НАСТАВНИЧЕСТВО – КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ДОУ
НАСТАВНИЧЕСТВО – КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ДОУ
Статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольного образовательного учреждения. Профессиональное становление молодого педагога – сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле. Одним из наиболее продуктивных методов решение этой проблемы является Наставничество. Благодаря наставничеству молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НАСТАВНИЧЕСТВО – КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ДОУ »
НАСТАВНИЧЕСТВО – КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
В.Н. Васильева
И.П. Артюх
Научный руководитель Е.Н. Мусаелян
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет/Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28, Белгород
Аннотация: Статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольного образовательного учреждения. Профессиональное становление молодого педагога – сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле. Одним из наиболее продуктивных методов решение этой проблемы является Наставничество. Благодаря наставничеству молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень.
Феномен наставничества как значимое социально-педагогическое явление, представляет особый интерес в плане исследования его развития и сохранения самоценности традиционных социокультурных оснований.
Анализ научно-педагогических источников свидетельствует, что вопрос профессионального становления молодого педагога привлекал внимание известных педагогов ещё в XIX веке (Н.Н. Булич, Н.А. Корф, Л.Н. Модзалевский, С.А. Рачинский, Д. И. Тихомиров, К.Д. Ушинский и др.) Сущность понятия «наставничество» раскрыта в трудах С. Г. Вершловского, С.Я. Батышева, Л.Н. Лесохиной, В.Г. Сухобской и др. [2]
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, материально-техническое обеспечение образовательного процесса помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому проведение систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия, друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций наставник предлагает различные варианты их решения, в педагогической деятельности способствует развитию у молодого специалиста познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы. При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать больше о ребенке и установить доверительные отношения с детьми и в дальнейшем завоевать любовь к детям и уважение их родителей.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта, играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого педагога. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные качества, которыми должен обладать педагог, такие как: умение мобилизировать себя; навыки произвольного внимания; умение грамотно и логично излагать свои мысли; навыки эффектной коммуникации и конструктивного общения; владение игровыми приемами.
Исследования предусматривает, что наставничество будет способствовать профессиональному становлению молодого педагога, если: осуществляется целенаправленная подготовка управленческих и педагогических работников для наставнической деятельности; наставническая деятельность выстраивается поэтапно, в соответствии с логикой проектирования динамики профессионального становления молодого педагога в сфере самообразования; при реализации наставнической деятельности создается.
С.Я.Батышев, конкретизируя задачи и функции наставничества, подчеркивает, что «важной методологической проблемой является определение путей и средств формирования личности учащегося в духе общественных потребностей и идеалов, выявление влияния условий окружающей жизни, выяснение их особого воздействия на личность учащегося, их единство и различие в формировании личности». [1.-с. 31-50,133-152]
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную профессиональную культуру в дошкольных образовательных учреждениях и становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива, также помогает повысить профессиональную компетентность молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность. Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь. Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в себе самом. Но и помощь наставника поможет молодому педагогу в этом. Литература:
2. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
3. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Проблемы готовности молодых учителей к инновационным процессам в образовании // В сб.статей: Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. -Ульяновск, 1998.
4. Кричевский В.Ю. Директор школы и молодой учитель//Народное образование. 1998. - №1. - С.71-75.
6. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.
7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Книга для учителя. М., 1992. - 124 с.
8. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. -М., 1999 Столяр И.Г. Педагогические основы наставничества. В кн.: Рабочая книга наставника. М.,1984. С.77-122. Ходаков А.И. Мастерам и наставникам педагогические знания. -Л.: Знание, 1978, с.З.
9. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. — М., 1981. — 120 с.