из поколения в поколение и ни в коем случае не выбрасывали! (слайд 5) –Что такое береста (рассуждения детей). Что общего вы заметили во всех этих предметах быта, одежды? Дети: Узоры, орнаменты. Что такое орнамент? (Узор, который повторяется) Д/игра «Подбери пару» (соотнесение предмета и узора). О значении орнаментов нам расскажет кукла Ниша. Кукла Ниша: Каждый орнамент что-то означает. Давайте познакомимся с некоторыми орнаментами народа селькупов. Узоры селькупов просты, они могут использоваться как на ткани, мехе, так и на бересте, дереве. 1 Узор «Солнце» Показ: На что похож этот орнамент? (Колесо) Не простое это колесо. Катится оно по небу, все освещает. Любили селькупы солнышко. Само солнышко состояло из 3 кругов. Лучиков 5 или 9. приносили удачу 2. Узор «Лягушка» На что похож этот узор? (На девушку) У селькупов лягушка называлась «между кочек живущая женщина. Этот орнамент встречается только на женской одежде, желает хозяйке шубки или платья семейное счастье, дарит деткам здоровье и долголетие. 3. Узор «Змея» Изображение змеи могли «высосать болезнь», увидеть змею во сне – «болезнь глазами увидел», человек выздоравливает. Нашивали узор для защиты от болезней. 4. Узор «Уточка» помогает женщине – матери. Как у уточки утят, столько у мамы желают деток. 5 Узор «Щучьи зубы» Дети: Забор, треугольники, зубы. Воспитатель: Почти угадали. Это щучьи зубы. Обратите внимание, что все орнаменты, так или иначе, связанны с природой. Д/и «Найди пару». Дети подойдите к столу и найдите к орнаменту то животное, птицу, природный объект, на которое он похож. ( «Уточка», «медведь», «солнце», «Лягушка», «Щучьи зубы». -Почему у этих узоров такие необычные названия, откуда они взяты? (Из природы) Кроме бересты и меха, селькупы умели работать с глиной (слайд 7) –На что это похоже? как украшено изделие? Узоры выдавливали на сырой поверхности посуды палочкой, косточкой или камешком. Они умели создавать бесконечное количество узоров из обыкновенных черточек, квадратов, ромбов, точек. Как сильна была у них тяга к украшению своего бытия! Воспитатель: Теперь я предлагаю вам разделиться на три стола: одни будут украшать шаблоны шубки, а другие – корзиночку из бересты, третьи – будут рисовать узоры палочкой по сырой поверхности глины. Я предлагаю вам сначала хорошо подумать, представить, какой орнамент вы хотели бы изобразить на шаблоне, что бы вы хотели пожелать тому, кто будет носить эту одежду? Только после этого приступать к работе. | Познавательное развитие Беседа, обсуждение, оценка (коллективная деятельность) Двигательная деятельность (В интеграции с речевым развитием) Познавательное развитие (В интеграции с художественно - эстетическим развитии) (Художественно – эстетическое развитие (В интеграции с познавательным развитием) (Художественно – эстетическое развитие в интеграции с познавательно - поисковой Игровая деятельность Изобразительная деятельность (рисование с помощью трафаретов и палочек) | Просмотр презентации физминутка Рассматривание Кукла Ниша Рассказ воспитателя. Д/игра «Найди пару» Совместная деятельность, самостоятельная продуктивная деятельность детей | зрение слово Слово Движение карточки с узорами и предметами живого и неживого мира трафареты одежды корзиночек пластин из глины фломастеры карандаши | Конкретизировать социальную действительность через предметы рукотворного мира и наглядные образы Познакомить с народно-прикладным искусством родного края Формирование умения у детей выполнять движения в соответствии с заданным ритмом Познакомить с народно-прикладным искусством родного края Включить детей в разнообразную деятельность и общение Закрепить соотнесение орнамента и предмета живого и неживого мира. | Ребенок подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок обладает начальными знаниями о природном мире; склонен наблюдать, давать объяснения явлениям происходящим в природе. Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построение речевого высказывания в ситуации общения. Овладение способами творческой деятельности, общения на этой основе. |