kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наставничество как форма повышения профессиональной компетенции молодых педагогов в мадоу "детский сад №393"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрывается особенности работы с молодыми педагогами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как форма повышения профессиональной компетенции молодых педагогов в мадоу "детский сад №393"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №393"









НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №393"






Заместитель заведующего по

воспитательно-методической работе:

Стеньшина Наталья Евгеньевна, 89103840164









Нижний Новгород, 2022г

Аннотация. В работе раскрыта модель наставничества, нормативно-правовое сопровождение деятельности, методы и приемы работы с начинающими педагогами.

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)


В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Для эффективной организации образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Целесообразность и практическая значимость состоит в том, что при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства и самовыражения. Актуальность данной темы подчеркивается в нормативных документах:

  • Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования к педагогу.

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. (ст.28, 47, 48. 2. )

  • Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций"

  • Распоряжение Правительства РФ  от 29 ноября 2014 года № 2403-Р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" и от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».

  • Национальный проект «Образование»: «Молодые профессио-налы», «Учитель будущего»

Цель работы: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:
- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации образовательной деятельности.

-создание условий для повышению квалификации педагогических работников МАДОУ, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

-оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений педагогических работников, в отношении которых осуществляется наставничество;

-активизация участия молодых специалистов в профессиональных конкурсах;

-создание канала эффективного обмена профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной деятельности.

Чтобы создать систему наставничества в нашем дошкольном учреждении, мы действовали поэтапно.

Этап 1. Организация нормативного сопровождения. Были разработаны следующие документы: "Положение о системе наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад №393»", приказ МАДОУ "Детский сад №393" "О назначении наставников", Положение о творческой группе "Молодые специалисты", Годовой план на 2022-2023 уч.год, Программа наставничества в МАДОУ "Детский сад №393, индивидуальный план траектории наставничества молодого педагога, мониторинговые документы (Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога, оценочная шкала самоанализа  педагогического мастерства, Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов).

Модель наставничества в МАДОУ "Детский сад №393"

Заместитель заведующего (наставник) - "Молодой педагог"

Традиционная модель "Один на один"





Скоростное наставничество

(флэш наставничество)



Заместитель заведующего, воспитатели (наставники) - "Студенты Нижегородского Губернского колледжа"







Виртуальное наставничество

Наставник - педагог - "Молодой педагог"







Этап 2. Продумали систему мотивации и стимулирования наставников. Разработали положение о материальном стимулировании наставников. На педагогическом совете обсудили показатели эффективности педагога, тесты по самооценке, программу наставничества и другие нормативные документы.

Этап 3. Сформировали пары "наставник – подопечный". Для этого был проведен анализ кадрового состава.

Дифференциация педагогов по квалификационной категории

Дифференциация педагогов по возрастному цензу

Этап 4. Организация методического сопровождения деятельности пар. Разработаны формы плана и отчета по работе наставника с начинающим педагогом, бланки контроля качества обучения подопечного.

Этап 5. Организация индивидуального сопровождения деятельности наставников. Проведены консультации, мастер-классы, видео встречи, просмотры видео занятий, встречи наставника и подопечного.

Раскроем содержание Программы наставничества. Были выделены следующие направления работы:

I направление. Стажировка. Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Работа в рамках моделей "Заместитель заведующего (наставник) - "молодой педагог" и "Заместитель заведующего, воспитатели (наставники)-"Студенты НПК" включает в себя: беседу-знакомство с начинающими педагогами  для определения направлений работы, изучение нормативно-правовой базы, ведение документации;  знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя; создание базы данных о начинающих педагогических работниках; анкетирование с целью изучения затруднений педагога в организации педагогического процесса; диагностика изучения методических потребностей педагогов.

Работа Модели: "Наставник - педагог - "Молодой педагог" включает в себя: стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника; демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей; подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми; консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др. 

Психолого-педагогические аспекты адаптационного

периода начинающих воспитателей


Заместиель заведующего - молодой специалист

Психолог - Молодой специалист –

Коллега- Молодой специалист

- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом

- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у педагогического коллектива, детей и их родителей

- оказание поддержки со стороны коллег, принятие начинающего воспитателя


II направление. Вхождение в профессию.

Содержание работы "заместитель заведующего - "молодой педагог".

На этом этапе предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Используем активные методы: теоретические семинары (доклады, сообщения); семинары-практикумы; деловые игры; обсуждение открытых мероприятий; педагогические советы; обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению; разнообразные выставки, отчеты по самообразованию; творческие группы; методические объединения, индивидуальные консультации, посещение мероприятий опытных педагогов с целью наблюдения и последующим анализом., "творческая мастерская" (молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет- ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты). Для эффективной работы была создана группа в Viber "Детский сад №393", где решались разнообразные вопросы.

Работа "педагог-наставник" -"Молодой педагог" включает в себя: "работа в парах" при проведении занятий, просмотры видео занятий и их обсуждение через видеоконференции в Zoom, решение "образовательных кейсов", проходили заседания творческой группы, решение проблемных педагогических ситуаций, организация самостоятельной работы по заданию наставника «Портфолио» педагогического работника. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. Именно на этом этапе и важна оценка наставником.

III направление. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога. В этот период происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, родителями и коллегами.  Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством "наставник" мотивирует наставляемых на участие в творческой деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. На этом этапе привлекаем молодых специалистов к участию в открытых районных мероприятий, методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; подготовке и участию в проведению педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.

IV Направление. Анализ результатов работы.

Работа включает в себя: оценку деятельности воспитателя с детьми, родителями; выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности» (в ходе оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, индивидуальных планов работы, вклад в реализацию задач учреждения); самоанализ своей деятельности за прошедший год и определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом.

Достижениями эффективности системы методической работы по повышению профессиональной готовности молодых педагогов считаем:

1. Повышение профессионального уровня педагогов (снижение количества педагогов с СЗД 7%, увеличение первой категории 47%, вступили в должность еще 7% педагогов). Уменьшилась текучесть кадров среди молодых воспитателей. За период 2020-2022 г.г. никто из молодых специалистов не уволился, они стали ощущать себя значимым «звеном» в образовательном процессе.

2. Трансляция молодыми специалистами своего опыта работы:

- РМО воспитателей младшего дошкольного возраста с темой: "Развитие мелкой моторики кисти руки у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии", 2021 г.

-РМО воспитателей, курирующих вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с темой " Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом"

- выступления на педагогических советах - 3 педагогов.

3. Участие в конкурсах профессионального мастерства (районный конкурс фотоколлажей "Мир образов наставничества" (1 место), региональном конкурсе среди педагогов дошкольных образовательных учреждений «Педагог года -2019» (участие и 1 место).

Данный опыт работы был обобщен и опубликован на образовательном сайте "копилка уроков" по теме " Наставничество и профессиональный рост педагога как инструмент повышения качества образования", 2022г., а также в во Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества", 2022 .

В заключении хочется отметить, что Наставник это секретное «оружие» самых успешных людей планеты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стеньшина Наталья Евгеньевна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства