Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия как часть арттерапии для детей среднего возраста в ДОУ»
Музыкотерапия как часть арттерапии для детей среднего возраста в ДОУ
Игра «Понимаем свои эмоции»
Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо сначала разобраться в них. Эта игра помогает ребёнку разобраться, что он чувствует, и как это отражается на нём самом и людях вокруг.
Заранее подбираетя несколько музыкальных фрагментов, выражающих различные эмоции: радость, воодушевление («Ода к радости» Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Шостакович, «Юмореска» Дворжак, «Вальс цветов» Чайковский), грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Шопен, «Свет луны» Дебюсси, «Грёзы» Шуман, «Song from the Secret Garden»группы Secret Garden, «Грустный вальс» Сибелиус), злость, агрессия («Баба Яга» Чайковский, «Шторм» Вивальди), страх («Ночь на лысой горе» Мусоргский, «Плащ» Пуччини, «Итальянский концерт» Бах, «Смерть куклы» Чайковский, «Полёт валькирий» Вагнер).
Слушаем музыку вместе с ребёнком и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем и кричим «Ура!», кружимся в танце, шипим и машем руками, словно злобные кошки, дерёмся подушками, сворачиваемся калачиком в испуге. Если ребёнок не знает, что именно и как делать, подаю ему пример.
Надо стараться, чтобы движения были максимально эмоциональными и искренними.
По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее («Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Шуман, «Утреннее расположение духа» Григ).
Ритмическая игра «Зоопарк».
Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику, снимает эмоциональное напряжение.
В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродить медленно и неспешно, как слон; «плыть» по комнате, словно лебедь; рычать, как лев; прыгать, будто кенгуру.
Сказкотерапия под музыку.
Придумываю или выбираю готовую сказку, которая освещает нужный мне вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подбираю музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям.
Разыгрываю сказку вместе с детьми (ребенком), стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.
Арт-игра «Мы вместе».
Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.
Надо включить музыку Гайдна или Шопена и предложить ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соединить изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объяснить, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы ни были.
Некоторые дети охотно носят этот рисунок с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.
Арт-игра «Смешной страх».
Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.
Включаем «Симфонию 40» Моцарта и предлогаем ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ.
Теперь меняем музыку на «Шутка» Баха и дорисовываем пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь.
При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо разорвать.