Просмотр содержимого документа
««Нейроигры на этапе автоматизации звуков для детей с ТНР»»
«Нейроигры на этапе автоматизации звуков для детей с ТНР»
Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включая нейроигры и нейроупражнения.
Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекцию нарушения речи, можно отнести В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
Включение нейроигр и упражнений на занятия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком разная. Эффективной работа воспитателя в логопедической группе будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с ТНР также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
В своей работе мы используем нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений.
На подготовительном этапе мы включаем артикуляционные упражнения с движением рук.
Задачи артикуляционной гимнастики:
развитие слаженной работы обоих полушарий;
удерживание губ в заданной позиции;
укрепление мышц языка, развитие его подвижности;
растяжение подъязычной уздечки;
развитие подвижности нижней челюсти;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
профилактика быстрого переутомления;
профилактика дефицита внимания;
улучшение памяти;
развитие пространственных представлений.
Примеры выполнения артикуляционной гимнастики с движением рук:
Упражнение «Злой пёс». 1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно). 2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно). 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Расчёска - Утюг». 1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. 2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь. 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком:
Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.
Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.
Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.
Упражнение «Месим тесто-Блинчик». 1 вариант: Улыбнуться. Положить язык между губами, произнести: «Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки. 2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести: «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой. 3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу.
Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Упражнение «Индюк». Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно.
Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение «Чистим зубы». 1 вариант: Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим). 2 вариант: Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев).
Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.
В своей работе активно используем цепочку слоговой структуры на переключаемость, чтобы сформировать слоговую структуру слова, развивать фонематическое восприятие, автоматизироватьпоставленный звук. С этой целью ребенок проходит дорожку, называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра).
На занятии применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук. Так же используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука
На этапе автоматизации звуков предлагаем ребенку правильно произнести слово, а также показать нарисованное положение рук и пальцев возле картинки.
Примеры следующих нейроигр:
Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.
Нейроиграс мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.
Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.
Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).
Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем разнообразные виды нейроупражнений. Например, в процессе выполнения нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).
Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь.
2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.
Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание нейроупражнения: Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.
Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.
Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях показывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР. Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем.
Нейроигры помогают оптимизировать работу педагога внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР.
Литература:
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c.
Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c.
Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c.
Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.: Малыш, 2022. 32 c.
Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c.
Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c.
Праведникова И.И. Развитие грамматического строя речи: учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 70 c.
Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c.
Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80 c.
Консультация для воспитателей логопедических групп: «Использование нейроигр и упражнений с детьми дошкольного возраста с ТНР».
Основной целью применения нейроигр и упражнений с детьми ТНР являетсяактивизация развития речи у детей.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
Стимулировать речевую активность детей
Развивать слухоречевое внимание детей
Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка
Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
С этой целью в работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вносят разнообразие, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включая нейроигры и нейроупражнения.
Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекцию нарушения речи, можно отнести В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
Включение нейроигр и упражнений на занятия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Нейроупражнения — это универсальная система упражнений, она эффективна не только для детей дошкольного возраста, но и для младших школьников. Основная цель применения нейроупражнений с детьми логопедической группы — это активизация речевой активности у детей с речевыми нарушениями.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
- Развитие слухоречевого внимания детей.
- Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающие за речь ребёнка.
В работе можно использовать комплексы кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока: Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Занятия должныпроводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.
Использовать нейроигры и упражнения нужно на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений.
На подготовительном этапевключаются артикуляционные упражнения с движением рук.
Задачи артикуляционной гимнастики:
развитие слаженной работы обоих полушарий;
удерживание губ в заданной позиции;
укрепление мышц языка, развитие его подвижности;
растяжение подъязычной уздечки;
развитие подвижности нижней челюсти;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
профилактика быстрого переутомления;
профилактика дефицита внимания;
улучшение памяти;
развитие пространственных представлений.
Вот пример некоторых упражнений, которые можно использовать в работе с детьми :
- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).
- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
- «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.
- «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Собери урожай». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (ребенок подходит к дереву, срывает кружок и отвечает: — Это грУша. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т. д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.
3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
- «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук[У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
- «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
- «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя, чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.
Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
«Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.
«Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекцию нарушения речи, можно отнести В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) [9]. У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей. В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия. На подготовительном этапе включаю артикуляционные упражнения с движением рук . Задачи артикуляционной гимнастики: развитие слаженной работы обоих полушарий; удерживание губ в заданной позиции; укрепление мышц языка, развитие его подвижности; растяжение подъязычной уздечки; развитие подвижности нижней челюсти; развитие мелкой моторики пальцев рук; профилактика быстрого переутомления; профилактика дефицита внимания; улучшение памяти; развитие пространственных представлений. Приведу примеры выполнения артикуляционной гимнастики с движением рук: Упражнение «Злой пёс». 1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно). 2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно). 1 – 2 выполнять попеременно. Упражнение «Расчёска - Утюг». 1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. 2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь. 1 – 2 выполнять попеременно. Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком: Язычок подружился с пальчиком и следует за ним. Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него. Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе. Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно. Упражнение «Месим тесто-Блинчик». 1 вариант: Улыбнуться. Положить язык ежду губами, произнести: «Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки. 2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести: «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой. 3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу. Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно). Упражнение «Индюк». Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно. Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца. Упражнение «Чистим зубы». 1 вариант: Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим). 2 вариант: Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев). Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно. В своей работе я активно использую цепочку слоговой структуры на переключаемость, чтобы сформировать слоговую структуру слова, развивать фонематическое восприятие, автоматизировать поставленный звук. С этой целью ребенок проходит дорожку, называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра). На занятии применяется зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук. Так же используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука. На этапе автоматизации звуков предлагаем ребенку правильно произнести слово, а также показать нарисованное положение рук и пальцев возле картинки. Приведу примеры следующих нейроигр Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками. Нейроиграс мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу. Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов. Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая). Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый. На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем разнообразные виды нейроупражнений. Например, в процессе выполнения нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУЛЫ). Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь. Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках. Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание нейроупражнения: Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам. Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки. Некоторые игры осуществляются на балансировочной доске с использованием игр на удержание равновесия, а так же игры проводятся с нейроскакалкой. В процессе работа с балансировочной доской предлагаются игровые упражнения и задания по активизации и обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, автоматизации звуков, формированию слоговой структуры слова. Приведу примеры логопедических заданий с использованием балансировочной доски: Игра «Вспомни, произнеси». Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового анализа, развитие координации. Описание: Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации звуков. Игра «Пловцы». Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации. Описание: Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова. Игра «Посмотри – повтори». Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями учителя-логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений. Игра «Бери и говори». Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч, кидает его учителю-логопеду, затем ловит; учитель-логопед предлагает игры «Назови ласково», «Какой, какая, какие, какое?», «Доскажи словечко». Игра «Задания выполняй и повторяй». Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно). Нейроскакалка. Описание работы с нейроскакалкой: одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать движения вправо-влево, либо вперед-назад, либо по кругу, чтобы скакалка крутилась. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы, гармонизируется работа мозга. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели), будем развивать также левое полушарие. Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости. Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР. Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем. Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Занятия учителя-логопеда проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР. Литература: 1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c. 2. Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c. 3. Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c. 4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c. 5. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c. 6. Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.: Малыш, 2022. 32 c. 7. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c. 8. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c. 9. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айриспресс, 2018. 112 c. 10. Праведникова И.И. Развитие грамматического строя речи: учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 70 c. 11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c. 12. Чебык
Протокол № 4 заседания методического объединения воспитателей групп дошкольного возраста (3 – 4 лет) ДОО ЯМР от 19 апреля 2022г. Председатель: Мищишина О.Н. Секретарь: Нагибина А.А. Присутствовало: 17 подключений. (скриншот прилагается) Тема: «Использование нейропедагогических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста». Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области воспитания и обучения детей средствами нейронаук. Применение педагогами нейропедагогических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста План: 1. Введение в тему семинара – руководитель РМО, Мищишина О.Н. 2. Сообщение из опыта работы «Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений», воспитатель Даниленко Майя Александровна МДОУ № 36 «Золотой петушок» ЯМР 3. Сообщение из опыта работы «Игры на развитие межполушарного взаимодействия с детьми 3-4 лет» воспитатель Горелова Марина Григорьевна, МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР. 4. Сообщение из опыта работы «Использование нейропсихологических сказок в работе с детьми младшего дошкольного возраста», учительдефектолог Бобылева Татьяна Викторовна, старший воспитатель Сероева Наталья Сергеевна, МДОУ № 19 «Березка» ЯМР. 5. Представление опыта работы «Особенности нейропсихологического подхода в работе педагога психолога с детьми младшего дошкольного возраста», педагог-психолог Воеводина Наталья Васильевна МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР. 6. Рефлексия семинара - руководитель МО, Мищишина О.Н. Ход проведения заседания РМО: По первому вопросу слушали Мищишину О.Н. старшего воспитателя МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР, она напомнила участникам о правилах работы семинара в дистанционном режиме, далее Ольга Николаевна сказала, что нейропедагогический подход — это использование знаний неврологии, психофизиологии, мозговой организации психических процессов в обучении и развитии детей. Учение и познание — это естественные механизмы развития мозга. Человек стремится к познанию, и педагогика должна создавать среду для удовлетворения этой потребности. Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития ребенка. Что бы успешно развивать интеллект, важно активизировать оба полушария головного мозга. Для того, чтобы у детей развивались нейронные связи между полушариями, нужно давать одинаковые нагрузки, как на левую, так и на правую части тела: рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах обеими руками одновременно, прыгать, чередуя ноги, выстукивать ритм, делать одновременно обеими руками различные движения. Нейропедагогический подход стал активно использоваться специалистами и педагогами детского сада в зависимости от специфики своей деятельности. Педагоги упражнений: дыхательные, глазодвигательные, телесные перекрестные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, релаксационные упражнения, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Далее педагоги ЯМР представили опыт работы по теме РМО По второму вопросу, воспитатель МДОУ № 36 «Золотой петушок» ЯМР Даниленко М.А. познакомила педагогов с опытом своей работы по теме «Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений». Воспитатель отметила, что используя в своей работе игры на координацию движений пальцев и кистей рук, дети приобретают уверенность в руках, моторную ловкость и точность движений рук. Развиваются пальцы и руки, и развивается речь. Далее, Майя Александровна, представила игры и упражнения, которые использует в своей работе: «Ладушки», «Умные дорожки», «Ухо – нос, плечо - ухо», «Пальчики вместе - врозь», «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь» и др. Третьим вопросам был представлен опыт работы воспитателя Гореловой М.Г. МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР, по теме «Игры на развитие межполушарного взаимодействия с детьми 3-4 лет». Педагог отметила, что нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект. Далее педагог перечислила задачи, которые решаются при использовании нейропсихологических игр. Были представлены игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста, которые педагог использует в своей работе. По четвертому вопросу, педагоги МДОУ № 19 «Березка» ЯМР учительдефектолог Бобылева Т. В. и старший воспитатель Сероева Н. С. познакомили участников семинара с опытом своей работы по теме «Использование нейропсихологических сказок в работе с детьми младшего дошкольного возраста». Наталья Сергеевна отметила, что многие педагоги, узнав о нейропсихологии, начали применять её в своей работе. Далее педагог отметила, что те формы работы по нейропсихологии, которые были представлены предыдущими выступающими можно применять в работе, не опасаясь, что они навредят ни детям с проблемами в развитии ни детям норма. Далее были отмечены преимущества использования нейропсихологических упражнений и раскрыт алгоритм работы над нейропсихологическими сказками. Далее Татьяна Викторовна представила
Краткое описание документа:
1 слайдСегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом по теме «Использование технологий игрового обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»2 слайдДошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.3 слайдИгровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Создание полноценной мотивационной основы для формирования у ребенка навыков и умений возможно, если образовательный процесс проходит: в форме игры,интересный,занимательный,НО не развлекательный. 4 слайдИгровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Игровая форма с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.5 слайдИгровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению, прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».Важной особенностью игровых технологий, которые я использую в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.6 слайдОсобое внимание хочется уделить игровым технологиям, которые я использую в речевом развитии дошкольников. Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Для активизации речевого развития детей стараюсь создать наиболее эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.Использование игровых технологий в речевом развитии дошкольников помогает решить следующие задачи: - развивать звуковую культуру речи, - формировать грамматический строй речи, - обогащать словарный запас, - развивать связную речь у ребенка. 7 слайдОдним из видов игровых технологий для речевого развития, которые я использую, являются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является- и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, -и формой обучения детей, -и самостоятельной игровой деятельностью, - и средством всестороннего воспитания ребенка. 8 слайдРаботая с дошкольниками, задачи по развитию диалогической и монологической речи, а также ее выразительности, реализовываю посредством театрализованной игры. В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются маски и куклы для различных видов театра. Применяя эту игровую технологию, пришла к выводу, что она оказывает положительное влияние не только на развитие речи дошкольника, но и оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Через театрализованную игру дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, что способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. 9 слайдДля переключения детей с одного вида деятельности на другой использую пальчиковые игры. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».Для удобства составила сборник пальчиковых игр с картинками по лексическим темам. Ведь проговаривание стихотворений в сопровождении с движениями рук делает речь детей более ритмичной, четкой, эмоциональной.10 слайд Одна из мною любимых игровых технологий – это мнемотехника. Использование мнемотаблиц начинаю с младшей группы. Благодаря этой технике у детей обогащается словарный запас, они успешнее запоминают стихотворения, лучше пересказывают рассказы, сказки, составляют описательные рассказы.На начальном этапе я предлагаю готовую план – схему. В мнемотаблицах по составлению описательных рассказов, в конце обязательно вставляю схему, по которой дети должны высказать свое отношение к описанному объекту. Например: я люблю зиму, потому что зимой можно кататься на санках. Или я не люблю зиму, потому что холодно т.д. Со второго полугодия средней группы ребята уже сами активно включаются в процесс создания схем, по прочитанному рассказу или сказки. Этот процесс мы с детьми называем составлением подсказок. Прочитав эпизод, обсуждаю с детьми, чтобы они здесь нарисовали. Такой процесс развивает в детях не только речь, но и помогает развивать творческое воображение, умение рассуждать.В старшей группе, на предложенную мной мнемотаблицу, многие дети уже самостоятельно придумывают рассказ.11 слайдЕще один вид игровой технологии, который мне очень нравится – это карты Проппа. Этот метод наглядного моделирования я использую с детьми подготовительной группы для пересказывания и придумывания сказок. Карты Проппа позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок. Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. На экране представлен фрагмент сказки «Красная шапочка», записанный с помощью карт Проппа.Эта игровая технология очень нравится детям, они с большим увлечением подбирают карты к сказке, а затем по ним ее пересказывают или придумывают. Метод Владимира Яковлевича Проппа или «методика построения сказочных историй» очень интересна. Она способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.12 слайдСинквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.В чём же его эффективность и значимость спросите вы?Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Правила составления синквейна представлены на экране. Синквейн можно начинать использовать со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей имеется уже достаточный словарный запас по ней. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются синквейны. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» в образовательной деятельности.13 слайд Для активизации речи детей, а также для закрепления материала по определенной теме, я использую лэпбук. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбуки я составляю так, чтобы они включали задания по следующим направлениям развитие речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь). Использование лэпбуков помогает расширять знания и представления об окружающем мире, развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, пространственную ориентировку. Лэпбук хорош еще и тем, что его можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.14 слайдИспользуя в своей работе, все ранее перечисленные игровые технологии, могу уверенно сказать, что развитие речи с их помощью дает большой результат. И это не удивительно. Ведь игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников. Она не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые технологии помогают длительно удерживать интерес ребёнка, повышать мотивационную готовность детей, поддерживать положительный эмоциональный настрой ребёнка.Спасибо за внимание!
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении. Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей. Поэтому обогащение учебного кабинета разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности была моей основной целью.
Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.
В учебном кабинете по речевому развитию имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами.
Дидактические игры по развитию речи
Изготовила игры и пособия по автоматизации звуков, в интересной и доступной форме познакомила детей со звуками и буквами родного языка. Игры «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», «Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.
В учебном кабинете по речевому развитию есть карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию, таблицу эмоций.
Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме», нацелена на формирование у детей умения выражать в речи разные эмоциональные, интонационные конструкции. Рассматривая с детьми картину, предлагаю выбрать себе карточку с изображением определенной эмоции и произнести фразу так, чтобы она соответствовала выбранной схеме - эмоции. Что позволяет окрасить рассказ жестами мимикой, научиться пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ. Используя элементы данной технологии в решении задач по развитию речи. Игры «Да-Нетка», «Хорошо – плохо», «Что умеет делать» «Наоборот», «Чем был – чем стал» и др.
Схемы для развития связной речи детей
Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую метод мнемотехники.
Сочиняем сказку
Все детки любят слушать сказки. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки «Колобок - продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание разных сказок).
«Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель. « Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад) Игра «Сочини сказку или рассказ» Цель игры развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Вот как мы использовали цветные квадраты, кружки и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев.
Набор иллюстраций на экране отражает тему недели, это очень удобно для итоговых бесед с детьми. Закрепления знаний и умений.
На нашей полянке вырастают умные деревья. Однажды на них вырастают предметы с определенным звуком, длинные и короткие слова, одни отвечают на вопрос кто? Другие на вопрос что?
Или на них расцветают синие и красные цветы. Цветы встречаются внизу под деревом на полянке, потому что скучают и получаются слоги. Получаются слова.
Игры для развития мелкой моторики рук
Для развития мелкой моторики рук, использую игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моем случае в игры с использованием пуговиц. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Нарисуем пуговицу» «Печатаем узор» (пуговица-штамп.) Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка». «Гусеница». «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.
Игры с манной крупой
Исследования ученых показали, что манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.
Результаты
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.