Мастер - класс "Неизведанное рядом"- это мой опыт об экспериментальной деятельности с детьми. Использовала я этот мастер - класс для участия в районном конкурсе "Воспитатель года"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Неизведанное рядом"»
«Неизведанное рядом»
«Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошёл»
К. А. Тимирязев
Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов.
Ход мастера –класса:
Вводная часть
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.
Пространственно - предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.
Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детейДля того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.
Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.
Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Основная часть.
Практическое занятие.
«Кот рыболов»
Пошёл однажды Кот на речку рыбу ловит для своих котят. Пришёл к речке, снял с себя Кот мешок, рядом ведёрко поставил, стал удочку разматывать и увидел, как что-то блестит на дне речки. Посмотрел повнимательнее и разглядел – это монетки, как же достать монетки, не замочив лапки?
Опыт 1
«Как выйти сухим из воды»
Насадил Кот на крючок червяка, закинул улочку, уселся поудобнее и на поплавок уставился. Поплавок на воде заплясал, запрыгал: от него круги во все стороны побежали и Кот увидел подводную лодку, от удивления он даже язык высунул.
Опыт 2
«Подводная лодка из яйца»
Пока Кот рыбу ловил, всё по сторонам смотрел, любовался красотой природы и впервые увидел, как распускаются лепестки у кувшинки.
Опыт 3
«Цветы лотоса»
Пошёл Кот домой счастливый и довольный, чтобы быстрее поделится увиденным.
Заключительная часть.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные.
Значит мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.
Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского : «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».