В дошкольном детстве закладывается основа эстетического сознания, в связи, с чем просто необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно- ритмических занятий ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображения, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка. Музыкальные занятия в детском саду – источник особой радости. Именно здесь дошкольники познают красоту музыки, ее волшебную силу, в разнообразной музыкальной деятельности могут раскрыть свой творческий потенциал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально-эстетическое воспитание детей с ОВЗ»
Музыкально-эстетическое воспитание детей с ОВЗ
Шамбарова С.Е.
Музыкальный руководитель
Высшая квалификационная категория
ГБОУ ООШ №6 Структурное Подразделение
«Детский сад «Бабочка»
г.Новокуйбышевск
В дошкольном детстве закладывается основа эстетического сознания, в связи, с чем просто необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно- ритмических занятий ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображения, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка. Музыкальные занятия в детском саду – источник особой радости. Именно здесь дошкольники познают красоту музыки, ее волшебную силу, в разнообразной музыкальной деятельности могут раскрыть свой творческий потенциал.
Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, в преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах. Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов.
Свойства звука играют важную роль в развитии восприятия и формирования представлений дошкольников. С помощью игры на детских музыкальных инструментах можно развить и умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии, что предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Такую же важную роль играют знания названий музыкальных инструментов и обозначения их характерных свойств. А все это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Для малышей нужно искать дополнительные способы воссоздания музыкальной реальности, обязательно с использованием игровых моментов. Например:
«Прятки».
Детям предлагаю несколько иллюстраций. Необходимо угадать, какая песенка в них спрятана, а затем ее исполнить.
«Нарисуй песню».
Поинтересовавшись, какая песня больше всего нравится ребенку, прошу передать содержание любимой песни при помощи рисунка.
«Музыка для игрушки».
Перед ребенком раскладываю игрушки (например: зайчик, корова, медведь, птичка). Я исполняю музыкальный фрагмент на фортепиано и прошу ребенка подобрать игрушку. Сделав выбор, он объясняет, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Все музыкальные занятия заканчиваются сеансами релаксации. Под специально подобранную музыку с частотой 60 ударов в минуту дети учатся расслабляться, а также сосредоточиваться на создаваемых образах, фантазировать. Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость и др.), подтверждает, чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка. Реализация коррекционных задач с детьми с ОВЗ в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды музыкальной деятельности – это слушание, исполнительство (включающие пение, музыкально–ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах). Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: с ОНР, умственной отсталостью, ЗПР, аутизмом и др.
Интересные тексты песен и вокальных упражнений создают у детей радостное настроение, эмоционально обогащают, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.
Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью. В процессе музыкально – досуговой деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки. Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние дошкольников, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребенку себя комфортно и успешно.
Таким образом, занятия музыкой в процессе музыкально-эстетического воспитания детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Библиографический список:
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ под ред. Г.А. Волковой – СПб.: КАРО, 2005
Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. Текст : сборник статей под ред. Н. А. Ветлугиной. М : Изд-во Академ. пед. наук РСФСР, 1962.
Маркевич, ИД. Эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями средствами музыкально-ритмической деятельности [Текст]: метод, рекомендации /авт.-сост. ИД. Маркевич. - Мурманск: МОИПКРО, 2006.
Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей-инвалидов средствами музыкально-ритмической деятельности [Текст] / ИД. Маркевич // Вестник Поморского университета. - Архангельск: АПУ, 2006. - №6.