kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкотерапия в работе учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия в работе учителя-дефектолога»

Использование музыкотерапии в работе учителя-дефектолога.


Цель: развитие творческой активности детей посредствам синтеза слухового и музыкального восприятии.

Задачи:

-создание положительного эмоционального фона

-снятие фактора тревожности

-создание ситуации успех

-Развитие и коррекция сенсорных процессов

Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка. Ученые доказали, что под действием классической музыки уже после 5 минут слушания у детей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Утончая восприятие музыки, звука, используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя. Музыка влияет на настроение, концентрацию и способность к обучению.

Музыкотерапия— это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Эта методика позволяет раскрыть внутренний потенциал ребенка; способствует повышению уровня его самооценки; развивает социальные навыки.

Занятие музыкотерапией дает возможность ребенку улучшить свою память, развить мышление, восприятие, внимание, развить навыки рефлексии. Музыкотерапия может применяться как в условиях коррекционного, так и инклюзивного образования.

Зачастую большие трудности возникают при работе с детьми-инвалидами и детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Для таких детей характерны психическая неуравновешенность, раздражительность; несобранность, неорганизованность, нестабильность настроения; тревожность, замкнутость; робость, застенчивость или агрессивность и повышенная эмоциональность.

Задачами музыкотерапии являются:

·     преодоление агрессивных и других негативных качеств обучающихся;

·     получение материала для диагностики развития личности;

·     установление контакта с ребенком и со сверстниками;

·     развитие самоконтроля и рефлексивных способностей ребенка;

·     концентрация внимания учащихся на собственных ощущениях  и  чувствах;

·     развитие творческих способностей дошкольников; создание ситуации успеха.

В процессе занятий музыкой, пением и игрой на музыкальных инструментах у детей с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата. Музыкотерапия выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые творческие потребности и способы их удовлетворения, исправляет отклонения в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

Музыкотерапию можно применять как в индивидуальной, так и групповой работе; как самостоятельное направление и как дополнение к другим методикам образования и воспитания. При этом важным моментом является то, что для занятий музыкотерапией не требуется длительная специальная подготовка.

Музыкотерапия является средством оптимизации творческих сил дошкольников в работе учителя-дефектолога. Она утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать и активизировать процесс личностного развития человека в условиях современной общественной жизни и является методикой преодоления различных психологических трудностей в образовательном процессе.

Педагогическую музыкотерапию для детей можно проводить в достаточно свободных формах: пассивной, активной, интегративной.

Пассивная музыкотерапия отличается тем, что ребенок в процессе воздействия музыки занимает лишь позицию слушателя. Учитель-дефектолог предлагает дошкольникам прослушать различные музыкальные произведения, либо вслушиваться в звучания, отвечающие его состоянию.

Активные методы музыкальной терапии основаны на включении детей в процесс исполнения на музыкальных инструментах и пение.

Интегративная музыкотерапия отличается тем, что в комплексе с музыкой используются возможности других видов деятельности. Это: рисование под музыку; подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация; создание рассказов и стихов.

В ходе использования педагогической музыкотерапии в процессе обучения и коррекции, дети начинают чувствовать друг друга, что создает обстановку взаимопонимания, единения, каждый ребенок осознает свою уникальность и неповторимость, у него развивается нестандартное мышление и уверенность в себе. Все это позволяет говорить об огромных возможностях воздействия музыки на личность ребенка.

В заключении хочется отметить, что музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. К тому, что могло бы подпитать, поддержать и дать вдохновение. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.


СПИСОК  КЛАССИЧЕСКИХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ДЛЯ  РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО  СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ

 

ДЛЯ  ОБЩЕГО  УСПОКОЕНИЯ 

  • «Симфония  №  6», «Ноктюрн соль-минор»  Л.ван  Бетховен,

  •  «Детский альбом», «Адажио» В.А. Моцарт,

  • «Колыбельная»  И. Брамс, 

  • «Аве  Мария»  И.С. Бах – Ш.Ф. Гуно, 

  • «Песни  без  слов»  Ф.  Мендельсон,

  • «Аве Мария» Ф. Шуберт,

  • «Мазурки» и «Прелюдии» Ф. Шопен,

  • «Вальсы» И. Штраус,

  • «Свет луны» К. Дебюсси.

ДЛЯ  ПРЕОДОЛЕНИЯ  ТРЕВОГИ  И  НЕУВЕРЕННОСТИ 

  • «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарт,

  • «Вальсы» И.  Штраус, 

  • «К  Элизе», «Симфония №6, часть 2», Л.ван  Бетховен,

  • «Аве Мария» Шуберт,

  • «Лебедь» К. Сен-Санс,

  • «Ноктюрн» К. Дебюсси.

ДЛЯ  УМЕНЬШЕНИЯ  РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ 

  • «Чакона», «Итальянский концерт», «Кантата №2» И.С.  Бах, 

  • «Лунная  соната»  «Симфония ля-минор» Л.ван Бетховен, 

  • «Турецкое  рондо» В.А. Моцарт,

  • «Ариетта»  А. Скултэ,

  • «Симфония» Й. Гайдн,

  • «Музыка на воде» Г.Ф. Гендель.

ДЛЯ  СНЯТИЯ  НАПРЯЖЕННОСТИ  В  ОТНОШЕНИЯХ  С  ДРУГИМИ  ЛЮДЬМИ

  • «Бранденбургский  концерт», «ХТК» «Кантата 21» И.С.  Бах,

  • «Симфония №4», «Свадебный марш» Ф. Мендельсон,

  • «Ноктюрн ре-минор» Ф. Шопен,

  • «Соната для фортепиано», «Квартет 5» Барток,

  • «Месса ля-минор» А. Брукнер.

ДЛЯ  СНЯТИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  НАПРЯЖЕНИЯ 

  • «Симфония  №  40»  В.А.  Моцарт,

  • «Венгерская  рапсодия  №  1»  Ф.  Лист, 

  • сюита  «Маскарад»  А.  Хачатурян, 

  • «Шутка»  И.С.  Бах,

  • «Прощание с Родиной» Полонез М.К. Огинский,

  • «Венгерская рапсодия-1» Ф. Лист,

  • «Юморески» А. Дворжак,

  • «Американец в Париже» Д. Гершвин.

ДЛЯ  ПОВЫШЕНИЯ  КОНЦЕНТРАЦИИ  ВНИМАНИЯ,  СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ 

  • «Времена  года», «Шестая симфония, часть №3» П.И. Чайковский, 

  • «Зима»,  «Осень»  А. Вивальди,

  • «Токката  и  фуга  ре  минор»  И.С. Бах,

  • «Увертюра Эдмонд» Л.ван Бетховен, 

  • «Дивертисмент №1», «Дивертисмент ре-мажор» В.А.  Моцарт,

  • «Утро» из «Пер Гюнта» Э. Григ,

  • «Прелюдия 1,опус 28», Ф. Шопен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкотерапия в работе учителя-дефектолога

Автор: Белоусова Нина Владимировна

Дата: 13.11.2025

Номер свидетельства: 677049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства