kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-методическая публикация «Проектная деятельность в детском саду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая публикация «Проектная деятельность в детском саду»»


Детский сад № 43 «Чебурашка» - филиал АН ДОО «Алмазик»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Проектная деятельность в детском саду»






Воспитатель:

Осипова М.Ф.




















2020 г.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Существует довольно много различных трактовок понятия «проект». Во многих из них можно выделить инвариантную часть, относящуюся к иннова­ционному педагогическому проекту.

Инновационный педагогический проект предполагает ограниченную во вре­мени педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в практике образования (отдельной педагогической системы или ее элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возмож­ными расходами, ресурсами и специфической организацией.

Результатом проектной деятельности является разрешение противоречия, проблемы или затруднения в практике образования, оформленное в виде про­дуктов деятельности.

В частности, в качестве цели может выступать развитие определенных по­зитивных свойств личности ребенка или группы детей.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:

  1. Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).

  2. Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).

  3. Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).

  4. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

  5. Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).

  6. Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).

  7. Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности).

Как оформить проект?

Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной этап. Ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед; рассмотрение картин и беседы по их содержанию; работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); проведение занятий; проведение мероприятия; прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; рисование с детьми на … тематику; создание и презентация.

Заключительный этап. Анализ результатов проекта.

Тема проекта. Название проекта, отражающее лаконичную формулировку способа разрешения проблемы (или проблемной ситуации, противоречия или затруднения) в практике образования.

Вспомогательные вопросы, ориентированные на то, чтобы помочь раскрыть содержание темы проекта: Как называется проект? Чему посвящен проект? В чем суть преобразований в практике? Что предполагаете разработать? Какой прогрессивный опыт будете создавать?


  1. титульный лист.

Титульный лист является первой страницей проекта и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного учреждения. В среднем дается название проекта (без слова «тема» и кавычек). Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким. Далее указываются фамилия, инициалы, должность руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы.

  1. оглавление.

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

  1. пояснительная записка.

Структура пояснительной записки к инновационному педагогическому про­екту имеет несколько пунктов.

При проработке каждого пункта пояснительной записки настоящей памят­ки на рассмотрение берутся только те вопросы, которые помогают автору-разра­ботчику раскрыть и обосновать особенность своего проекта.

Проект создается, когда педагог фиксирует для себя проблемную ситуацию, проблему, противоречие или затруднение в практике образования (в данном случае мы целенаправленно не разводим эти понятия). Найденный педагогом способ устранения проблемы и отражается в проекте.

Педагогические проекты не есть самоценность. Для того чтобы иннова­ционный проект жил, давал эффективные результаты, его должны принимать педагоги, ученики, родители, педагогическая общественность, а это значит, важ­но суметь в устном и письменном виде обосновать перед участниками образо­вательного пространства свои идеи, выделить основные аспекты опыта, пока­зать его привлекательность и результативность, представив их в тексте проекта.

В этой части обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основание проблемы, указывается интеграция образовательных областей, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна.

Актуальность проекта. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости работы и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике. Здесь педагогу желательно ответить на вопрос, что не устраивает его в обра­зовательном пространстве в целом, в учебно-воспитательном процессе в ДОО, какие особенности в состоянии детей его волнуют больше всего.

Педагогу важно определить, почему он решил создать свой педагогический проект, на разрешение какого конкретного противоречия, про­блемы или затруднения в практике направлен проект.

Какие и чьи потребности будут удовлетворяться этим проектом? Кто потенциальные потребители проекта (возраст, пол, социальное положе­ние, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?

Идея проекта: с разных сторон даем характеристику авторской пози­ции. В ней объединены ответы на вопросы: какая идея положена в основу педа­гогического проекта? Как будет реализовываться идея? В чем состоят автор­ская точка зрения, авторский подход или замысел? За счет чего разработчик проекта хочет добиться успеха?

Чем более конкретно педагог ответил на вопрос, что не устраивает его в пространстве образовательного учреждения, тем плодотворнее будет второй этап, связанный с поиском ведущей идеи, авторского подхода, формулирова­нием авторской точки зрения. Ключевой вопрос этого этапа: что предлагает педагог как автор проекта для решения выделенной им проблемы?

Педагог должен написать и о том, какого результата в своей деятельности он хочет достичь. При написании этого могут помочь сформулированные в пас­порте цель и задачи проекта.

Педагогическая задача может быть представлена как зада­ние, формулируемое педагогом и направленное на развитие определенных по­зитивных свойств личности ребенка или группы детей. Задачи подразделяются на собственно педагогические и функционально-педагогические.

Собственно педагогические задачи (СПЗ) связаны непосредственно с изме­нением личности ребенка, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости, например, рас­ширении представлений о чем-либо, приобретении положительного опыта проект­ной деятельности, влияющей на развитие определенных компетенций лич­ности ребенка.

Функционально-педагогические задачи (СПЗ) связаны с выбором или раз­работкой форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач (СПЗ). Например, средством для развития мелкой моторики рук являют­ся «пальчиковые» игры. Сказкотерапия, как форма организации деятельности детей может повлиять на уменьшение агрессивности отдельных детей.

Важно ответить и на вопрос: в чем состоит прогнозируемый результат от внедрения его проекта? Какую образовательную цель педагог-проектировщик намерен получить в процессе выполнения проекта? Какие изменения в детях могут произойти в результате проектной деятельности, и как педагог будет их фиксировать? С помощью чего он будет определять, эф­фективен ли его проект? Достигаются ли планируемые результаты в «прираще­нии» личностных качеств воспитанников?

При описании прогнозируемого образовательного результа­та желательно выделить разные стороны развития личности ребенка: его эмоцио­нальной сферы, когнитивной деятельности, определить своеобразные «ступеньки» личностного роста.

Определив «ступеньки роста» воспитанников, можно переходить к следующему -показать то, как будет проходить деятельность ребенка, в какой последователь­ности, за счет чего будет осуществляться его мотивация? Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации деятельности учащихся помогут педаго­гу достичь поставленной цели? Какие идеи есть у педагога?

Новизна иннова­ционного проекта. Главное в данном случае - раскрыть, в чем конкретно состоит оригинальность, особенность проектной разработки автора.

Какие в процессе реализации проекта внедряются новые идеи, методы, способы, приемы, техники, технологии?

Желательно сравнить с существующими традиционными и другими разра­ботками коллег-педагогов по схожей проблематике. При сравнении важно вы­делить то, что педагог, осуществляющий инновационный проект, привносит отличающего его идею или подход от традиционного подхода, от подходов других разработчиков.

По сути, педагогу желательно описать свой вклад в решение определенной им на первом этапе проблемной ситуации, проблемы, противоречия или затруднения.

Немаловажным моментом является соотнесенность проектной деятельнос­ти с программой развития образовательного учреждения или образовательной программой, с рекомендуемыми педагогическими технологиями для наиболее эффективного достижения цели программы развития ОУ.

Адресация проекта: Выявление круга возможных потребителей данного проекта. Например, проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, т.е. кому предназначен проект?

Участники проекта: Активными участниками могут быть педагоги, дети, родители, которые осуществляют проектную деятельность: А) Кто осуществляет деятельность на этапе разработки, запуска, выполнения проекта с указанием выполняемых функций, раскрывающих организацию деятельности? Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, педагог по ИЗО, специалисты учреждений дополнительного образования, представители социума. Пассивные участники - дети, родители. Б) На кого рассчитан проект?

Кому предназначен проект?

Цель проекта: Мысль о будущем результате, к чему мы должны прийти с детьми в итоге работы над проектом, т. е. ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в участниках проекта, появившихся благодаря реализации проекта. Например, формирование у детей эстетического отношения к при­роде, произведениям изобразительного искусства, расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства …, формированию …, воспитывать …., расширить знания о …; научить … Т. е. что должно быть изменено, чтобы устранить сущест­вующую проблему (проти­воречие или затруднение в практике образования)?

Задачи проекта: От формулировки цели необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Задачи – это объединяющая совокупность мероприя­тий, направленных на устранение причины существования проблемы. Т. е. какие шаги необходимо сделать, чтобы получить ожидаемый результат, дос­тичь цели, решить проблему? Как можно устранить при­чины существования про­блемы?

(Количество задач опреде­ляется количеством причин, на которые может повлиять разработчик проекта). Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить..., выявить…, создать… и т.п.). Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по …; провести цикл занятий и мероприятий по теме; организовать выставку детских рисунков; ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике; разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с …; подготовить совместными усилиями детей и родителей …; систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …: провести заключительное мероприятие ….

Сроки: указать сколько недель (месяцев).

  1. Описание проекта

Тип проекта:

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Условия реализации проекта. Как известно, обязательным условием при формировании учебного плана является соблюдение допустимой нагрузки. Для этого в учебном плане и пояс­нительной записке указывается количество занятий в инвариантной и вариа­тивной части, время, отведенное для перерыва между занятиями.

На данном этапе важно раскрыть границы применения проекта. Педагог-автор отвечает на типовые вопросы: какие особые условия необходимы для достижения прогнозируемого результата? Какие требуются ресурсы? Требует­ся ли дополнительная материально-техническая база и, если да, то какая имен­но? Какая помощь необходима со стороны администрации ОУ, представителей науки, родителей, чтобы эффективно работать в рамках данного проекта? Тре­бует ли работа по созданию научно-методических материалов, сопровождаю­щих проектную деятельность, и каких именно?

Требуется ли особая дополнительная подготовка родителей, педагогов для работы в рамках данного проекта?

Существуют ли риски, возможные потери при осуществлении проектной деятельности и каковы могут быть способы компенсации при их устранении? Какие могут существовать препятствия в достижении цели (те события или явления, которые не зависят от педагога, и могут помешать достижению цели)? Как можно устранить эти препятствия?

Какими ресурсами и возможностями располагает проектировщик? Какие идеи и предложения в конкретных условиях ОУ могут оказаться наиболее подходящи­ми? Какие дополнительные ресурсы нужны для проекта? Каковы требования к на­учным исследованиям и разработкам для успешной реализации проекта?

Какой уровень кооперации предполагается в ходе работы над проек­том? Какой квалификацией должны обладать работники при освоении ими про­ектных предложений?

Каковы основные расходы в связи с реализацией настоящего проекта?

Если продукт проектной деятельности будет представляться на рынке, то, как это будет осуществлять PR, рекламу и другую необходимую деятельность? Планируется ли организовать сбыт, продажу и как?

Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.

Участники проекта:

Предполагаемый продукт проекта: Что будет создано педагога­ми, учениками, родителями, другими участниками про­ектной деятельности при решении задач проекта? Продукты деятельности педагогов: методи­ческие рекомендации, статьи, сценарии занятий, дидактические разработки, автор­ские пособия и др.

Продукты деятельности учащихся: создан­ные задачники, презентации, словари, ви­деоролики, сценарии, программы, мероприя­тия, рисунки, поделки, коллекции, тексты сочиненных сказок, рабочие тетради и пр. продукты деятельности других участников: выпуск газеты, изготовление костюмов, создание видеофильма, изготовление фотоальбома и пр.мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с …; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.


  1. заключение.

Нижеприведенные вопросы обычно предназначаются для личностного раз­вития педагога и поэтому они не входят как обязательные в описание проекта. Обращены они к внутреннему «Я» педагога и помогают ему раскрыть получен­ные им и учениками субъектные приращения в развитии.

Что больше всего Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хоте­ли улучшить, если бы работу над проектом Вы бы начали заново? Есть ли недо­статки в проекте, которые бы Вы хотели исправить?

Приобрели бы Вы сами полученное в ходе проектной деятельности и пред­лагаемое на образовательный рынок изделие? Воспользовались бы своим предложением?

Хотели бы Вы, чтобы потребители знали автора?

  1. список литературы и интернет сайтов.

После заключения принято помещать список использованной литературы и Интернет сайтов.

  1. приложения.

Подробная информация, которая может пригодиться при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми (методические рекомендации, конспекты, беседы, консультации, подборки стихов и др.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения могут быть разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шрифтом в круглые скобки.

Все страницы проекта должны быть пронумерованы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-методическая публикация «Проектная деятельность в детском саду»

Автор: Осипова Марина Федоровна

Дата: 12.12.2022

Номер свидетельства: 619925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства