Просмотр содержимого документа
«Музейное занятие «Дивная Хохлома» в подготовительной группе № 6»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа» ЭМР Саратовской области
413110, Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Аткарская тел. (8453) 75-27-44
Музейное занятие «Дивная Хохлома»
в подготовительной группе № 6
Воспитатель: Килодченко Ю.В.
2021 год
Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством «Хохлома» Задачи:
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей.
Формировать умение детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспонатами мини-музея
Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Воспитывать любовь к родному краю на основе знакомства с региональным компонентом - хохломской росписью.
Содействовать развитию речи: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
Предварительная работа:
Экскурсия в городской музей, рассматривание иллюстраций о хохломской росписи, рисование хохломских узоров, просмотр презентации «Золотая хохлома», дидактические игры: «Собери картинку», «Укрась посуду хохломским узором», «Четвертый лишний», заучивание стихов о Хохломе, загадывание загадок, сбор экспонатов для мини – музея, разучивание частушек.
Методические приемы:
игровая мотивация, художественное слово, рассказ воспитателя и детей, вопросы к детям, дидактические игры, поощрение, совет, индивидуальная помощь, музыкальное сопровождение.
Демонстрационный материал:
Экспонаты мини – музея, иллюстрации элементы хохломской росписи, дидактическая игра «Найди свой элемент узора», презентации.
Ход: Ребята, а у меня для вас хорошая новость!
Сегодня я вам покажу... Что? Отгадайте загадку: В нем есть предметы удивительные, Предметы редкие и восхитительные. Но покупать их не позволят. Не потому .что много стоят. Там собран клад вещей, Не магазин это,а..........(музей). -Вы готовы пойти в музей? (ответы детей). -В любом музеи- интересно. Что увидим -неизвестно. Станем все мы изучать, Будем все запоминать. тихо звучитфонограмма р.н.п «Камаринская»,
воспитатель с детьми подходят к Мини -музею. -А вот и наш музей. ( дети рассматривают выставку)
-Что мы видим? Что за диво? Роспись на предметах- смотрится красиво? Вот посуда для кашки ,ваза , чудо – блюдо, чашки ....
Вся посуда хороша, так и радуется душа.
-А как называется эта роспись? (это роспись -хохломская , хохломой расписывают деревянную посуду и мебель ).
- Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, русской красоты,
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра ,
Чтоб сказать , что есть в России чудо люди - мастера.
-Наш музей-- мини- музей-- значит маленький так как в нем находится небольшое количество предметов. А сейчас я вам покажу экспонаты из большого музея.
(посадить детей на стульчики)
Показ видео "Хохлома"
Мини -музей мы открыли ,
В нем посуду поместили , Но посуда не простая , Вся в узорах расписная !
(высказывания детей )
(Воспитатель обращает внимание на сундучок , предлагает поиграть в игру ) Игра «Положи слово в сундучок»
Вопрос: Хохломская посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .
Ребята, какое настроение у вас вызывает, хохломская посуда? (радостное, веселое от яркости и нарядности восхищение, восторг, удивление, изумление..)
-Назовите хорошие качества хохломской посуды? (легкая, не ржавеет, не боится не жары, ни холода, хорошо моется ,долговечна, по цене не дорогая. ) -Назовите плохие качества хохломской посуды? (нельзя в ней разогревать что-нибудь, боится огня, рисунок стирается от частого использования. ) -Этот вид росписи ,как будто, пронизан лучами света ,и солнечная хохлома напоминает нам о ....каком времени года? ( о лете, только летом солнце ярко светит....) -Посмотрите ,а какие цвета сочетаются в хохломе?(красный, черный, желтый и зеленый. ) - Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный). -Скажите ,а каким цветом называет народ хохлому? (золотая хохлома). -А почему ,как вы думаете ?(потому ,что в ней присутствует всегда яркий желтый цвет, а желтый, как золото.)
Воспитатель закрывает сундучок , хвалит детей (много слов назвали , сундучок полный ) А почему же нашу Хохлому называют золотой, хотите узнать? (ответы)
Тогда послушайте легенду.
-На Волгу в давние векапришёл мужик издалека.
Он был весёлый молодец, великий мастер и творец.
Он дом построил, начал жить, из липы стал он мастерить
Посуду, мебель и кадушки, детишкам разные игрушки.
Однажды, чуть заря зардела,к нему жар – птица прилетела.
Он птицу кашей накормил, душистым мёдом угостил.
И в благодарность за добро она дала ему перо.
«Взмахни ты им над всей посудой, и для тебя свершиться чудо».
Сказала так и улетела. Мужик же принялся за дело.
Махнул жар – птицыным пером, и засияло все кругом!
На чёрный фон, как ночь густая, ложилась краска золотая,
А сочных ягод красный цвет похож на утренний рассвет.
Вот здесь петух, а там цветы – всё небывалой красоты.
Народ от быстрого ума назвал ту роспись: «Хохлома».
Талант свой мастер не скрывал,его он детям передал,
А дети внуков научили, а те соседям раздарили.
О хохломе молва пошла, и слава та до нас дошла
Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Я рассказала вам легенду. На самом же деле процесс изготовления хохломских изделий очень не простой.
Показ видео "Этапы изготовления хохломских изделий"
Воспитатель обращает внимание детей на плакат"Хохлома, примеры узоров и орнаментов ." , -Посмотрите внимательно и назовите элементы ,которые вы видите в хохломской росписи?( травка. завитки, листья. ягоды, капельки, кустики...) Воспитатель дополняет ответы детей ,показывая другие элементы, и уточняет у детей их названия(осочки, усики, трилистики, криули, разные ягоды- малинка ,клубничка, черная и красная смородина, рябина, вишенка крыжовник ,брусника....)
-А кто может назвать самый главный, отличительный элемент хохломской росписи? ( завиток).
показ указкой на узор
-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома-Золотая Хохлома!
- Молодцы, ребята
-Все хохломские изделия выражают свои отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры
Дидактическая игра "Найди свой элемент узора" .
-А сейчас мы с вами поиграем.(на отдельном столе лежат большие карточки). на больших картах нарисованы предметы, расписанные под хохлому (ложка, ваза и др., а слева пустые окошки. Надо подобрать карточки, на которых есть элементы узора, используемые в этом рисунке (ягода, листок, веточка, завиток и др.)
Будьте внимательны!
(дети садятся на стульчики)
-А вот есть красивые хохломские изделия, которые могут быть еще и музыкальным инструментом. Догадайтесь что это?(ложки) .
Ложки, ложки резные, застучат в один момент. Непростые, хохломские -древнерусский инструмент. -
Показ видео «Игра на ложках» https://youtu.be/Z_QULVWauLI
-А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой –нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там предметы русских мастеров и, конечно же, яркие хохломские изделия!
-Через горы и моря, восхищается весь мир
–Ай да русский сувенир!
Показ видео «Золотая хохлома» https://youtu.be/Y-nIP3tJX5o
- Понравилось ли вам хохломские узоры? - Что расписывают мастера хохломскими узорами? (посуду..). - Из чего делают эту посуду? (из дерева). - Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки). - Какие цвета сочетаются в Хохломе? (золотой (жёлтый), красный, чёрный). -Что узнали нового? Что понравилось?
Воспитатель: На этом наша экскурсия заканчивается и на память хочу вручить вам буклеты