Практuческuе: экспериментирование, погружение в воображаемую ситуацию, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование и основные источники информации:
предметы: палочки по количеству детей коллекция ложек из разных материалов; презентации для детей: «История ложечки», «Ложки»; музыкальные записи.
Предварительная работа:
Знакомство с хохломской росписью.
Подготовка основы ложки.
Чтение стихотворения.
Рассматривание посуды с хохломской росписью.
Дид. игра «Магазин посуды»«Найди по описанию»
В:
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Дети становятся в круг (звучит музыка)
В: Ребята, а что за музыка (пеня) звучит? Какая она?
Д: Весёлая, русская народная.
В: А как можно танцевать под эту музыку?
Д: Хоровод.
В: Давайте все вместе поводим хоровод. ( танцуем и споем)
Д: Давайте.
(Воспитатель берёт вазочку с вареньем.)
В: Я приготовила ароматное, вкусное варенье и хотела бы вас угостить. Угощайтесь, ну, что же вы?
Д: А как?
В: Чем можно попробовать?
Д: Ложкой.
В: Ребята давайте вспомним стихтворение про ложку.
Ложка – труженик простой,
Кран подъемный городской.
Набирай скорей на ложку Кашу,
Суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.(И. Храмова)
В: Видите, ребята, оказывается, ложка - очень важный предмет и без него невозможно обойтись. За завтраком или обедом вы берёте в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была.
Хотите посмотреть и послушать интересную историю про ложку?
Д.: Да.
В: Предлагаю, пройти присесть на стульчики и внимательно посмотреть и послушать.
(слайд 1 - тема)
Презентация «История ложки»
(слайд 2 – первые люди)
Вопросы к детям по презентации:
- Что делают люди на картине?
- Чем они пользуются за столом?
- Как вы думаете, когда появились первые ложки?
(слайд 3 – первые ложки)
(слайд 4 – многообразие ложек)
- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек?
Рассказ воспитателя (слайд 5 – дублирование слайда 2).
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками пищу, так как у них был огонь, и не было никакой посуды, то они готовили только то, что можно было приготовить на костре.
Ребята, когда первые люди жили на Земле?
Д: Очень-очень давно.
Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 6 – первые ложки), добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 7 – ложки и предметы из глины), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными.
В них можно было хранить и варить еду (слайд 8 – глиняные дощечки для еды), а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку.
Чем можно было горячую пищу?
Д: Глиняными дощечками.
Так появилась посуда, и самая первая ложка.
Но в некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 9 – палочки которыми едят других странах), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии.
Чем едят в некоторых странах?
Д: Руками и палочками.
В: Но нам, конечно, удобнее есть суп и другие жидкие блюда при помощи ложки. Давайте, посмотрим, какими разными могут быть ложки (слайд 10 – разные ложки).
Из металлов: серебра, алюминия, из пластмассы, из дерева (простые и расписные).
Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд .
Например, для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки (слайд 11).
Для десерта – десертные (слайд 12),
Для чая – чайные (слайд 13),
Для острых специй – очень маленькие (слайд 14).
- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки?
Д: люди – мастера.
В: Хотите поиграть в игру?
Игра«Чудесный мешочек»
Цель: Закрепить из какого материала, сделаны ложки.
В: Как вы думаете, какие ложки самые красивые, потрачено больше времени, труда и любви мастера?
Д: деревянные, расписные.
В: Какие замечательные ложки изготовил мастер. А вы хотите превратиться в таких мастеров?
Д: Да.
В: Ребята, предлагаю сделать свои нарядные ложки?
Д: Давайте.
В: Тогда вы на ножке повертитесь и умельцев превратитесь.
Вот мы и в мастерской.
В: Для того чтобы ложечки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!
В: Проходите все сюда, рассаживайтесь. Обратите внимание, перед каждым и вас лежит ложка. Чем ваша ложка отличатся от моей?
Д: Ваша ложка красивая, яркая.
В: А чем они похожи?
Д: Тем, что сделаны из дерева.
В: Предлагаю преступить к украшению ваших деревянных дожек.
- Какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос). - Ребята, а что можно делать такими красивыми ложечками:
Д: Любоваться, играть в кукольном уголке.
В: А еще такие, деревянные ложки легко могут превратиться в музыкальные инструменты. Попробуем сыграть? Возьмите деревянные ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты. (Звучит народная музыка)«Танец с ложками» и дети играют на ложках.
В: Снова все мы покрутились и в детишек превратились.
В: Ребята, что нового мы сегодня узнали?
Д: Что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов.
В: Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового. А вам?
Ребята сейчас мы возьмём наше варенье пойдем, им угощаться и ароматным чаем наслаждаться.