НОД «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»
НОД «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали. Формировать у детей представление о происхождении фамилий, Закреплять знание своего отчества; имен и отчеств родителей. Расширять и закреплять представление о родственных взаимоотношениях. Вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям: объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»»
Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»
Программное содержание.
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали. Формировать у детей представление о происхождении фамилий, Закреплять знание своего отчества; имен и отчеств родителей. Расширять и закреплять представление о родственных взаимоотношениях. Вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям: объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии.
Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, воспитывать интерес к прошлому.
Оборудование.
Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; иллюстрации из книги: персонажи сказки;
картинки на темы: «Моя семья», «Древние поселения», портрет А. С. Пушкина.
Предварительная работа.
В качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родных – дедушки, бабушки, отца и матери.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Время года, месяц, день недели.
-Ребята, садитесь поудобнее, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся. (Ответы детей.)
II Основная часть.
Часть 1.
-Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого из нас есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Догадались, что это? Это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (людям милая, Надежда, Вера, Любовь – все это древнерусские имена. И сейчас каждое имя что-то означает. Например, мальчика назвали Виктор – это значит Победитель, а имя девочки София значит Мудрая.
-По имениможно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека еще есть отчество и фамилия.
Воспитатель спрашивает у детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их самих, когда они будут взрослыми.
-К человеку можно обращаться по имени и на «ты»(к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы»(к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей – невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
-А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предлагает детям разные варианты обращения по имени : Лена, Леночка, Елена; Игорь, Игорек; Таня, Танечка, Танюша, Татьяна.)
Игра «Обратись по имени».
1)-Лена, тебе тяжело застегнуть пуговицу? Попроси Игоря помочь. Как ты это сделаешь? Как ответит Игорь?
2)-Таня, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? Что ответит тебе Витя?
3)-У Маши в руках кукла. Свете очень хочется поиграть с ней. Света, обратись к Маше, попроси куклу. Как ответит Маша?
-Молодцы, ребята, вежливо, ласково и по имени обращаетесь к сверстникам.
Упражнение на дыхание.
-Устали? Восстановим дыхание.
Дифференциация ротового и носового дыхания: а) вдох и выдох через нос; б) вдох и выдох через рот; в) вдох через нос, выдох через рот; г) вдох через рот, выдох через нос.
-Это книга замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена : Незнайка, Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, доктор Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?
-А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги. Это – стихи, которые сочинил Незнайка о своих друзьях.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
-Понравились вам стихи? Если не понравились, то почему? А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно.
-Итак, родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
-У наших пальчиков тоже есть имена.
5 пальцев на руке своей
Назвать ты правильно сумей.
Этот пальчик боковой, (су-джок,
Называется большой. массировать
Этот пальчик – указчик старательный, пружиной
И называется он указательный. называемый
Этот пальчик как раз посередине, палец)
Средний - даю ему имя.
Совсем как в семье – братец младший, любимчик,
По счету он пятый, зовется мизинчик.
Часть 2.
-Ребята, сейчас я задам вам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Сумеете ответить? Кто знает свою фамилию? Назовите. Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий. Откуда взялись фамилии? От папы и мамы. Это, конечно, правильно. Очень часто в одной семье у всех ее членов – у мамы, папы, детей – одинаковая фамилия. Ну а у мамы и у папы откуда взялась фамилия? А у дедушки и у бабушки откуда? Тоже от их родителей. А вообще – у всех людей?
-Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос? Трудный, но постараемся найти на него ответ. Давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Посмотрите на эту картинку. Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а вот в этом домике на горе – Марья. А если окажется, что в деревне живут два Ивана? Тогда про одного скажут, что это Иван – сын Никиты (Никитин, а тот Иван – Иванов сын.
-Со временем людей стало больше, да и поселения их разрастались. Труднее стало различать людей. Думали… и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Иван Никитин, Марья Нагорная, Дарья Рукодельная (обращает внимание на картину). Фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Давайте попробуем определить, кем были ваши предки (предки – это те, кто жили очень давно и от которых идет ваш род). Леша, как твоя фамилия? (Кузнецов). Дети, как вы думаете, кем были его предки? Наверное, был в роду кузнец. Это очень интересно. Леша, а кем работает твой папа? Он программист, работает на компьютере. Вот видите, папа Леши не кузнец, но фамилия к нему пришла от далекого родственника, который прославился кузнечным мастерством. А компьютеров тогда еще не было. (Очень хорошо на примере еще какой-то фамилии, ясной детям по семантике, рассмотреть ее происхождение : Трифонова, Данилов.)
Физкультурная минутка.
-Расскажем, как называются наши руки.
Это левая рука, это правая рука.
Слева – тихая дубрава, справа – быстрая река.
Повернулась я, и вот стало все наоборот:
Справа – тихая дубрава, слева – быстрая река.
Неужели стала правой моя левая рука?
-Посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека? Это наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия? А был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос прозвали его «Пушкой». Вот и появилась фамилия – Пушкин.
III Итог.
-Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет заниматься этой интересной наукой. И, конечно, тогда вы всё узнаете о фамилии своего рода. И будете очень ею гордиться.
Можно дать детям задание: узнать, что означает его имя.