kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования» освещают вопросы результативного использования нейроигр на занятиях с дошкольниками.

Методические рекомендации представлены как результат, отражающий опыт работы педагога по внедрению нейроигр в образовательный процесс обучающихся дошкольного возраста.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей, применяющих на занятиях игровые технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования»


МБУДО «Дом детского творчества»


















Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования


(Методические рекомендации)













Автор-составитель:

Комарова Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования;




















Бийск, 2025










































Комарова Н.Н.

Методические рекомендации «Нейроигры – эффективное средство повышения качества

дошкольного образования».

МБУДО «ДДТ» г. Бийск Алтайского края, 2025



Методические рекомендации «Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования» освещают вопросы результативного использования нейроигр на занятиях с дошкольниками.

Методические рекомендации представлены как результат, отражающий опыт работы педагога по внедрению нейроигр в образовательный процесс обучающихся дошкольного возраста.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей, применяющих на занятиях игровые технологии.

Пояснительная записка

Обеспечение высокого уровня качества образования всегда было и будет одной из основных задач в МБУДО «ДДТ», поэтому в работе педагогов дополнительного образования ДДТ использование современных технологий и активных форм обучения является актуальным и приоритетным. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Задача каждого педагога  -  выбрать методы, средства и технологии обучения, наиболее оптимальные для построения и конструирования учебного процесса, и успешно применять их на занятиях.

На сегодняшний день существует большое количество педагогических технологий. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. В обучении детей дошкольного возраста широко применяются игровые технологии, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью и считается фундаментом всего дошкольного образования.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, повышающим познавательный интерес, возможностью для развития памяти, мышления и внимания, выработки речевых умений и навыков и, конечно же, усвоения новых знаний. Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.

Одним из инновационных методов, развивающим память, мышление и внимание, позволяющим добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности обучающихся, способствующим качественному усвоению знаний, являются нейроигры. Нейроигры  — это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Они помогают улучшить память, внимание, мышление и координацию движений у детей дошкольного возраста. Нейроигры могут стать отличным дополнением к традиционным методам обучения.

Основная цель предлагаемых методических рекомендаций состоит в оказании помощи педагогам-практикам и воспитателям, в частности в условиях учреждений дополнительного образования обучающихся и дошкольных образовательных учреждений, в плане эффективного использования нейроигр на занятиях с дошкольниками. Информация, представленная в разработке, может быть полезна и родителям детей дошкольного возраста.

Планируемые результаты от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования обучающихся и дошкольного учреждения:

- повышение мотивации обучающихся;

- развитие познавательной активности обучающихся;

- повышение качества образования.


  1. Роль нейроигр в учебном процессе


Главная цель нейроигр  — развитие высших психических процессов и стимулирование синхронизации работы полушарий головного мозга для повышения интеллектуального уровня.

Нейропсихологические упражнения и игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов, становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Они позволяют эффективно развивать не только когнитивные функции, но и эмоциональную сферу ребенка.

Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:

-    синхронизируется работа полушарий;

- повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость;

- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;

-   совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь.

Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, формированию пространственного восприятия и воображения; упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях ребенка.



  1. Примеры использования нейроигр на занятиях


В настоящее время предлагается множество различных игр для развития определенных аспектов мозговой деятельности обучающихся.

За два года применения нейроигр в образовательном процессе детского объединения нами разработана своя система использования некоторых игр на каждом этапе занятия.

Предлагаем варианты, которые часто применяем на занятиях и переменах.


  1. Игры для развития памяти.

Цель использования – вовлечение обучающихся в учебный процесс, развитие кратковременной и долговременной памяти, межполушарных связей.

И гра «Колпачки»

Цель игры – развитие кратковременной и долговременной памяти, зрительно-моторной координации, социальных и коллективных навыков.

Правила игры: Игровое поле с рисунками закрывается колпачками. Обучающиеся, по очереди открывая колпачки, должны найти пары одинаковых рисунков. Игрок, у которого совпали изображения, забирает себе колпачки. Обучающийся, собравший большее количество колпачков, становится победителем.

Рекомендуем эту игру проводить на переменах, так как она способствует развитию дружеских отношений и сплочению детского коллектива.

И гра «Что пропало?»










Цель игры – развитие произвольной зрительной памяти, формирование умения запоминать количество и местонахождение предметов.

Правила игры: Обучающимся предлагается рассмотреть ряд картинок и запомнить их последовательность. Затем обучающиеся закрывают глаза, а педагог убирает одну из картинок и выравнивает нарушенный ряд. Обучающиеся должны вспомнить, какую картинку убрали и ее место в ряду.

Рекомендуем начинать знакомство с этой игрой с небольшого количества картинок (3-4), затем постепенно увеличивая.

Игру можно использовать на этапе занятия «Целеполагание и мотивация познавательной деятельности» для определения темы и цели занятия.

И гра «Прятки»

Цель игры – развитие произвольной зрительной памяти, формирование умения запоминать количество и местонахождение предметов.

Правила игры: Обучающимся предлагается рассмотреть ряд картинок и запомнить их расположение. Затем обучающиеся закрывают глаза, педагог переворачивает карточки изображениями вниз и просит назвать, что было изображено на второй, третьей и т.д. картинке.

Рекомендуем начинать знакомство с этой игрой с небольшого количества картинок (3-4), затем постепенно увеличивая их число.

Игру можно использовать на различных этапах занятия.

И гра «Домик»

Цель игры – развитие произвольной зрительной памяти, концентрации внимания, мелкой моторики.

Правила игры: Обучающимся предлагается рассмотреть изображения на карточке, запомнить расположение фигурок и их цвет. Педагог карточку переворачивает и просит обучающихся подобрать фигурки по цвету, найти для каждой фигурки своё окошечко и установить её там.

Игру можно использовать на различных этапах занятия.

И гра «Танец»


Цель игры - развитие кратковременной и долговременной памяти, зрительно-моторной координации, социальных и коллективных навыков

Правила игры: Обучающиеся встают в колонну друг за другом. Обучающийся, стоящий последним, придумывает танцевальное движение и показывает его впереди стоящему, тот тоже придумывает свое движение и показывает стоящему впереди него уже два движения и так далее. Обучающийся, стоящий впереди колонны, должен повторить танец полностью.

Рекомендуем эту игру проводить на физминутках или переменах.

  1. Игры на развитие внимания.

Цель использования – вовлечение обучающихся в учебный процесс, развитие концентрации и внимания, межполушарного взаимодействия.

Игра « Нейродорожки»








Цель игры – развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики рук.

Правила игры: Нейродорожка располагается перед обучающимся, по заданию педагога нужно пройти ее при помощи рук.

Вариант 1: Обучающийся одной рукой ведет по точкам, другой хлопает по ладошкам такого же цвета, что и точка.

Вариант 2: Обучающийся двумя руками хлопает по кругам такого же цвета, как квадраты.

Вариант 3: Обучающийся двумя руками одновременно сначала указательными пальцами дотрагивается до кругов, затем кулаки ставит на такие же круги рядом.

Вариант 4: Обучающийся раскладывает фигурки животных двумя руками одновременно в тарелочки такого же цвета, что и цвет животного.

Вариант 5: Обучающийся двумя руками одновременно на двух полях показывает одинаковые цифры по порядку.


Рекомендуем использовать нейродорожки в качестве физминутки для снятия напряжения, а также перед занятием для активизации внимания обучающихся.


В Приложении представлены другие варианты игры.


  1. Игры для тренировки пространственного мышления

Цель использования - развитие зрительно-пространственной организации движений, межполушарных связей, координации движений.

Данные игры рекомендуем использовать на любом этапе занятия, так как они помогают улучшить навыки визуализации, координации движений и ориентации в пространстве.


Игра «Тянучки на ручки»


Цель игры – развитие мелкой моторики; закрепление знания цветов, счета; умение выполнять задания по образцу; развитие координации движений; запоминание названий пальцев; формирование пространственной ориентации (вправо-влево, вверх-вниз).

Правила игры: Обучающийся должен правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы в соответствии с образцом на карточке.


И гра «Ухо – нос – хлопок»

Цель игры - развитие реакции и улучшение координации движений.

Правила игры: Обучающийся левой рукой берется за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпускает ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук «с точностью до наоборот».

Игра «Создай

узор»


Цель игры - развитие пространственного мышления, внимательности и усидчивости, формирование умения ориентироваться в пространстве.

Правила игры: На одном кубике представлены виды линий, на другом - цветные точки, которые нужно соединить на листе бумаги. Обучающийся должен бросать кубики, чтобы получить различные комбинации линий и точек, и соединять их в узоре.

И гра «Парикмахер»

Цель игры – развитие моторных навыков, координации движений и воображения.

Правила игры: Обучающийся кидает кубик, на котором изображены различные виды линий. Затем игроку нужно двумя руками одновременно «выпавшую» на кубике линию нарисовать на карточке с изображением человеческого лица.


Игра «Сложи мячи в корзину»

Цель игры - развитие пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентированию в пространстве.

Правила игры: Обучающийся подбрасывает воздушный шар и складывает мячи в корзину, при этом воздушный шар не должен упасть на пол.


Заключение


Нейроигры для детей дошкольного возраста представляют собой мощный инструмент в руках современных педагогов, позволяющий в игровой форме развивать умственные способности детей. Они способствуют не только учебному, но и эмоциональному, социальному и физическому развитию дошкольников.

Чтобы добиться качественного усвоения знаний, чтобы образовательный процесс был максимально эффективным, нейропсихологические упражнения можно применять на любом из этапов занятия.

Использование нейроигр в дошкольном образовании может значительно облегчить процесс обучения и подготовить детей к школьным задачам, а также помочь в формировании основ для успешного будущего.

По итогам внедрения нейроигр в образовательный процесс нашего детского объединения прослеживается положительная динамика: при анализе итоговых диагностик за 2 года выяснено, что количество обучающихся с высоким уровнем усвоения программного материала увеличилось в среднем на 7%.








Список рекомендуемой литературы


  1. Гончарова, К.Н. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К.Н. Гончарова. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2020. – 55 с. - ISBN 978-5-222-34484-2.

  2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – Москва: Изд-во Педагогика, 1973. – 143 с.

  3. Онишкова, А. М. 100 нейроигр и упражнений на развитие моторики и сенсорики для детей 3-7 лет / А.М. Онишникова. – Москва: Изд-во Феникс, 2024. – 53. - ISBN978-5-222-42174-1

  4. Праведникова, И.И. Нейропсихология / И.И. Праведникова. – Москва: Изд-во Айрис-Пресс, 2017. – 112 с. - ISBN: 978-5-81-126514-5.

  5. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я. Семаго. Москва: Изд-во Айрис, 2007. – 112 с. - ISBN 978-5-8112-1243-9.

  6. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей нейропсихологические игры / Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2020. – 60 с. ISBN 978-5-222-33304-4.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Нейроигры – эффективное средство повышения качества дошкольного образования

Автор: Комарова Наталья Николаевна, Жураховская Людмила Юрьевна

Дата: 06.05.2025

Номер свидетельства: 669417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства