Цель программы:создание развивающей среды дошкольника на основе народной педагогики.
Задачи: развитие речи, памяти, мелкой моторики, музыкальных способностей, самовыражения, ориентации в пространстве, личностных ткачеств, позволяющих быть успешными в любой ситуации и воспитание терпения, чести, кротости, культуры общения в обществе и в семье, отцовства и материнства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
программа в области музыкального искусства «Подготовительный класс», направленная на эстетическое, физическое и музыкальное развитие дошкольников, является учебно-методическим документом, сформированным МБУ ДО «Ильинская ДШИ» на основе рекомендаций Минкультуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (приложение к письму Минкультуры от 21 ноября 2013 г. №191-01039/06-ГИ).
Образовательная программа «Подготовительный класс» обеспечивает гармоничное воспитание дошкольников в возрасте 5,6 лет. Полный курс обучения по программе - 2 года.
Педагогическая практика на протяжении многих тысячелетий показала, что народная система воспитания самая эффективная в физическом, духовном и творческом развитии ребёнка. Она даёт ребёнку самые важные качества для будущей жизни, таких как активность, ловкость, сообразительность, доброта, отзывчивость, помощь ближнему, развивает творческие и музыкальные способности. В детской традиционной культуре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, творческих возможностей, включает целую систему музыкально-поэтических жанров.
Цель программы.
Создание развивающей среды, способствующей музыкально-эстетическому воспитанию, развитию творческого потенциала, формированию духовно-нравственных качеств, высокой коммуникативной культуры ребёнка дошкольного возраста на основе лучших образцов народной традиционной культуры.
Задачи программы.
- Создать условия для адаптации и подготовки детей к обучению и освоению учебного материала.
Приобретение детьми в процессе освоения разных видов деятельности (пения, движения под музыку, игры на народных шумовых и музыкальных инструментах):
- положительного эмоционального опыта;
- умения слушать и слышать музыку:
- опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Формирование у детей:
- комплекса первоначальных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства;
- мотивации к дальнейшему обучению;
- бережного отношения к истокам народной культуры.
Воспитание:
- культуры общения в коллективе и в семье;
- уважительного отношения между женским и мужским началом;
- нравственных норм жизни и поведения;
- чувства милосердия, взаимопомощи, терпения, ответственности за себя и за ближнего, чувства патриотизма, материнства и отцовства, чести, кротости.
Развитие:
- ориентации в пространстве;
- самовыражения;
- музыкальных способностей;
- личностных качеств, позволяющих быть успешными в любой ситуации.
Содержание программы ориентировано на:
- создание эффективной системы развития, обучения и воспитания детей раннего возраста, обеспечивающей высокое качество эмоционально-личностной вовлечённости детей и их родителей в музыкальную культуру, на основе традиционной системы воспитания, предполагая возможность применения изученного музыкального материала народной мудрости в дальнейшей жизни;
- возможность пробудить генетическую память ребёнка к своим историко-культурным корням, заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности;
- развитие детей физически и умственно с упором на развитие речи, музыкального слуха, ритма, памяти, внимания, любознательности, воображения, мелкой моторики рук, общей координации движений.
- воспитание ребёнка в творческой атмосфере, в обстановке доброжелательности и педагогической требовательности;
- формирование навыка самостоятельно контролировать свою учебную деятельность и объективно оценивать свой труд.
Программа разработана в целях всестороннего художественно-эстетического развития и подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в первом классе ДШИ музыкального отделения по программе предпрофессиональной направленности.
Актуальность данной программы продиктована современной социокультурной ситуацией, требующей ранней социализации личности ребёнка, адаптации ребёнка в коллективе и необходимостью воспитания гармоничной нравственно-здоровой личности, обладающей чувством патриотизма.
Структура образовательной программы.
- график образовательного процесса;
- планируемые результаты освоения материала;
- учебный план;
- тематическое планирование учебных предметов;
- примерный репертуар;
- оборудование;
- список литературы.
II. График образовательного процесса.
Срок обучения программы для детей, поступивших в подготовительный класс по программе «Музыкально-эстетическое развитие» - 2 года. Первый год обучения предусматривает возраст детей 5 лет. Второй год обучения – возраст детей 6 лет. Возможен вариант обучения детей 6 лет, не прошедших 1 год обучения с пятилетками, сразу с детьми 6 лет 2-ого года обучения.
Дети, закончившие курс обучения в подготовительном классе, при поступлении в 1 класс, проходят прослушивание на общих основаниях.
Занятия «Подготовительного класса» начинаются с 1 октября, заканчиваются 30 мая. Учебный процесс включает в себя каникулярное время, в период годичного цикла учебного процесса. Каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
.
III. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы «Подготовительный класс».
Минимум содержания программы «Подготовительный класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности, приобретение музыкально-практических навыков и основ музыкально-теоретических навыков.
Результаты освоения программы в области музыкально-практических навыков:
- наличие у обучающего интереса к музыке, её прослушиванию, инструментальному и вокальному исполнительству;
- умение интонировать простые мелодии в доступном диапазоне;
- накопление разнообразного репертуара для исполнения в кругу семьи;
- умение распознавать и воспроизводить голосом знакомые мелодии;
- приобретение элементарных навыков игры в ансамбле на шумовых инструментах;
- наличие у ребёнка творческой активности, заинтересованности, веры в себя.
- элементарные теоретические понятия (тон, полутон, звуки и ноты, паузы, ключи, тактовая черта, размер, сильные слабые доли, темп, лад, тональность, тоника, интервал, аккорд, характер, образ произведения);
- иметь представление о навыках сочинительства;
- приобретение навыка определения на слух характера и направления движения мелодии, ступеней лада, интервалов, длительностей.
- умение сольфеджирования простых знакомых мелодий в групповом и сольном исполнении;
VI. Учебный план.
При реализации образовательной программы «подготовительный класс используется учебный план, рассчитанный на 2 года обучения по двум предметам: «Музыкально-практические навыки», «Сольфеджио и музыкальная грамота». Уроки проходят в один день, один за другим с перерывом в 10 минут.
На первом году обучения дети осваивают музыкально-практические навыки:
- развивают дыхательный аппарат – осваивают дыхательные упражнения;
- учатся ориентироваться в пространстве – водят хороводы, играют подвижные игры, пляшут.
- учатся самовыражению – играют ролевые игры, сказки, поют частушки сольно;
- учатся чисто интонировать – поют колыбельные песни, песни праздников годового круга.
- изучают музыкальную грамоту в сказочной форме:
– знакомятся с понятиями (клавиатура, расположению нот на клавиатуре, звук, нота, нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд, расположение нот на нотоносце);
- учатся писать ноты – на линейках, между линейками.
- определяют на слух - движение мелодии вверх и вниз, на одном звуке, низкие, высокие, средние звуки, октавы.
- знакомятся с понятиями - длительности звуков, пульс, ритм.
На втором году обучения:
- дети повторяют пройденный материал более глубоко, добавляя более сложный репертуар. Большее внимание уделяется пению, чистому интонированию, вождению хороводов, ролевым и театрализованным играм, творческим занятиям, с акцентом на самостоятельную работу.
Музыкальная грамота переходит от сказки к музыкальной терминологии;
Сказки с напевами: «Колобок», «Кораблик», «Песня волка».
Месяц
Музыкально-практические навыки
часы
Музыкальная грамота
часы
октябрь
Фигурные пальчиковые игры.
Дыхательные упражнения
Колыбельные песни.
Хороводы.
Подвижные игры
Осенние песни
0.5
0.5
0.5
0.5
1
1
Повторение нот на клавиатуре.
Запись звукоряда на нотоносце.
Пение гаммы.
Длительности.
Ритм. Размер.
0.5
1
0.5
1
1
ноябрь
Фигурные пальчиковые игры.
Дыхательные упражнения
Колыбельные песни пестушки, потешки.
Сказка с припевками
Подвижные игры
0.5
0.5
1
1
1
Закрепление нот на клавиатуре и нотоносце.
Интервалы м2, б2, м3, б3, ч4, ч5- на слух.
Шестнадцатые ноты,
Паузы.
Ритмический диктант
1
1
1
1
декабрь
Дыхательные упражнения
Колыбельные песни.
Рождественский вертеп
Музыкальные игры
0.5
0.5
2
1
Тон, полутон
Запись, пение устойчивых и не устойчивых ступеней.
Пение ступеней по ручным знакам.
Слушание интервалов
Ритмические фигуры.
0.5
1
0.5
1
1
январь
Рождественский обход дворов
Святочная вечёрка.
Сказка с припевками
1
1
1
Тоника, тональность.
Мажор, минор
Диез, бемоль
Строение мажорной гаммы.
Слуховой анализ интервалов.
0.5
0.5
1
0.5
0.5
февраль
Песни про папу.
Слушание солдатских песен.
Песни о маме.
Игры.
Масленичные заклички
1
0.5
1
0.5
1
Построение и пение гаммы от ноты «ре».
Аккорд.
Трезвучие.
Слуховой анализ интервалов и трезвучий.
Диктант.
1
0.5
0.5
1
1
март
Масленичные песни, частушки.
Игры.
Заклички весны.
Сказки с припевками.
Слушание T, S, D, К
Пение простых мелодий по нотам.
Диктант.
Пение интервалов.
1
1
1
1
апрель
Духовные стихи. Волочебные песни.
Пасхальные песни.
Шумовой оркестр.
1
1
1
1
Ритмический диктант.
Буквенные обозначения интервалов по карточкам.
Оттенки, штрихи, темп, характер.
1
2
1
май
День Победы.
Подготовка к отчётному концерту.
Отчётный концерт.
1
2
1
Закрепление материала. Проверочный урок.
Инструментальная музыка.
2
1
1
всего
29
29
итого
58
Примерный репертуар 2 года обучения.
Фигурные пальчиковые игры: «У котёнка в чашке», « Петушок», «У оленя», «Сова», «Болтали две сороки», «У филина», «Кашка –малашка», «Чи-чи-чи, сорока», «Ой, ребята, та-ра-ра», «Вышли пальчики гулять», «Птички», «Был у зайки огород».
Колыбельные песни: «Сон, сон, да покой», «А спи се со Богом»,
Хороводы: «Пошла коза по лесу», «Вейся капустка» «Журавлины длинны ноги», «Ой, как наши да ребята», «Шла матрёшка по дорожке», «Дударь, дударь», «Я на бочке сижу», «Частушки».
Сказки с напевами: «Золотой серпок», « Про козла», «Утка, охотник и лиса».
VII. Оборудование.
Реализация программы обеспечивается доступом к фондам учебных пособий. Программа « Музыкально-эстетическое развитие детей» обеспечивается учебно-методической документацией по учебным предметам, педагогическими кадрами, имеющими среднее и высшее профессиональное образование, соответствующее профилю, преподаваемого учебного предмета. Для реализации программы необходимы: просторный кабинет с зеркальной стеной, с площадкой для хороводов и подвижных игр. Столы, стулья. Аудио и видео аппаратура. Экран, доска, фортепиано. Перчаточные куклы, мягкие игрушки зверей, комплект шумового оркестра, балалайка.
VIII. Список литературы.
«Как во нашем дому». Учебно-методическое пособие/ Сост. Н.А. Овсянникова. – Новосибирск 2011г.
«Возвращение к истокам». Сборник образовательных программ/ Сост. Ж.Г. Никулина, Е.В. Овцина, С, Ю. Юкаева, Р.Н. Юкаев. Пермь 2016г.
«Заинька во садочке». Шуточные, хороводные, колыбельные песни, игры. Сост. А.В.Суровяк,Н.А. Тарасевич – Новосибирск 2002 г.
«Хрестоматия Сибирской русской народной песни». Детский народный календарь /Сост. В. Байтуганов, Т. Мартынова. – Новосибирск 2001г.
«Практическое руководство по музыкальной грамоте». / Сост. Г.Фридкин - Москва 1965 г.
«Эмоционально-образный подход в музыкальном развитии ребёнка». Т еоретические основы музыкальной грамоты. В.В. Кирюшин.
«Русские народные песни и сказки с напевами». Фольклорная азбука./Сост. Г.М. Науменко, - Москва 2001 г.
«Этнография детства». Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Сост. Г.М. Науменко, - Беловодье, Москва, 1998 г.
«Русские дети». Основы народной педагогики. /Российский этнографический музей./ Редактор И.И. Шангина – Санкт-Петербург 2006 г.