kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыкально-эстетическое развитие детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:создание развивающей среды дошкольника на основе народной педагогики. 

Задачи: развитие речи, памяти, мелкой моторики, музыкальных способностей, самовыражения, ориентации в пространстве, личностных ткачеств, позволяющих быть успешными в любой ситуации и воспитание терпения, чести, кротости, культуры общения в обществе и в семье, отцовства и материнства. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкально-эстетическое развитие детей"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ильинская детская школа искусств»



Принято Утверждаю

Педагогическим советом Директор

Протокол №_______ Кожокарь С.В._______________

От «____»__________2024 г. «____»___________2024 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.



Подготовительный класс.


«Музыкально-эстетическое развитие детей».

Срок обучения 2 года. Возраст детей 5,6 лет.



Разработчик:

Винокурова Т.М.

Преподаватель

музыкального отделения.


Рецензент:

Русских Н.В.

Преподаватель

музыкального отделения.









п. Ильинский, 2024 г.

  1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

программа в области музыкального искусства «Подготовительный класс», направленная на эстетическое, физическое и музыкальное развитие дошкольников, является учебно-методическим документом, сформированным МБУ ДО «Ильинская ДШИ» на основе рекомендаций Минкультуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (приложение к письму Минкультуры от 21 ноября 2013 г. №191-01039/06-ГИ).

Образовательная программа «Подготовительный класс» обеспечивает гармоничное воспитание дошкольников в возрасте 5,6 лет. Полный курс обучения по программе - 2 года.

Педагогическая практика на протяжении многих тысячелетий показала, что народная система воспитания самая эффективная в физическом, духовном и творческом развитии ребёнка. Она даёт ребёнку самые важные качества для будущей жизни, таких как активность, ловкость, сообразительность, доброта, отзывчивость, помощь ближнему, развивает творческие и музыкальные способности. В детской традиционной культуре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, творческих возможностей, включает целую систему музыкально-поэтических жанров.

Цель программы.

Создание развивающей среды, способствующей музыкально-эстетическому воспитанию, развитию творческого потенциала, формированию духовно-нравственных качеств, высокой коммуникативной культуры ребёнка дошкольного возраста на основе лучших образцов народной традиционной культуры.

Задачи программы.

- Создать условия для адаптации и подготовки детей к обучению и освоению учебного материала.

Приобретение детьми в процессе освоения разных видов деятельности (пения, движения под музыку, игры на народных шумовых и музыкальных инструментах):

- положительного эмоционального опыта;

- умения слушать и слышать музыку:

- опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Формирование у детей:

- комплекса первоначальных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства;

- мотивации к дальнейшему обучению;

- бережного отношения к истокам народной культуры.

Воспитание:

- культуры общения в коллективе и в семье;

- уважительного отношения между женским и мужским началом;

- нравственных норм жизни и поведения;

- чувства милосердия, взаимопомощи, терпения, ответственности за себя и за ближнего, чувства патриотизма, материнства и отцовства, чести, кротости.

Развитие:

- ориентации в пространстве;

- самовыражения;

- музыкальных способностей;

- личностных качеств, позволяющих быть успешными в любой ситуации.

Содержание программы ориентировано на:

- создание эффективной системы развития, обучения и воспитания детей раннего возраста, обеспечивающей высокое качество эмоционально-личностной вовлечённости детей и их родителей в музыкальную культуру, на основе традиционной системы воспитания, предполагая возможность применения изученного музыкального материала народной мудрости в дальнейшей жизни;

- возможность пробудить генетическую память ребёнка к своим историко-культурным корням, заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности;

- развитие детей физически и умственно с упором на развитие речи, музыкального слуха, ритма, памяти, внимания, любознательности, воображения, мелкой моторики рук, общей координации движений.

- воспитание ребёнка в творческой атмосфере, в обстановке доброжелательности и педагогической требовательности;

- формирование навыка самостоятельно контролировать свою учебную деятельность и объективно оценивать свой труд.

Программа разработана в целях всестороннего художественно-эстетического развития и подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в первом классе ДШИ музыкального отделения по программе предпрофессиональной направленности.

Актуальность данной программы продиктована современной социокультурной ситуацией, требующей ранней социализации личности ребёнка, адаптации ребёнка в коллективе и необходимостью воспитания гармоничной нравственно-здоровой личности, обладающей чувством патриотизма.

Структура образовательной программы.

- график образовательного процесса;

- планируемые результаты освоения материала;

- учебный план;

- тематическое планирование учебных предметов;

- примерный репертуар;

- оборудование;

- список литературы.

II. График образовательного процесса.

Срок обучения программы для детей, поступивших в подготовительный класс по программе «Музыкально-эстетическое развитие» - 2 года. Первый год обучения предусматривает возраст детей 5 лет. Второй год обучения – возраст детей 6 лет. Возможен вариант обучения детей 6 лет, не прошедших 1 год обучения с пятилетками, сразу с детьми 6 лет 2-ого года обучения.

Дети, закончившие курс обучения в подготовительном классе, при поступлении в 1 класс, проходят прослушивание на общих основаниях.

Занятия «Подготовительного класса» начинаются с 1 октября, заканчиваются 30 мая. Учебный процесс включает в себя каникулярное время, в период годичного цикла учебного процесса. Каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

.


III. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы «Подготовительный класс».

Минимум содержания программы «Подготовительный класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности, приобретение музыкально-практических навыков и основ музыкально-теоретических навыков.

Результаты освоения программы в области музыкально-практических навыков:

- наличие у обучающего интереса к музыке, её прослушиванию, инструментальному и вокальному исполнительству;

- умение интонировать простые мелодии в доступном диапазоне;

- накопление разнообразного репертуара для исполнения в кругу семьи;

- умение распознавать и воспроизводить голосом знакомые мелодии;

- приобретение элементарных навыков игры в ансамбле на шумовых инструментах;

- наличие у ребёнка творческой активности, заинтересованности, веры в себя.

В области основ музыкально-теоретических знаний:

- освоение нотной грамоты;

- приобретение начальных навыков нотного письма;

- знакомство с музыкальными понятиями (высота, звукоряд, октавы, метр, ритм, длительности, тембр, оттенки, штрихи);

- элементарные теоретические понятия (тон, полутон, звуки и ноты, паузы, ключи, тактовая черта, размер, сильные слабые доли, темп, лад, тональность, тоника, интервал, аккорд, характер, образ произведения);

- иметь представление о навыках сочинительства;

- приобретение навыка определения на слух характера и направления движения мелодии, ступеней лада, интервалов, длительностей.

- умение сольфеджирования простых знакомых мелодий в групповом и сольном исполнении;


VI. Учебный план.

При реализации образовательной программы «подготовительный класс используется учебный план, рассчитанный на 2 года обучения по двум предметам: «Музыкально-практические навыки», «Сольфеджио и музыкальная грамота». Уроки проходят в один день, один за другим с перерывом в 10 минут.

На первом году обучения дети осваивают музыкально-практические навыки:

- развивают дыхательный аппарат – осваивают дыхательные упражнения;

- развивают мелкую моторику - осваивают пальчиковые игры;

- развивают речь, – разучивают с куклами потешки, пестушки, воспитывая чувство материнства;

- учатся ориентироваться в пространстве – водят хороводы, играют подвижные игры, пляшут.

- учатся самовыражению – играют ролевые игры, сказки, поют частушки сольно;

- учатся чисто интонировать – поют колыбельные песни, песни праздников годового круга.

- изучают музыкальную грамоту в сказочной форме:

– знакомятся с понятиями (клавиатура, расположению нот на клавиатуре, звук, нота, нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд, расположение нот на нотоносце);

- учатся писать ноты – на линейках, между линейками.

- определяют на слух - движение мелодии вверх и вниз, на одном звуке, низкие, высокие, средние звуки, октавы.

- знакомятся с понятиями - длительности звуков, пульс, ритм.

На втором году обучения:

- дети повторяют пройденный материал более глубоко, добавляя более сложный репертуар. Большее внимание уделяется пению, чистому интонированию, вождению хороводов, ролевым и театрализованным играм, творческим занятиям, с акцентом на самостоятельную работу.

Музыкальная грамота переходит от сказки к музыкальной терминологии;

- знакомятся с понятиями – гамма, тональность, тоника, тон, полутон, интервал, аккорд.

- пение сольфеджио, ступеней по ручным знакам;

- знакомство со звучанием T, S, D, интервалов, мажора, минора;

- запись звукоряда, скрипичного ключа;

- интервальный состав гаммы до мажор.

- знаки, повышающие и понижающие ноту на пол тона - диез, бемоль, бекар,




1 год обучения.

Наименование предмета

Кол. часов в неделю

1.

Музыкально-практические навыки

1

2.

Сольфеджио и музыкальная грамота

1


Всего за неделю:

2


Всего за год:

58


2 год обучения.

Наименование предмета

Кол. часов в неделю

1.

Музыкально-практические навыки

1

2.

Сольфеджио и музыкальная грамота

1


Всего в неделю:

2


Всего за год:

58

  1. Продолжительность урока 30 минут.

  2. Форма занятий – групповая.

  3. Количество обучающихся в группе 6-10 человек.


V. Тематическое планирование

на 1 год обучения.

«Музыкально-практические навыки».

«Музыкальная грамота»


месяц


Задачи


тема


часы

О

К

Т

Я

Б

Р

ь

1.Знакомство и раскрепощение детей.

2. Развитие мелкой моторики, головного мозга, внимания.

3. Развитие певческого дыхательного аппарата .

4. Ориентация в пространстве, познавательная, социальная организованность.

5.Формирование навыка слушания и разбора содержания, характера, произведения.

6.формирование певческого аппарата, речи.

7.Музыкальная грамота.

1.Игровые формы с помощью перчаточной куклы.


2. Пальчиковые игры с загибанием пальчиков

3.Дыхательная гимнастика.


4. Хороводы. Подвижные игры.





5.Песни, музыкальные произведения осеннего содержания.



6.Осенние заклички, песни, считалки, приговорки.


7.Клавиатура. Расположение и нот на клавиатуре. Ритмослоги: четверти, восьмые, половинные целые.


0.5



0.5


0.5


1





0.5




1




4

Н

О

Я

Б

Р

ь

1.Раскрепощение детей.

2. Развитие мелкой моторики, терпения, сосредоточенности.

3. Развитие певческого дыхательного аппарата .

4. Тактильность, самовыражение, коллективное действие, координация движений, быстрота реакции.

5.Формирование навыка слушания и разбора содержания, характера, произведения.

6.формирование певческого аппарата.

7.Музыкальная грамота.

1. Повторение пройденного материала

2.Пальчиковые игры со счётом пальцев.


3.Дыхательные упражнения с пением.


4.Ролевые хороводные игры.


5.Репертуар осенних праздников, обрядов.



6.Разучивание обрядовых песен, дикция, скороговорки.





7.Закрепление пройденного материала. Тон, полутон. Интервалы: м2, б2.шестнадцатые ноты.

0.5

0.5


0.5


0.5


1




1





4


Д

Е

К

А

Б

Р

ь

1. Развитие координации движений,речи.

2. Развитие мелкой моторики, воображения, фантазии, интонации.

3. Развитие навыков дыхания в пении.

4. Воспитание коммуникации, самовыражения, ориентации в пространстве, развитие певческого аппарата.

5. Развитие творческих способностей.

6. Музыкальная грамота.

1.Пестовыание кукол


2.Пальчиковые игры с пением текста.


3.Распевание на простых Рождественских Христославках.

4. Святочные игры.






5.Театрализация вертепа совместно со старшей группой.

6.Закреплениен материала разными музыкальными формами, знакомство с шумовыми инструментами.

0.5


0.5


1


1






1


4

Я

Н

В

А

Р

ь

1. Развитие творческой активности, веры в себя.

2. Развитие коммуникабельности, тактильности, самовыражения.

3. Развитие певческого и дыхательного аппарата .

4 .Музыкальная грамота.

1.Рождественский обход дворов.


2.Святочная вечёрка с чаепитием (с родителями).



3.Разучивание зимних песен.


4.Расположение нот на нотоносце. Скрипичный ключ. Запись нот на линейках и между линейками.

1


1




1


3

Фе

В

Р

А

Л

ь

1. Музицирование.

2. Подготовка рук к игре на музыкальных инструментах.

3. Развитие певческого дыхательного аппарата .

4. Тактильность, самовыражение.

5.Формирование навыка слушания и разбора содержания, характера, произведения.

6. Музыкальная грамота.

1.Шумовой оркестр.

2. Фигурные пальчиковые игры.



3.Песени о папе и маме.


4.Сезонные хороводы.


5.Слушание солдатских песен.




6. Низкие, высокие, средние звуки. Октавы, движение мелодии вверх и вниз, на одном звуке.

1

0.5


1


1


0.5




4



МА

Р

Т


1. Духовное воспитание. Кротость.

2. Развитие координации движений, внимания.

3. Развитие певческого дыхательного аппарата .

4. Пробуждение положительных эмоций, развитие музыкального слуха, чувства ритма.

5.Формирование певческого аппарата.

6..Музыкальная грамота.

1. Колыбельные, духовные стихи .

2. Масленичные игры.



3.Масленичные заклички.


4.Пляски в сопровождении балалайки.




5.Масленичные песни. Частушки.



6. Размер 2/4. Ритм. Запись в тетради простых песенок с размером 2/4.

0.5


1



0.5


1




1




4

А

П

Р

Е

Л

ь

1. Воспитание материнства.

2. Развитие внимания, ритма, дикции.

3. Развитие певческого дыхательного аппарата .

4. Тактильность, самовыражение.

5.Формирование навыка слушания и разбора содержания, характера, произведения.

6. Воспитание коммуникации, развитие памяти, воображения.

7.Музыкальная грамота.

1. Колыбельные песни, потешки, пестушки, приговорки.


2.Стишки с хлопками.


3.Весенние заклички.


4.Весенние хороводы.


5.Колыбельные, волочебные песни.




6. Сказки с напевами.



7.Закрепление пройденного материала. Анализ песенного репертуара.

0.5



0.5


0.5


0.5


0.5




1.5



5

М

А

й

1. Формирование навыка слушания и разбора содержания. Воспитание патриотизма.

2. Развитие певческого дыхательного аппарата.

3. Воспитание артистичности, уверенности в себе, коммуникабельности.


7.Музыкальная грамота.

1. Песни к Дню Победы.





2. Детские песни военной тематики.


3. Отчётный концерт подготовительного класса.


7. Повторение пройденного материала.

1





1


1



3


Всего:

58


Тематическое планирование.

2 год обучения.




VI. Примерный репертуар 1 года обучения.

Пальчиковые игры с загибанием пальцев: «Ивану большаку», «Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик хочет спать», «первый пальчик, он большой», «Этот пальчик дедушка».

Фигурные пальчиковые игры: «Ладушки, испечём оладушки», «Заводим тесто», «Вьюги», « Ай, тат-та».

Дыхательные упражнения: «Мячик», «Насос» «Суп», «Греем окно», «Провода» .

Заклички: «Осень, осень в гости просим», «Голосёночка», «Солнышко покажись».

Рождественские песни: «Добрый тебе вечер», «Рождество христово, ангел прилетел»

Масленичные песни: «А мы масленницу дожидали», «А мы масленицу проводали».

Скороговорки: «Проворонила ворона воронёнка», «Пилил Филипп полено из лип»

Считалки: «Конь ретивый, долгогривый», «Пчёлы в поле полетели». «Собрались мы поиграть, а кому же начинать?

Хороводы: «Утром солнышко встаёт», «Как во нашем дому», «Мак маковистый», «Во саду ли, в огороде», «Заинька во садочке», «Вот мы сеяли лён», «Мой чёрный баран».

Игры: «Карусели», «Раздувайся пузырь», «У медведя во бору», «Овечки», «Золотые ворота», «Как у дядюшки Трифона», «На машине ехали», «Ветерок».

Пляски: «Маленькие ножки», «Мы платочки постираем», «Ложечки», «Бубен», «Воробушки».

Слушание музык: «Октябрь» П.Чайковского.

Песни для разучивания: «Падают, падают листья».

Колыбельные песни: «Господь тебя дал», «Зыбаю, по зыбаю», «Байки, по байки», «Купим сыныку валенки», «Баю, баю, спи, сестричка».

Пестушки: «Ночь прошла», «Потягунюшки», «Ри-та-та», «Гуркуй», «Тяни холсты», «Лунь плывёт», «Большие ноги», «Шла коза по мостику», «Дедушке поклон», «По кочкам».

Музыкальная грамота: «Сказка про Мишку», «Дамма Гамма», «Страна ритмических фигур», «Страна гармонических функций». «Сказочные интервалы».

Сказки с напевами: «Колобок», «Кораблик», «Песня волка».


Месяц

Музыкально-практические навыки

часы

Музыкальная грамота

часы

октябрь

Фигурные пальчиковые игры.

Дыхательные упражнения

Колыбельные песни.

Хороводы.

Подвижные игры

Осенние песни

0.5


0.5

0.5

0.5

1

1

Повторение нот на клавиатуре.

Запись звукоряда на нотоносце.

Пение гаммы.

Длительности.

Ритм. Размер.

0.5


1


0.5

1

1

ноябрь

Фигурные пальчиковые игры.

Дыхательные упражнения

Колыбельные песни пестушки, потешки.

Сказка с припевками

Подвижные игры

0.5

0.5

1


1

1

Закрепление нот на клавиатуре и нотоносце.

Интервалы м2, б2, м3, б3, ч4, ч5- на слух.

Шестнадцатые ноты,

Паузы.

Ритмический диктант

1



1


1


1

декабрь

Дыхательные упражнения

Колыбельные песни.

Рождественский вертеп

Музыкальные игры

0.5

0.5

2

1

Тон, полутон

Запись, пение устойчивых и не устойчивых ступеней.

Пение ступеней по ручным знакам.

Слушание интервалов

Ритмические фигуры.

0.5



1


0.5

1

1

январь

Рождественский обход дворов

Святочная вечёрка.

Сказка с припевками

1

1

1

Тоника, тональность.

Мажор, минор

Диез, бемоль

Строение мажорной гаммы.

Слуховой анализ интервалов.

0.5

0.5

1

0.5


0.5

февраль

Песни про папу.

Слушание солдатских песен.

Песни о маме.

Игры.

Масленичные заклички

1

0.5


1

0.5

1

Построение и пение гаммы от ноты «ре».

Аккорд.

Трезвучие.

Слуховой анализ интервалов и трезвучий.

Диктант.

1


0.5

0.5



1

1

март

Масленичные песни, частушки.

Игры.

Заклички весны.

Сказки с припевками.


Слушание T, S, D, К

Пение простых мелодий по нотам.

Диктант.

Пение интервалов.

1

1


1

1

апрель

Духовные стихи. Волочебные песни.

Пасхальные песни.

Шумовой оркестр.

1

1

1

1

Ритмический диктант.

Буквенные обозначения интервалов по карточкам.

Оттенки, штрихи, темп, характер.

1

2




1

май

День Победы.

Подготовка к отчётному концерту.

Отчётный концерт.


1

2


1

Закрепление материала. Проверочный урок.

Инструментальная музыка.

2


1

1

всего


29


29

итого


58


Примерный репертуар 2 года обучения.

Фигурные пальчиковые игры: «У котёнка в чашке», « Петушок», «У оленя», «Сова», «Болтали две сороки», «У филина», «Кашка –малашка», «Чи-чи-чи, сорока», «Ой, ребята, та-ра-ра», «Вышли пальчики гулять», «Птички», «Был у зайки огород».

Колыбельные песни: «Сон, сон, да покой», «А спи се со Богом»,

Хороводы: «Пошла коза по лесу», «Вейся капустка» «Журавлины длинны ноги», «Ой, как наши да ребята», «Шла матрёшка по дорожке», «Дударь, дударь», «Я на бочке сижу», «Частушки».

Музыкальные игры: «Купим мы, бабушка тебе курочку», «Наши зайки», «Горелки», «Лягушки, комары», Коршун», «Ручеёк».

Осенние песни: «Осень», «Урожай собирай»

Рождественские песни: «Эта ночь святая», «Рождественский тропарь».

Масленичные заклички, песни: «Ой, вставала я ранёшенько», «Эх, широкая ты, масленица», «Я поставила блины», «Прощай масленица», «гори, гори ясно».

Заклички весны: «Ой, кулики», жаворонушки», «Выйди, выйди, Иваньку».

Сказки с напевами: «Золотой серпок», « Про козла», «Утка, охотник и лиса».

VII. Оборудование.

Реализация программы обеспечивается доступом к фондам учебных пособий. Программа « Музыкально-эстетическое развитие детей» обеспечивается учебно-методической документацией по учебным предметам, педагогическими кадрами, имеющими среднее и высшее профессиональное образование, соответствующее профилю, преподаваемого учебного предмета. Для реализации программы необходимы: просторный кабинет с зеркальной стеной, с площадкой для хороводов и подвижных игр. Столы, стулья. Аудио и видео аппаратура. Экран, доска, фортепиано. Перчаточные куклы, мягкие игрушки зверей, комплект шумового оркестра, балалайка.


VIII. Список литературы.

  1. «Как во нашем дому». Учебно-методическое пособие/ Сост. Н.А. Овсянникова. – Новосибирск 2011г.

  2. «Возвращение к истокам». Сборник образовательных программ/ Сост. Ж.Г. Никулина, Е.В. Овцина, С, Ю. Юкаева, Р.Н. Юкаев. Пермь 2016г.

  3. «Заинька во садочке». Шуточные, хороводные, колыбельные песни, игры. Сост. А.В.Суровяк,Н.А. Тарасевич – Новосибирск 2002 г.

  4. «Хрестоматия Сибирской русской народной песни». Детский народный календарь /Сост. В. Байтуганов, Т. Мартынова. – Новосибирск 2001г.

  5. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». / Сост. Г.Фридкин - Москва 1965 г.

  6. «Эмоционально-образный подход в музыкальном развитии ребёнка». Т еоретические основы музыкальной грамоты. В.В. Кирюшин.

  7. «Русские народные песни и сказки с напевами». Фольклорная азбука./Сост. Г.М. Науменко, - Москва 2001 г.

  8. «Этнография детства». Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Сост. Г.М. Науменко, - Беловодье, Москва, 1998 г.

  9. «Русские дети». Основы народной педагогики. /Российский этнографический музей./ Редактор И.И. Шангина – Санкт-Петербург 2006 г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Музыкально-эстетическое развитие детей"

Автор: Татьяна Михайловна Винокурова

Дата: 26.09.2024

Номер свидетельства: 656886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства