Комплекс игр и упражнений «Поиск клада» |
Цель: игра направлена на освоение пространства с опорой на схему собственного тела. Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля за своим поведением. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: ребенку предлагается выполнять роль «робота». Ему даются инструкции, следуя которым, он должен передвигаться по помещению. Необходимо использовать как можно больше слов, обозначающих пространственные характеристики среды: вперед, назад, вправо, влево, ближе, дальше, правее, левее, перед, за, выше, ниже, на, под, справа от, слева от, между, внутри, сзади и т.д. Инструкция: «Давай поиграем так: сейчас ты будешь роботом на дистанционном управлении, который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. Я буду говорить тебе маршрут передвижения, а ты в точности исполняй каждое указание. Если нигде не ошибешься, то найдешь клад (приз для ребенка - игрушка, конфетка или что-то еще, что нравится ребенку, - должен быть спрятан заранее). |
«Веселая зарядка» |
Цель: благодаря этому заданию ребенок закрепит представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое и наоборот, что будет очень полезно для развития пространственных представлений в целом. Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе. Подсобный материал: листы бумаги; ручки или карандаши. Процедура проведения: педагог рисует вместе с ребенком на отдельных листах бумаги схематичное изображение трех-пяти человечков в разных позах. Затем ребенок становится напротив педагога, и педагог показывает ему получившиеся рисунки (карточки) в произвольном порядке. Ребенок должен быстро принять нарисованную позу, мысленно перевернув ее в пространстве. Когда «зарядка» закончится, подсчитываются полученные очки и определяется победитель. |
«На зарядку становись!» |
Цель: формирование соматотопических представлений и их вербальных обозначений, а также развитие моторики. Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе. Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог называет ребенку последовательность движений, которые он должен совершать. Например: «Выстави правую ногу вперед. Теперь подними вверх левую руку» и т.д. В предлагаемой «Инструкции» мы привели описание одной серии движений. Педагог сможет затем по аналогии придумать другие. Варианты упражнения: 1) педагог называет последовательность движений, затем ребенок должен ее выполнить; 2) педагог показывает серию движений, затем ребенок проговаривает вслух, какие движения были сделаны, соблюдая их последовательность. |
«Карта сокровищ» |
Цель: игра поможет ребенку научиться ориентироваться не только в реальном пространстве, но и в схематичном изображении пространства. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: лист бумаги, ручка или карандаш, игрушка или что-нибудь вкусное для «клада». Процедура проведения: педагог вместе с ребенком рисует схематичное изображение комнаты, квартиры или другого места, в котором проходит занятие, проговаривая вслух, что стоит справа, что слева, что посередине. Затем педагог обозначает на схеме - «карте сокровищ» - крестиком место, где он спрятал «клад», и просит ребенка помочь найти обозначенное место, сверяясь с картой. |
«Муха» |
Цель: игра помогает ребенку научиться ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия «лево - право», «верх - низ», а также развивает внимание. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: лист бумаги; ручка или карандаш; небольшая пуговица. Процедура проведения: прежде чем начать игру, на листе бумаги рисуется игровое поле, разделенное на 9 клеточек (условная «клетка»), в котором будет перемещаться «муха». Задача ребенка - следить за обозначенными педагогом движениями мухи, воспроизводя их: передвигая пуговицу пальцем по клеточкам (на первом этапе игры) или представляя их мысленно (на втором этапе). Инструкция: «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы всех клеток, быстро хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. |
«Разложи предметы» |
Цель: игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: можно использовать любые предметы (в приведенном примере это ластик, карандаш и тетрадь). Процедура проведения: ребенок должен располагать имеющиеся предметы так, как скажет педагог. Инструкция: «Представь, что ты работаешь помощником продавца. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами: - Положи карандаш на тетрадь. - Положи тетрадь на карандаш. - Положи карандаш между ластиком и тетрадью. - Положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком. - Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради. - Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика. - Положи карандаш справа от тетради и ластика». |
«Танки» |
Цель: игра направлена на развитие пространственных представлений, ориентирование в «перевернутом» пространстве, способствует уменьшению «зеркальности» в письме. Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе. Подсобный материал: лист бумаги формата А4, две шариковые ручки разного цвета. Процедура проведения: лист бумаги сгибают пополам и проводят границу по линии сгиба. Получились два поля. Каждый игрок рисует на своем поле по 4 или по 6 танков (схематично в виде квадратов), расставляя их равномерно по всей своей территории Задача игроков - сбивать танки противника. Чтобы сбить танк, игрок на своем поле рисует «снаряд» (хорошо закрашенная жирная точка), складывает листок по линии сгиба рисунком внутрь и с нажимом закрашивает эту же точку с обратной стороны листа, делая отпечаток. Развернув листок, можно увидеть, где отпечаталась точка, т.е. куда на поле противника попал снаряд. Если снаряд отпечатался на танке другого игрока, танк считается сбитым и зачеркивается. Игроки «стреляют» по очереди. Выигрывает тот, кто «стрелял» точнее и раньше подбил все танки противника. |
«Рисунки из Зазеркалья» |
Цель: игра развивает умение ориентироваться в «перевернутом» пространстве, способствует уменьшению «зеркальности» в письме. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: лист бумаги, карандаш. Процедура проведения: на одной части листа бумаги делается несложный рисунок (например: домик, забор, дерево и схематично изображенный человечек). Лист кладут так, чтобы его чистая часть была повернута к ребенку, сидящему напротив педагога. Со стороны, где изображен рисунок, можно посадить посередине листа любую игрушку лицом к рисунку и в ее правую руку вложить карандаш или ручку, чтобы ребенку легче было ориентироваться, где правая сторона. Ребенок должен рисовать на чистой части листа следующим образом: - все, что у игрушки нарисовано слева, и он должен нарисовать слева; - все, что у игрушки с правой стороны, -и у него должно быть справа; |
«Путешествие по азбуке» |
Цель: развитие пространственных представлений, формирование образа буквы и слова. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: любая азбука, можно использовать настенный плакат с буквами. Процедура проведения: педагог загадывает слово и называет ребенку «адреса» (описания), где в азбуке спрятались буквы из него; ребенок находит и записывает или запоминает их. Например: «Первая буква слова спряталась на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М, вторая буква спряталась слева от буквы Б» и т.д. В итоге должно получиться слово. Если ребенку трудно дается изучение словарных слов в русском языке, то можно зашифровывать именно их. |
«Школа» |
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве относительно других объектов и понимания речевого обозначения пространственных характеристик. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: 8 или более любых игрушек. Процедура проведения: ребенок рассаживает «учеников» - игрушки, сам выбирая каждую следующую и размещая ее по указаниям педагога. При этом педагогу необходимо употреблять слова, определяющие пространственные характеристики: справа; слева; левее; правее; справа от, но слева от; посередине; за; перед; между; ближе к, но дальше от и т.д. Например: «Посади мишку слева от собачки; поросенка надо посадить правее мишки, но левее собачки; тигра посадим за мишкой, а зайца перед мишкой; котенка посадим правее зайца; кукла будет сидеть посередине, между поросенком и мишкой; обезьянку давай посадим ближе к тигру с правой стороны». После того как ребенок рассадит игрушки, педагог переходит к следующим заданиям, периодически напоминая ребенку про «учеников». Например: «Будь внимательнее, ведь зверята тоже учатся, старайся не ошибаться!», «Давай мы покажем твоим ученикам, как играть в эту игру» |
Пространственная «раскраска» |
Цель: ориентирование в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: лист бумаги; простой карандаш; 4 карандаша разных цветов. Процедура проведения: педагог рисует в разных участках листа бумаги четыре воздушных шара. Второй шар должен быть меньше остальных. Задача ребенка - раскрасить шары в соответствии с указаниями педагога. Инструкция: «Есть одна такая страна, где все окрашено только в белые и черные цвета. Там живут ребята, которые никогда не видели ничего яркого и красивого. Давай мы их порадуем воздушными шарами, которые ты раскрасишь. Раскрасить их надо так: маленький шарик должен быть желтого цвета и находиться между красным и синим, синий справа от желтого, красный шарик слева от маленького, а зеленый под и между синим и желтым». |
«Художник» |
Цель: ориентирование в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ. Количество участников: индивидуальное занятие. Подсобный материал: лист плотной бумаги; карточки любого лото (можно начать с 5-6 карточек, постепенно увеличивая их количество до 11. Ниже мы привели пример инструкции для игры на материале из 11 карточек); карандаш или фломастер. Процедура проведения Ребенок выкладывает на листе бумаги «картину» из карточек с разными изображениями, располагая эти карточки там, где скажет педагог. Инструкция: «Представь, что ты - художник! Сейчас мы будем с тобой создавать картину. Я буду твоим помощником. Чтобы тебе было легче, я буду называть тебе картинку, нарисованную на карточке, и говорить, где ты должен ее разместить. Начнем с солнышка. Расположи его, пожалуйста, в верхнем левом углу. Вверху и посередине листа мы поместим облако. Птичка у нас будет лететь под облаком и слева от него. В нижнем левом углу у нас будет стоять забор, а справа от забора дом. В нижнем правом углу растет ель, а слева от нее гриб. Слева от гриба куст, справа от куста гуляет петушок. Справа от дома сидит котенок, а за ним цыплята (можно накладывать одну картинку на другую). Улитка ползет вправо от цыплят. Молодец, у тебя получилась очень красивая картина! Давай мы теперь придумаем к ней название». |
«Зеркало» |
Процедура проведения 1-й вариант: ребенок должен копировать позу стоящего напротив педагога с таким условием, что все, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить тоже правой и т.д. 2-й вариант: «Сломанное зеркало»: копирование происходит наоборот. |
«Театр теней» |
Цель: игра способствует закреплению понятий «право - лево», учит координировать движения тела в пространстве. Процедура проведения: меняя положение рук и пальцев, можно создавать тени, похожие на разных животных и птиц. |