kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Неизведанное рядом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс "Неизведанное рядом"- это мой опыт об экспериментальной деятельности с детьми. Использовала я этот мастер - класс для участия в районном конкурсе "Воспитатель года"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Неизведанное рядом"»

«Неизведанное рядом»

«Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы  и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошёл»

К. А. Тимирязев


Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов.

Ход мастера –класса:

Вводная часть

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом  направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает  наблюдательность, мыслительную деятельность.

По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое  желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

Пространственно - предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.

В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке  природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических  мероприятий и организации разной деятельности с детьми.

Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детейДля того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.

Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную  активность ребёнка.

Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности  проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Основная  часть.

Практическое занятие.

«Кот рыболов»

Пошёл однажды Кот на речку рыбу ловит  для своих котят. Пришёл к речке, снял с себя Кот мешок, рядом ведёрко поставил, стал удочку разматывать и увидел, как что-то блестит на дне речки. Посмотрел  повнимательнее  и разглядел – это монетки, как же достать монетки, не замочив лапки?

Опыт  1

«Как выйти сухим из воды»

Насадил Кот на крючок червяка, закинул улочку, уселся поудобнее  и на поплавок уставился. Поплавок на воде заплясал, запрыгал: от него круги во все стороны побежали и Кот увидел подводную лодку, от удивления он даже язык высунул.

Опыт 2

«Подводная лодка из яйца»

Пока Кот рыбу ловил,  всё по сторонам смотрел, любовался красотой природы и впервые увидел, как распускаются лепестки у кувшинки.

Опыт 3

«Цветы лотоса»

Пошёл Кот домой счастливый и довольный, чтобы быстрее поделится увиденным.

Заключительная часть.

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные.

Значит мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым,  необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.

Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского : «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». 

Спасибо за внимание.

Литература:

  • О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»;

  • Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность»;

  • Сказка В. Сутеева  «Кто сказал мяу».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Неизведанное рядом"

Автор: ДЕМАРЧУК НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Консультация для родителей «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты»"
    ["seo_title"] => string(69) "konsultatsiia_dlia_roditelei_neizvedannoe_riadom_opyty_i_eksperimenty"
    ["file_id"] => string(6) "516647"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1562852501"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Консультация для родителей по инновационной деятельности. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_po_innovatsionnoi_deiatelnosti_neizvedannoe_riadom_"
    ["file_id"] => string(6) "522631"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1571063733"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка "Картотека поисково-познавательной деятельности "Живая природа" старшая группа""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_kartoteka_poiskovo_poznavatelnoi_deiatelnosti_zhivaia_"
    ["file_id"] => string(6) "638500"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1697978249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства