Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования
Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования
Методические рекомендации «Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования» освещают вопросы результативного использования нейроигр на занятиях с дошкольниками.
Методические рекомендации представлены как результат, отражающий опыт работы педагога по внедрению нейроигр в образовательный процесс обучающихся дошкольного возраста.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей, применяющих на занятиях игровые технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования»
МБУДО «Дом детского творчества»
Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования
(Методические рекомендации)
Автор-составитель:
Комарова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Бийск, 2025
Комарова Н.Н.
Методические рекомендации «Нейроигры – эффективное средство повышения качества
дошкольного образования».
МБУДО «ДДТ» г. Бийск Алтайского края, 2025
Методические рекомендации «Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования» освещают вопросы результативного использования нейроигр на занятиях с дошкольниками.
Методические рекомендации представлены как результат, отражающий опыт работы педагога по внедрению нейроигр в образовательный процесс обучающихся дошкольного возраста.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей, применяющих на занятиях игровые технологии.
Пояснительная записка
Обеспечение высокого уровня качества образования всегда было и будет одной из основных задач в МБУДО «ДДТ», поэтому в работе педагогов дополнительного образования ДДТ использование современных технологий и активных форм обучения является актуальным и приоритетным. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Задача каждого педагога - выбрать методы, средства и технологии обучения, наиболее оптимальные для построения и конструирования учебного процесса, и успешно применять их на занятиях.
На сегодняшний день существует большое количество педагогических технологий. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. В обучении детей дошкольного возраста широко применяются игровые технологии, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью и считается фундаментом всего дошкольного образования.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, повышающим познавательный интерес, возможностью для развития памяти, мышления и внимания, выработки речевых умений и навыков и, конечно же, усвоения новых знаний. Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.
Одним из инновационных методов, развивающим память, мышление и внимание, позволяющим добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности обучающихся, способствующим качественному усвоению знаний, являются нейроигры. Нейроигры — это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Они помогают улучшить память, внимание, мышление и координацию движений у детей дошкольного возраста. Нейроигры могут стать отличным дополнением к традиционным методам обучения.
Основная цель предлагаемых методических рекомендаций состоит в оказании помощи педагогам-практикам и воспитателям, в частности в условиях учреждений дополнительного образования обучающихся и дошкольных образовательных учреждений, в плане эффективного использования нейроигр на занятиях с дошкольниками. Информация, представленная в разработке, может быть полезна и родителям детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования обучающихся и дошкольного учреждения:
- повышение мотивации обучающихся;
- развитие познавательной активности обучающихся;
- повышение качества образования.
Роль нейроигр в учебном процессе
Главная цель нейроигр — развитие высших психических процессов и стимулирование синхронизации работы полушарий головного мозга для повышения интеллектуального уровня.
Нейропсихологические упражнения и игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов, становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Они позволяют эффективно развивать не только когнитивные функции, но и эмоциональную сферу ребенка.
Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, формированию пространственного восприятия и воображения; упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях ребенка.
Примеры использования нейроигр на занятиях
В настоящее время предлагается множество различных игр для развития определенных аспектов мозговой деятельности обучающихся.
За два года применения нейроигр в образовательном процессе детского объединения нами разработана своя система использования некоторых игр на каждом этапе занятия.
Предлагаем варианты, которые часто применяем на занятиях и переменах.
Игры для развития памяти.
Цель использования – вовлечение обучающихся в учебный процесс, развитие кратковременной и долговременной памяти, межполушарных связей.
И гра «Колпачки»
Цель игры – развитие кратковременной и долговременной памяти, зрительно-моторной координации, социальных и коллективных навыков.
Правила игры: Игровое поле с рисунками закрывается колпачками. Обучающиеся, по очереди открывая колпачки, должны найти пары одинаковых рисунков. Игрок, у которого совпали изображения, забирает себе колпачки. Обучающийся, собравший большее количество колпачков, становится победителем.
Рекомендуем эту игру проводить на переменах, так как она способствует развитию дружеских отношений и сплочению детского коллектива.
И гра «Что пропало?»
Цель игры – развитие произвольной зрительной памяти, формирование умения запоминать количество и местонахождение предметов.
Правила игры: Обучающимся предлагается рассмотреть ряд картинок и запомнить их последовательность. Затем обучающиеся закрывают глаза, а педагог убирает одну из картинок и выравнивает нарушенный ряд. Обучающиеся должны вспомнить, какую картинку убрали и ее место в ряду.
Рекомендуем начинать знакомство с этой игрой с небольшого количества картинок (3-4), затем постепенно увеличивая.
Игру можно использовать на этапе занятия «Целеполагание и мотивация познавательной деятельности» для определения темы и цели занятия.
И гра «Прятки»
Цель игры – развитие произвольной зрительной памяти, формирование умения запоминать количество и местонахождение предметов.
Правила игры: Обучающимся предлагается рассмотреть ряд картинок и запомнить их расположение. Затем обучающиеся закрывают глаза, педагог переворачивает карточки изображениями вниз и просит назвать, что было изображено на второй, третьей и т.д. картинке.
Рекомендуем начинать знакомство с этой игрой с небольшого количества картинок (3-4), затем постепенно увеличивая их число.
Игру можно использовать на различных этапах занятия.
И гра «Домик»
Цель игры – развитие произвольной зрительной памяти, концентрации внимания, мелкой моторики.
Правила игры: Обучающимся предлагается рассмотреть изображения на карточке, запомнить расположение фигурок и их цвет. Педагог карточку переворачивает и просит обучающихся подобрать фигурки по цвету, найти для каждой фигурки своё окошечко и установить её там.
Игру можно использовать на различных этапах занятия.
И гра «Танец»
Цель игры - развитие кратковременной и долговременной памяти, зрительно-моторной координации, социальных и коллективных навыков
Правила игры: Обучающиеся встают в колонну друг за другом. Обучающийся, стоящий последним, придумывает танцевальное движение и показывает его впереди стоящему, тот тоже придумывает свое движение и показывает стоящему впереди него уже два движения и так далее. Обучающийся, стоящий впереди колонны, должен повторить танец полностью.
Рекомендуем эту игру проводить на физминутках или переменах.
Игры на развитие внимания.
Цель использования – вовлечение обучающихся в учебный процесс, развитие концентрации и внимания, межполушарного взаимодействия.
Игра « Нейродорожки»
Цель игры – развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики рук.
Правила игры: Нейродорожка располагается перед обучающимся, по заданию педагога нужно пройти ее при помощи рук.
Вариант 1: Обучающийся одной рукой ведет по точкам, другой хлопает по ладошкам такого же цвета, что и точка.
Вариант 2: Обучающийся двумя руками хлопает по кругам такого же цвета, как квадраты.
Вариант 3: Обучающийся двумя руками одновременно сначала указательными пальцами дотрагивается до кругов, затем кулаки ставит на такие же круги рядом.
Вариант 4: Обучающийся раскладывает фигурки животных двумя руками одновременно в тарелочки такого же цвета, что и цвет животного.
Вариант 5: Обучающийся двумя руками одновременно на двух полях показывает одинаковые цифры по порядку.
Рекомендуем использовать нейродорожки в качестве физминутки для снятия напряжения, а также перед занятием для активизации внимания обучающихся.
В Приложении представлены другие варианты игры.
Игры для тренировки пространственного мышления
Цель использования - развитие зрительно-пространственной организации движений, межполушарных связей, координации движений.
Данные игры рекомендуем использовать на любом этапе занятия, так как они помогают улучшить навыки визуализации, координации движений и ориентации в пространстве.
Игра «Тянучки на ручки»
Цель игры – развитие мелкой моторики; закрепление знания цветов, счета; умение выполнять задания по образцу; развитие координации движений; запоминание названий пальцев; формирование пространственной ориентации (вправо-влево, вверх-вниз).
Правила игры: Обучающийся должен правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы в соответствии с образцом на карточке.
И гра «Ухо – нос – хлопок»
Цель игры - развитие реакции и улучшение координации движений.
Правила игры: Обучающийся левой рукой берется за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпускает ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук «с точностью до наоборот».
Игра «Создай
узор»
Цель игры - развитие пространственного мышления, внимательности и усидчивости, формирование умения ориентироваться в пространстве.
Правила игры: На одном кубике представлены виды линий, на другом - цветные точки, которые нужно соединить на листе бумаги. Обучающийся должен бросать кубики, чтобы получить различные комбинации линий и точек, и соединять их в узоре.
И гра «Парикмахер»
Цель игры – развитие моторных навыков, координации движений и воображения.
Правила игры: Обучающийся кидает кубик, на котором изображены различные виды линий. Затем игроку нужно двумя руками одновременно «выпавшую» на кубике линию нарисовать на карточке с изображением человеческого лица.
Игра «Сложи мячи в корзину»
Цель игры - развитие пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентированию в пространстве.
Правила игры: Обучающийся подбрасывает воздушный шар и складывает мячи в корзину, при этом воздушный шар не должен упасть на пол.
Заключение
Нейроигры для детей дошкольного возраста представляют собой мощный инструмент в руках современных педагогов, позволяющий в игровой форме развивать умственные способности детей. Они способствуют не только учебному, но и эмоциональному, социальному и физическому развитию дошкольников.
Чтобы добиться качественного усвоения знаний, чтобы образовательный процесс был максимально эффективным, нейропсихологические упражнения можно применять на любом из этапов занятия.
Использование нейроигр в дошкольном образовании может значительно облегчить процесс обучения и подготовить детей к школьным задачам, а также помочь в формировании основ для успешного будущего.
По итогам внедрения нейроигр в образовательный процесс нашего детского объединения прослеживается положительная динамика: при анализе итоговых диагностик за 2 года выяснено, что количество обучающихся с высоким уровнем усвоения программного материала увеличилось в среднем на 7%.
Список рекомендуемой литературы
Гончарова, К.Н. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К.Н. Гончарова. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2020. – 55 с. - ISBN 978-5-222-34484-2.
Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – Москва: Изд-во Педагогика, 1973. – 143 с.
Онишкова, А. М. 100 нейроигр и упражнений на развитие моторики и сенсорики для детей 3-7 лет / А.М. Онишникова. – Москва: Изд-во Феникс, 2024. – 53. - ISBN978-5-222-42174-1
Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я. Семаго. Москва: Изд-во Айрис, 2007. – 112 с. - ISBN 978-5-8112-1243-9.
Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей нейропсихологические игры / Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2020. – 60 с. ISBN 978-5-222-33304-4.