Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия в работе учителя-дефектолога»
Использование музыкотерапии в работе учителя-дефектолога.
Цель: развитие творческой активности детей посредствам синтеза слухового и музыкального восприятии.
Задачи:
-создание положительного эмоционального фона
-снятие фактора тревожности
-создание ситуации успех
-Развитие и коррекция сенсорных процессов
Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка. Ученые доказали, что под действием классической музыки уже после 5 минут слушания у детей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Утончая восприятие музыки, звука, используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя. Музыка влияет на настроение, концентрацию и способность к обучению.
Музыкотерапия— это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Эта методика позволяет раскрыть внутренний потенциал ребенка; способствует повышению уровня его самооценки; развивает социальные навыки.
Занятие музыкотерапией дает возможность ребенку улучшить свою память, развить мышление, восприятие, внимание, развить навыки рефлексии. Музыкотерапия может применяться как в условиях коррекционного, так и инклюзивного образования.
Зачастую большие трудности возникают при работе с детьми-инвалидами и детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Для таких детей характерны психическая неуравновешенность, раздражительность; несобранность, неорганизованность, нестабильность настроения; тревожность, замкнутость; робость, застенчивость или агрессивность и повышенная эмоциональность.
Задачами музыкотерапии являются:
· преодоление агрессивных и других негативных качеств обучающихся;
· получение материала для диагностики развития личности;
· установление контакта с ребенком и со сверстниками;
· развитие самоконтроля и рефлексивных способностей ребенка;
· концентрация внимания учащихся на собственных ощущениях и чувствах;
· развитие творческих способностей дошкольников; создание ситуации успеха.
В процессе занятий музыкой, пением и игрой на музыкальных инструментах у детей с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата. Музыкотерапия выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые творческие потребности и способы их удовлетворения, исправляет отклонения в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Музыкотерапию можно применять как в индивидуальной, так и групповой работе; как самостоятельное направление и как дополнение к другим методикам образования и воспитания. При этом важным моментом является то, что для занятий музыкотерапией не требуется длительная специальная подготовка.
Музыкотерапия является средством оптимизации творческих сил дошкольников в работе учителя-дефектолога. Она утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать и активизировать процесс личностного развития человека в условиях современной общественной жизни и является методикой преодоления различных психологических трудностей в образовательном процессе.
Педагогическую музыкотерапию для детей можно проводить в достаточно свободных формах: пассивной, активной, интегративной.
Пассивная музыкотерапия отличается тем, что ребенок в процессе воздействия музыки занимает лишь позицию слушателя. Учитель-дефектолог предлагает дошкольникам прослушать различные музыкальные произведения, либо вслушиваться в звучания, отвечающие его состоянию.
Активные методы музыкальной терапии основаны на включении детей в процесс исполнения на музыкальных инструментах и пение.
Интегративная музыкотерапия отличается тем, что в комплексе с музыкой используются возможности других видов деятельности. Это: рисование под музыку; подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация; создание рассказов и стихов.
В ходе использования педагогической музыкотерапии в процессе обучения и коррекции, дети начинают чувствовать друг друга, что создает обстановку взаимопонимания, единения, каждый ребенок осознает свою уникальность и неповторимость, у него развивается нестандартное мышление и уверенность в себе. Все это позволяет говорить об огромных возможностях воздействия музыки на личность ребенка.
В заключении хочется отметить, что музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. К тому, что могло бы подпитать, поддержать и дать вдохновение. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.
СПИСОК КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ